Катамаран — древнее судно. Им еще с незапамятных времен пользовались жители островов Тихого океана: древние мореплаватели Полинезии с помощью катамарана открыли и заселили острова на огромных пространствах от Индонезии до Новои Зеландии. Катамараны очень легки на ходу и очень остойчивы, благодаря чему люди пользуются ими и в наши дни. Катамаран очень удобен для рыбной ловли, грузовых перевозок и даже плавания па большие расстояния.
В настоящее время катамараны, как парусные, так и моторные, получили большое распространение среди спортсменов Европы и Америки. Появились они и v нас. По Волге, например, ходят пассажирские и грузовые катамараны.
Суда этого типа исключительно остойчивы, плавание на них не опасно даже и для не особенно опытных «мореплавателей». Конечно, вам не имеет смысла строить катамаран очень больших размеров, скажем вроде океанского парусного катамара «Эб эид Флоу», имеющего длипу 12,5 м, ширину 7,7 м и площадь парусов 93 м. Такое судно вам и не понадобится.
Но вы вполне можете построить небольшой катамаран. Удобнее всего катамаран длиной 4,8 м, шириной 2,4 м, при ширине одного корпуса 0,7 м, глубине корпуса 0,8 м (рис. 1), водоизмещением при осадке 0,2 м, около 800 кг.
Катамаран можно сделать из двух одинаковых корпусов, размешенных на расстоянии 1 м друг от друга и имеющих одинаковое расположение. Каждый корпус разделен переборками на форпик, носовой отсек, кормовой отсек и ахтерпик. Оба корпуса состоят из набора днищевых и скуловых стрингеров, форштевня, транцевой доски (рис. 2), привальных брусьев, брусьев обвязки (рис. 3), обшивки, планширя и палубы (мостика).
Каждый корпус катамарана строится днищем вверх на одном и том же стапеле. Стапель сделан в виде коробки из сосновых досок (рис. 4) и крепится к полу помещения с помощью деревянных брусочков. На нем устанавливаются опорные стойки для крепления переборок на время постройки (рис. 5). Размеры стапеля и стоек берутся по рисункам 4 и 5, размеры опоры для форштевня — по рисунку 6. При постройке стапеля особое внимание следует обратить на точную его установку, так как от этого зависит качество постройки катамарана. Стапель устанавливается горизонтально по ватерпасу, а опорные стойки — вертикально по отвесу (кроме стойки для транцевой доски, устанавливаемой под углом в 78°). После установки на стойках надо нанести линию диаметральной плоскости.
Постройку катамарана удобнее всего начать с вырезания переборок и транцевой доски из фанеры (рис. 7). Для проверки правильности вырезания воспользуйтесь таблицей плазовых ординат (рис. 8) и теоретическим чертежом (рис. 9). Переборки на стойках № 1,2 и 3, которые понадобятся вам только для поддержания набора во время постройки, вырежьте из обычной фанеры толщиной 6—10 мм, а переборки корпуса № 4, 5 и 6 — из авиационной фанеры толщиной 10 мм. Размеры, снятые с рисунка 7, нанесите в натуральную величину на фанеру карандашом. Переборок № 4, 5 и 6 выпилите два комплекта, так как они понадобятся вам для двух корпусов.
Транцевые доски в двух комплектах выпиливаются из фанеры толщиной 10 мм: один комплект — правая и левая транцевые доски — выпиливаются полностью, а второй комплект — каждая доска на 250 мм короче. Оба комплекта склеиваются. Короткие доски кладутся внутрь катамарана. После выпиливания переборок корпуса по их периметру с обеих сторон наклеиваются и прихватываются шурупами сосновые бруски, образующие шпангоуты. После выпиливания и прикрепления шпангоутов делаются вырезы для скуловых стрингеров (25X40 мм), днищевых стрингеров (40X40 мм), форштевня (50X90 мм) и обвязки (20X40 мм). Готовые переборки чстанавливаются на стапель и слегка прихватываются гвоздями к стойкам. После этого проверяются точность установки и совпадение середины переборок с диаметральной плоскостью. После проверки переборки прихватывают к стоикам четырьмя шурупами.
После переборок можно устанавлнвать стрингеры (начиная с днища), которые от транца до переборки № 4 «прихватываются» гвоздями. Передние концы днищевых стрингеров состругиваются изнутри так, чтобы их общая ширина равнялась ширине выреза в переборке № 4 (50 мм). Затем стрингеры обрезают по передней кромке переборки и делают в них гнездо для установки замка форштевня.
