Воскресенье, 24.11.2024, 08:13 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Спорт, снаряды

Как самостоятельно построить катамаран
Как самостоятельно построить катамаранКатамаран — древнее судно. Им еще с незапамятных вре­мен пользовались жители островов Тихого океана: древние мо­реплаватели Полинезии с по­мощью катамарана открыли и заселили острова на огромных пространствах от Индонезии до Новои Зеландии. Катамараны очень легки на ходу и очень остойчивы, благодаря чему люди пользуются ими и в наши дни. Катамаран очень удобен для рыбной ловли, грузовых перево­зок и даже плавания па большие расстояния.
 
В настоящее время катамара­ны, как парусные, так и мотор­ные, получили большое распрост­ранение среди спортсменов Евро­пы и Америки. Появились они и v нас. По Волге, например, ходят пассажирские и грузовые катамараны.
 
Суда этого типа исключитель­но остойчивы, плавание на них не опасно даже и для не особен­но опытных «мореплавателей». Конечно, вам не имеет смысла строить катамаран очень боль­ших размеров, скажем вроде океанского парусного катамара «Эб эид Флоу», имеющего длипу 12,5 м, ширину 7,7 м и площадь парусов 93 м. Такое судно вам и не понадобится.
 
Но вы вполне можете построить небольшой катамаран. Удобнее всего катамаран длиной 4,8 м, шириной 2,4 м, при ширине одно­го корпуса 0,7 м, глубине корпу­са 0,8 м (рис. 1), водоизме­щением при осадке 0,2 м, око­ло 800 кг.
 
 
Катамаран можно сделать из двух одинаковых корпусов, раз­мешенных на расстоянии 1 м друг от друга и имеющих одина­ковое расположение. Каждый корпус разделен переборками на форпик, носовой отсек, кормовой отсек и ахтерпик. Оба корпуса состоят из набора днищевых и скуловых стрингеров, форштев­ня, транцевой доски (рис. 2), привальных брусьев, брусьев об­вязки (рис. 3), обшивки, план­ширя и палубы (мостика).
 
 
 
Каждый корпус катамарана строится днищем вверх на од­ном и том же стапеле. Стапель сделан в виде коробки из сосно­вых досок (рис. 4) и крепится к полу помещения с помощью деревянных брусочков. На нем устанавливаются опорные стойки для крепления переборок на время постройки (рис. 5). Разме­ры стапеля и стоек берутся по рисункам 4 и 5, размеры опоры для форштевня — по рисунку 6. При постройке стапеля особое внимание следует обратить на точную его установку, так как от этого зависит качество постройки катамарана. Стапель ус­танавливается горизонтально по ватерпасу, а опорные стойки — вертикально по отвесу (кроме стойки для транцевой доски, ус­танавливаемой под углом в 78°). После установки на стойках на­до нанести линию диаметраль­ной плоскости.
 
 
 
 
Постройку катамарана удобнее всего начать с вырезания пере­борок и транцевой доски из фа­неры (рис. 7). Для проверки правильности вырезания восполь­зуйтесь таблицей плазовых орди­нат (рис. 8) и теоретическим чер­тежом (рис. 9). Переборки на стойках № 1,2 и 3, которые пона­добятся вам только для поддер­жания набора во время построй­ки, вырежьте из обычной фанеры толщиной 6—10 мм, а переборки корпуса № 4, 5 и 6 — из авиа­ционной фанеры толщиной 10 мм. Размеры, снятые с рисунка 7, на­несите в натуральную величину на фанеру карандашом. Перебо­рок № 4, 5 и 6 выпилите два комплекта, так как они понадобятся вам для двух корпусов.
 
 
 
 
Транцевые доски в двух ком­плектах выпиливаются из фанеры толщиной 10 мм: один комплект — правая и левая транцевые доски — выпиливаются пол­ностью, а второй комплект — каждая доска на 250 мм короче. Оба комплекта склеиваются. Ко­роткие доски кладутся внутрь катамарана. После выпиливания переборок корпуса по их пери­метру с обеих сторон наклеива­ются и прихватываются шурупами сосновые бруски, образующие шпангоуты. После выпиливания и прикрепления шпангоутов де­лаются вырезы для скуловых стрингеров (25X40 мм), днище­вых стрингеров (40X40 мм), форштевня (50X90 мм) и обвяз­ки (20X40 мм). Готовые перебор­ки чстанавливаются на стапель и слегка прихватываются гвоздя­ми к стойкам. После этого про­веряются точность установки и совпадение середины переборок с диаметральной плоскостью. После проверки переборки при­хватывают к стоикам четырьмя шурупами.
 
