Пятница, 29.03.2024, 03:29 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » На кухне + Рецепты

Для чего нужен подстаканник
Для чего нужен подстаканникТо, что в дореволюционной России любимым напитком был чай – факт общеизвестный. Подтвержденный к тому же авторитетом самого Александра Дюма-отца, который, кроме многих романов, написал еще и «Кулинарный словарь».

Автор «Кулинарного словаря» отмечал, что «лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России». Объяснялось все это просто: при перевозке по морю чай теряет свой вкус и ценные свойства. В Россию же ввозили чай по суше прямо из Китая.

В том же «Кулинарном словаре» А. Дюма рассказывал французам о другом удивительном русском обычае, относящемся к чаепитию: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».

А. Дюма-беллетрист мог бы, конечно, и присочинить. Но А. Дюма-бытописатель и путешественник писал чистую правду. Контрольная проверка по картинам русских художников-реалистов подтверждает: точно! Если за чаем изображена пара, то перед женщиной стоит фарфоровая чашечка и блюдце, а перед мужчиной – стеклянный стакан. В подстаканнике.

Судя по всему, подстаканник в том виде, в каком мы его знаем, появился на Руси в конце восемнадцатого века. Функция его первоначально была чисто технической. Горячий чай нагревал стекло – не притронешься. Вот и снабдили стакан ручкой, вставив в устройство первоначально неказистое. Однако, по тогдашним взглядам, весьма приличиствующее грубым мужским пальцам. И как бы оттеняющее прелесть фарфора, сжимаемого нежной женской ручкой. Или прелесть нежной женской ручки, сжимающей тонкую фарфоровую чашку. Ох, совсем я, однако, запутался!

Подстаканник, казалось бы, вещь прозаичная. Но в быту необходимая. Потому в конце 19-го века этот предмет на просторах Российской империи распространился чрезвычайно. Был он практически в каждом доме, богатом и не очень, у аристократов и у простолюдинов. Если бы в то время издавались гламурные журналы, они бы несомненно назвали подстаканник наряду с портсигаром одним из первейших мужских аксессуаров. И настоятельно рекомендовали бы читателям дарить знакомым мужчинам подстаканники. Впрочем, и без подобных рекомендаций общественное мнение дошло до такой мысли. Подстаканники, особенно серебряные, были популярнейшим подарком.

Спрос рождает предложение. Количество выпускаемых в дореволюционной России подстаканников вряд ли кто учитывал. Но количество это было весьма значительным. В конце 19-го века на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов – «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина» во Владимирской губернии – не менее тридцати процентов прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники. Если же говорить о качестве... Каких только подстаканников не выпускали тогда в России! Художественное оформление этого предмета стало своеобразной отраслью прикладного искусства. К слову сказать, исключительно российской отраслью. В других странах подстаканники как предмет сервировки чайного стола почти не использовались.

«Подстаканник, кажется, специфически русский предмет, нигде не пьют чай так, как в Москве». (Л. Улицкая. Казус Кукоцкого)

Подстаканники были штампованные или литые. Это позволяло разнообразить их внешний вид, а при изменении моды легко изменить оформление. В конце 19-го века в России вошел в моду древнерусский стиль. И появились подстаканники в виде бочонков, плетенных туесков и даже сработанные в виде сруба русской избы. Литые или штампованные украшения на теле подстаканника изображали богатырей и русских красавиц в кокошниках. Популярными были сцена охоты, где собаки терзали кабана или медведя, а также лихие тройки. Тройки эти, к слову сказать, оказались ужасно живучими, они украшали подстаканники, выпускавшиеся уже в советское время.

Знаменитые ювелиры, тот же Фаберже, делали золотые и серебряные с позолотой подстаканники. Чтобы ручки этих подстаканников не обжигали пальцев, их изготавливали из металла более дешевого, зато и менее теплопроводного, чем золото. Дабы «дешевка» не портила общего роскошного вида изделия, ручку покрывали красивой изысканной эмалью. Чуть попозже, на волне увлечения оперой Вагнера «Лоэнгрин», повествующей о принце-лебеде, появились подстаканники в виде фигуры лебедя. Еще позже, уже в начале 20-го века, появились подстаканники в стиле «Арт нуво».

А потом началась революция и, соответственно, закончилось производство подстаканников. Как предмета пролетариату, казалось бы, не нужного. Однако в каждой семье подстаканников было несколько, и дореволюционных запасов хватило надолго. На волне дефицита подстаканники, и до того ценившиеся, стали вещью особенно ценной. По крайней мере, в 1930-е годы они появились в приемных больших начальников и в наркоматах как символ советской роскоши. Для производства этого бедного богатства были даже выделены мощности на заводах наркомцветмета. Тот же завод по обработке цветных металлов в городе Кольчугине штамповал не только гильзы для снарядов и патронов, но и подстаканники тоже. Вообще, в советское время подстаканники входили в план 30 заводов и металлургических комбинатов. А еще, сверх плана, подстаканники «ваяли» на всякого рода зонах и оборонных предприятиях.

После Великой Отечественной войны в советской стране появился еще один массовый потребитель подстаканников – железнодорожный транспорт. Секрет популярности был прост – широкий и массивный подстаканник делал стакан устойчивее.

Сейчас многие коллекционируют подстаканники. И большая часть таких коллекций составлена из подстаканников советских времен. Делались они из латуни, мельхиора и даже из серебра. А по сюжетам, украшавшим их поверхность, можно было бы диссертацию писать. Кроме выжившей в революционных и военных перипетиях русской тройки, на них начали штамповать и другие предметы гордости: красную Москву, осененную праздничным салютом, памятники Юрию Долгорукому и Богдану Хмельницкому, а также и спутник, облетающий земной шар.

«Дерзай», – вздохнул Спиридонов и ушел, унося юбилейный подстаканник, на котором три серебряных спутника облетали земную горошину с одной-единственной страной на выпуклом боку». (Т. Толстая. Лимпопо)

Некоторые коллекционеры собирают подстаканники, как марки, по сериям: города СССР, памятники, цветы, праздничные даты, космические ракеты и спутники. Музей побед, да и только!
 
Засмотревшись на это великолепие, даже забываешь о том, что в «доброе старое время» чай в стакане был ублюдочный «Грузинский», сорт второй. Да к тому же вываренный хитрым проводником в содовом растворе, чтобы заварка казалась потемнее и погуще...
Категория: На кухне + Рецепты | Добавил: Mao (14.10.2013) | Автор: Марк Блау W
Просмотров: 1286 | Теги: подстаканник | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Логин:
Пароль:
Люди:
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700