После переборок можно устанавлнвать стрингеры (начиная с днища), которые от транца до переборки № 4 «прихватывают­ся» гвоздями. Передние концы днищевых стрингеров соструги­ваются изнутри так, чтобы их об­щая ширина равнялась ширине выреза в переборке № 4 (50 мм). Затем стрингеры обрезают по пе­редней кромке переборки и дела­ют в них гнездо для установки замка форштевня.
 
Форштевень (рис. 10) склеива­ют из трех слоев: внутреннего (фанера толщиной 10 мм) и двух наружных (сосновые доски тол­щиной 20 мм). Обводы форштев­ня вырезаются по размерам, привсденным на рисунке. После склеивания и скрепления форш­тевня шурупами острой стамес­кой делают замки. Нижний за­мок вставляется в вырезы переборки № 4 и передних концов днищевых стрингеров. После под­гонки замка форштевня стрингеры крепят на клею и шурупах к транцевой доске и переборкам, а затем вклеивают форштевень и зажимают его шурупами с обе­их сторон за переборкой № 4. Скуловые стрингеры прикрепля­ются гвоздями к транцу и пере­боркам; передние концы стрин­геров обрезают по плоскости зам­ка форштевня. Когда вы подго­ните стрингеры, выньте гвозди из переборок корпуса № 4, 5 и 6, укрепите стрингеры на соответ­ствующих местах на клею и шу­рупах к переборкам № 4, 5 и 6, к транцу и форштевню. Гвозди из переборок № 1, 2 и 3 выни­мают только перед наклеиванием обшивки, чтобы носовая часть стрингеров приняла форму по обводам. После этого таким же способом подгоняются брусья об­вязки. Гвозди из обвязки, приби­тые к переборкам № 1, 2 и 3, вынимайте только перед обшив­кой корпуса. К форштевню об­вязка крепится над скуловыми стрингерами.
 
 
Набор готов, и можно присту­пать к малковке, то есть к сре­занию выступающих, мешающих прилеганию обшивки частей форштевня, стрингеров и обвяз­ки. После малковки проверьте переборки с № 4, прикладывая к бортам и днищу длинную ли­нейку, а поверх переборок № 1, 2 и 3 — шаблоны (рис. 11).
 
 
После окончательного укрепле­ния набора и малковки его при­ступают к обшивке корпуса фанерой толщиной 6 мм. Для раз­метки фанеру накладывают на набор (притягивая к набору струбцинами или шурупами) и проводят карандашом линии, по которым потом нарезают листы так, чтобы обрезанные кромки ложились на форштевень, стрин­гер и т. д. Для бортов каждого корпуса фанеру вырезают с та­ким расчетом, чтобы она была выше бруса обвязки на 10 мм, и оставляют некоторые припуски для лучшей подгонки швов на стрингерах, форштевне и транце­вой доске. При этом особенно тщательно подгоняют стыки лис­тов, которые располагают между переборками. Во всех случаях желательно, чтобы количество стыков было наименьшим и что­бы стыки не располагались на од­ной и той же шпации (проме­жутке между переборками), на днище и бортах. После оконча­тельной подгонки всех листов из такой же фанеры делают стыковые планки шириной 100—120 мм, эти планки накладываются из­нутри корпуса. Листы обшивки скрепляются между собой с по­мощью этих планок шурупами так, чтобы образовались цельные полотнища по всей длине корпу­са. Полотнищами проверяют при­легание обшивки к набору, пос­ле чего их разбирают, оконча­тельно склеивают и крепят шуру­пами.
 
Первой устанавливают обшив­ку бортов, затем обрезают при­пуски у стрингеров фанеры так, чтобы поверхность среза была параллельна поверхности стрин­гера и составляла ее продолже­ние. Обшивка днища состоит из трех полотнищ: двух, идущих от форштевня до транцевой доски, и третьего, треугольного, идуще­го от переборки № 4 до транце­вой доски. У транцевой доски полотнища обрезаются заподли­цо с задней кромкой доски; внут­реннее полотнище борта обре­зается заподлицо с передней кромкой доски.
 
Закончив обшивку, корпус сни­мают со стапеля и устанавлива­ют внутри него привальный брус, прикрепляемый к шпангоутам и обвязке на клею и шурупах. Меж­ду обвязкой и привальным бру­сом для крепления ставят по 2 бруска (30Х40Х100 мм) у пе­реборок и по 2—3 — на шпацию (рис. 12). К переборкам и тран­цевой доске привальный брус крепится кницами (рис. 13) на клею и шурупах.
 
 
 
Точно так же строится и вто­рой корпус.
 
После изготовления второго корпуса надо подобрать ровное место и поставить оба корпуса параллельно друг другу на рас­стоянии 1 м между внутренними бортами и соединить временными планками. После этого соеди­няют транцевые доски встык и изнутри накладывают стыковую планку из фанеры (10Х350Х500 мм), «прихватывают» шу­рупами и соединяют форштевни бимсом (рис. 14), сделанным из сосновой доски размерами 20Х200Х1900 мм. Верхняя часть этой доски стесана к носу, а нанижней по концам сделаны вы­резы для более плотного приле­гания к форштевню и брускам обвязки. В средней части корпуса во внутренних бортах вплотную к переборкам № 4 и 5 делают вырезы шириной 65 мм и высо­той 100 мм для установки брусов мостика (рис. 15), идущих от на­ружного борта одного корпуса до наружного борта другого. В наружных концах брусьев (65Х100Х2400 мм) делают гнез­да для привальных брусьев и брусьей обвязки (40X70 мм). Это позволит добиться того, что­бы наружные концы брусьев вплотную прилегали к обшивке борта. Против переборки № 6 в борту, обвязке и привальном брусе делается вырез размерами 10X200 мм для размещения кор­мового бимса, в котором, в свою очередь, делается снизу гнездо для обвязки и привального бруса, а сверху в торце — вырез раз­мерами 60X70 мм для перебор­ки (рис. 16). Все поперечные соединения временно «прихватывают» гвоздями или шурупами. Выровняв корпуса (рис. 17), прежде всего ставят на клей и «прихватывают» окончательно шурупами стыковую планку тран­цевых досок, затем кормовой и носовой бимсы склеивают и за­крепляют шурупами, а брусья мостика крепят к переборкам болтами (по 4 болта 15X90 мм в каждой переборке).
 
 
 
 
 
Скрепив оба корпуса, присту­пают к настилке палубы из фа­неры толщиной 10 мм, которая должна покрывать сверху весь катамаран, кроме кокпитов и ахтерпиков. Такая толщина палу­бы принимается вследствие того, что на волне в палубе возникают значительные напряжения.
 
Палубу размечают, наклады­вая листы фанеры сверху на кор­пуса и нанося карандашом линии разреза. После этого листы со­единяют стыковыми планками, накладывают на корпуса и окончательно подгоняют на место. Фанеру крепят на клею и шуру­пах к привальному брусу и об­вязке с шагом 100 мм. В районе кокпитов палуба должна высту­пать над кокпитом на 10 мм.
 
Когда все соединения корпусов окончательно просохнут, на на­ружный борт в районе кокпитов и до транцевой доски на клею и шурупах пришивается планширь из сосновой доски размерами 10X90X3600 мм. В местах со­единения планширя с палубой в нем снизу делается вырез раз­мерами 5Х10 мм. Такой же вы­рез делается сверху в палубе для более надежного соединения.
 
Теперь остается установить только рулевое управление и бан­ки (сиденья). Банки делают в ви­де ящиков из обычной фанеры на обвязке из сосновых брусков раз­мерами 20X40 мм (рис. 18). Спинку делают из такой же фа­неры на раме из брусков. Верх­нюю крышку «ящика» можно сделать на петлях, если места под банками хотят использовать для хранения вещей. На верхней крышке на расстоянии 100 мм от задней кромки параллельно ей привинчивают брусок размерами 40X50 мм, к которому кре­пят нижнюю кромку спинки, а в верхнюю — к переборке. Бан­ки ставятся на паел, которвш на­стилают внутри кокпитов из фа­неры. Паел делается из двух щитов. Если паела нет, то бан­ки крепятся к стрингерам с по­мощью небольших брусочков, идущих от борта к борту. Банки ставят ближе к внутреннему бор­ту, чтобы их спинки не мешали проводке штуртроса. При по­стройке катамарана можно при­менить водостойкую авиацион­ную фанеру (ГОСТ 102—49), сосновые бруски и доски без суч­ков, дубовые доски и клей «ВИАМ Б-3». Для крепления используются гвозди и шурупы.
 
 
При склеивании деталей ката­марана необходимо соблюдать определенный порядок: детали предварительно собирать на шу­рупах, подгонять их на место, а затем разбирать и тщательно очищать перед склеиванием. Клей «ВИАМ Б-3» наносится на склеиваемые поверхности, и они выдерживаются на воздухе в за­висимости от температуры воз­духа в течение 5—12 мин., после чего детали складываются, скле­иваются и стягиваются шурупа­ми в шахматном порядке с ша­гом около 50 мм. Кроме того, склеиваемые детали должны быть сжаты между собой грузом или струбцинами; под давлением они должны находиться в тече­ние 10—15 час., а затем хорошо просохнуть «без давления» при температуре не ниже 16° в тече­ние 50—60 час. Перед склеива­нием обязательно проверьте па­раллельность соединяемых поверхностей.
 
Дальнейшее оборудование катамарана зависит от типа подвес­кою мотора. В зависимости от величины мотора в транце де­лаются вырезы, с тем чтобы ось гребного винта была расположе­на ниже днища на величину по­ловины диаметра гребного винта плюс 30—50 мм. От количества моторов зависит число вырезов. При двух моторах вырезы делаются в транцах корпусов, а при одном — посередине транца ка­тамарана. Одним мотором мож­но управлять с мостика, а при двух необходимо более сложное рулевое устройство.
 
В левом корпусе по его диа­метральной плоскости устанав­ливают под углом к переборке сосновую доску (рис. 19), на рас­стоянии около 500 мм от пере­борки на диаметральной плоскости корпуса к стрингерам кре­пится нижний конец доски, а верхний ее конец — к брусу мос­тика. К этой доске крепится штурвал рулевого управления, для которого лучше всего взять легкое рулевое колесо малолит­ражного автомобиля диаметром около 300 мм. От величины коле­са зависит, где просверлить от­верстие для пропускания вала колеса, а также место установ­ки дубового бруска для упора. Колесо устанавливают так, чтобы его край немного выступал над планширем. Для того чтобы вал не выскакивал из доски, позади нее ставят шайбу и, просверлив отверстие в валу, пропускают сквозь него небольшой болтик, на конце которого навинчивают гайку. Перед доской на валу штурвала крепят деревянный барабан для штуртроса — мягкого стального тросика диаметром около 3 мм. Диаметр барабана — 80 мм. Схема проводки штуртроса приведена на рисун­ке 20.
 
 
 
Трос от барабана идет в обе стороны. Вправо он проходит сквозь отверстия в обоих внутренних бортах корпусов, просвер­ленных ниже привальных брусь­ев. В отверстия диаметром около 10 мм пропускают алюминиевые трубки длиной немного больше толщины борта. Излишки трубки с обоих концов разрезают вдоль на четыре-шесть частей, отгиба­ют и приколачивают к бортам мелкими гвоздиками. Такие же трубки ставят в отверстия в переборках № 5, а разрезанные пополам трубки — в желоба, вы­резанные сверху на переборках № 6. В наружных углах у пере­борок № 4 под привальным бру­сом и к планширю за переборкой № 6 ставят блоки. Трос вправо от барабана проходит сквозь борта, пропускается через блок у переборки № 4, сквозь пере­борку № 5, поверх переборки № 6 и после блока крепится к мотору. Трос от барабана, идущий влево, проходит через блок у перебор­ки № 4, сквозь переборку № 5, поверх переборки № 6 и после блока также крепится к мотору. Если вы применяете сразу два мотора, то между ними надо по­ставить тягу из тросика или ме­таллического прута.
 
В оба тросика посередине кор­мовых отсеков вделываются тал­репы (винтовые натяжки) для регулировки натяжения штур­троса.
 
После окончания столярных работ приступают к окраске ка­тамарана. Перед окраской зачищают корпус и тщательно шпак­люют все швы нитрошпаклевкой. После высыхания шпаклевки ее зачищают стеклянной шкуркой. Корпус окрашивается нитрокрас­ками или масляными красками. Перед окраской нитрокрасками корпус грунтуют нитрогрунтовкой «ДД-113» или бесцветным нитролаком.
 
Если у вас нет авиационной фанеры и пришлось воспользо­ваться обычной, то ее следует покрыть со всех сторон два-три раза горячей натуральной оли­фой. После этого корпус можно красить масляными красками. После окраски катамарана ста­вят на места швартовые «утки»: по две в носу и в корме. Жела­тельно оборудовать катамаран ходовыми огнями: трехцветным фонарем на носу и белым гако-бортным — на корме. Устанавли­вается также звуковой сигналь­ный горн любой системы. В ка­честве источника тока для фона­рей можно применить небольшие аккумуляторы, заряжаемые на берегу.
 
Катамаран, с которым вы по­знакомились, можно также ис­пользовать с парусным вооружением. Для этого надо установить рули и мачту с парусом (см. вкладку в конце текста). Рули (рис. 21) навеши­ваются на транцах обоих корпу­сов и имеют румпель, рулевую коробку, перо руля, обойму, пет­ли и соединительные болты. Ру­левая коробка делается из двух сосновых досок (20Х200Х700 мм), между которыми по­мещается прокладка из фанеры толщиной 6 мм, не доходящая до низа досок на 200 мм. Перо руля (листовое железо толщиной 5 мм) имеет в нижней части задней кромки отверстие для сорлиня — тросика, которым перо руля под­нимается и опускается. Румпели (дуб, 45X45X1000 мм) соеди­няются между собой алюминие­вой тягой для одновременного управления обоими рулями.
 
 
Мачта (ель, 80X5000 мм, рис. 22) своим шпором квадратного сечения (55X55 мм) ставится в степс-гнездо в дубовой дос­ке, прикрепляемой шурупами или болтами к палубе в диаметральной плоскости (посередине) ка­тамарана над носовым брусом мостика. К бортам мачта крепит­ся вантами из стального троса диаметром 4—6 мм, который петлей надевается на чиксы у топа мачты, а нижними концами кре­пится к талрепам (винтовым на­тяжкам). Талрепы крепятся к вантпутенсам (рис. 23). Точно так же укрепляется и штаг, только его талреп крепится к обуху, ввинченному в носовой бимс в диаметральной плоскости.
 
 
 
Гик (рис. 24) делается из ели (60X3000 мм), а его «усы» — из дуба (20X50X200 мм). Гика-шкот проводится через три бло­ка, два из которых крепят за обухи на палубе, ввинченные по диаметральной плоскости, а тре­тий привязан к гику.
 
 
Парус надо выкроить по черте­жу рисунка 25. Фал паруса при­вязывают к фаловому углу, про­пускают через шкив в топе мачты и, подняв парус, крепят за «утку» на мачте. Галс паруса (ввязанный в галсовый угол па­руса) крепят ко второй «утке» на мачте, а шкот паруса — за пок (конец) гика.
 
 
Для постройки катамарана вам потребуются следующие материа­лы (размеры даны в миллимет­рах):
 
1. Фанера березовая авиаци­онная (ГОСТ 102—49):
а) толщиной 6 мм — 20 лис­тов, размером 1000X800 мм (борта, днище, паел);
б) толщиной 10 мм — 19 лис­тов, размером 1500X700 мм (форштевень, переборки, транец, палуба).
 
2. Фанера березовая или сос­новая толщиной 6 мм — 10 ли­стов, размером 1000X800 мм (переборки, стапели, банки, шаб­лоны).
 
3. Доски и бруски сосновые, размерами (в мм): 20X40X5000 — 8 шт. (обвяз­ка, привальный брус), 20X40X1100 — 22 шт. (обвяз­ка банок и т. п.), 25X40X5000 — 4 шт. (скуло­вые стрингеры), 40X40X4000 — 4 шт. (днище­вые стрингеры), 25X50X1200 — 30 шт. (шпан­гоуты), 10X90X3650 — 2 шт, (план­ширь), 20Х400Х1500 — 4 шт. (форш­тевни), 30X300X1000—1 шт. (опора штурвала), 20X200X4900 — 4 шт. (ста­пель, стапельные стойки), 20X200X1900 — 1 шт. (носо­вой бимс), 20X200X1140—1 шт.. (кор­мовой бимс), 65Х100Х2400 — 2 шт. (брусья мостика).
 
4. Крепежный материал:
Болты стальные 15X90 — 16 шт.
Шурупы 4X60 — 160 шт. 
3X30 — 600 шт. 
3X18 — 1600 шт. 
2,5X9 — 500 шг.
Гвозди 2X50 — 2 кг.
 
5. Клей и краски: Клей «ВИАМ Б-3» — 10 кг. Нитрошпаклевка «АШ-30» — 3 кг. Нитрогрунтовка «ДА-113» — 30 кг. Нитроэмаль «ДМ» — 20 кг.
 
 
Автор: Н. Григорьев, капитан дальнего плавания
По материалам журнала "Оный моделист-конструктор"
Категория: Спорт, снаряды | Добавил: Mao (18.07.2012) | Автор: Н. Григорьев
Просмотров: 15937 | Теги: катамаран | Рейтинг: 4.9/12
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Люди:
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700