Форштевень (рис. 10) склеивают из трех слоев: внутреннего (фанера толщиной 10 мм) и двух наружных (сосновые доски толщиной 20 мм). Обводы форштевня вырезаются по размерам, привсденным на рисунке. После склеивания и скрепления форштевня шурупами острой стамеской делают замки. Нижний замок вставляется в вырезы переборки № 4 и передних концов днищевых стрингеров. После подгонки замка форштевня стрингеры крепят на клею и шурупах к транцевой доске и переборкам, а затем вклеивают форштевень и зажимают его шурупами с обеих сторон за переборкой № 4. Скуловые стрингеры прикрепляются гвоздями к транцу и переборкам; передние концы стрингеров обрезают по плоскости замка форштевня. Когда вы подгоните стрингеры, выньте гвозди из переборок корпуса № 4, 5 и 6, укрепите стрингеры на соответствующих местах на клею и шурупах к переборкам № 4, 5 и 6, к транцу и форштевню. Гвозди из переборок № 1, 2 и 3 вынимают только перед наклеиванием обшивки, чтобы носовая часть стрингеров приняла форму по обводам. После этого таким же способом подгоняются брусья обвязки. Гвозди из обвязки, прибитые к переборкам № 1, 2 и 3, вынимайте только перед обшивкой корпуса. К форштевню обвязка крепится над скуловыми стрингерами.
Набор готов, и можно приступать к малковке, то есть к срезанию выступающих, мешающих прилеганию обшивки частей форштевня, стрингеров и обвязки. После малковки проверьте переборки с № 4, прикладывая к бортам и днищу длинную линейку, а поверх переборок № 1, 2 и 3 — шаблоны (рис. 11).
После окончательного укрепления набора и малковки его приступают к обшивке корпуса фанерой толщиной 6 мм. Для разметки фанеру накладывают на набор (притягивая к набору струбцинами или шурупами) и проводят карандашом линии, по которым потом нарезают листы так, чтобы обрезанные кромки ложились на форштевень, стрингер и т. д. Для бортов каждого корпуса фанеру вырезают с таким расчетом, чтобы она была выше бруса обвязки на 10 мм, и оставляют некоторые припуски для лучшей подгонки швов на стрингерах, форштевне и транцевой доске. При этом особенно тщательно подгоняют стыки листов, которые располагают между переборками. Во всех случаях желательно, чтобы количество стыков было наименьшим и чтобы стыки не располагались на одной и той же шпации (промежутке между переборками), на днище и бортах. После окончательной подгонки всех листов из такой же фанеры делают стыковые планки шириной 100—120 мм, эти планки накладываются изнутри корпуса. Листы обшивки скрепляются между собой с помощью этих планок шурупами так, чтобы образовались цельные полотнища по всей длине корпуса. Полотнищами проверяют прилегание обшивки к набору, после чего их разбирают, окончательно склеивают и крепят шурупами.
Первой устанавливают обшивку бортов, затем обрезают припуски у стрингеров фанеры так, чтобы поверхность среза была параллельна поверхности стрингера и составляла ее продолжение. Обшивка днища состоит из трех полотнищ: двух, идущих от форштевня до транцевой доски, и третьего, треугольного, идущего от переборки № 4 до транцевой доски. У транцевой доски полотнища обрезаются заподлицо с задней кромкой доски; внутреннее полотнище борта обрезается заподлицо с передней кромкой доски.
Закончив обшивку, корпус снимают со стапеля и устанавливают внутри него привальный брус, прикрепляемый к шпангоутам и обвязке на клею и шурупах. Между обвязкой и привальным брусом для крепления ставят по 2 бруска (30Х40Х100 мм) у переборок и по 2—3 — на шпацию (рис. 12). К переборкам и транцевой доске привальный брус крепится кницами (рис. 13) на клею и шурупах.
Точно так же строится и второй корпус.
После изготовления второго корпуса надо подобрать ровное место и поставить оба корпуса параллельно друг другу на расстоянии 1 м между внутренними бортами и соединить временными планками. После этого соединяют транцевые доски встык и изнутри накладывают стыковую планку из фанеры (10Х350Х500 мм), «прихватывают» шурупами и соединяют форштевни бимсом (рис. 14), сделанным из сосновой доски размерами 20Х200Х1900 мм. Верхняя часть этой доски стесана к носу, а нанижней по концам сделаны вырезы для более плотного прилегания к форштевню и брускам обвязки. В средней части корпуса во внутренних бортах вплотную к переборкам № 4 и 5 делают вырезы шириной 65 мм и высотой 100 мм для установки брусов мостика (рис. 15), идущих от наружного борта одного корпуса до наружного борта другого. В наружных концах брусьев (65Х100Х2400 мм) делают гнезда для привальных брусьев и брусьей обвязки (40X70 мм). Это позволит добиться того, чтобы наружные концы брусьев вплотную прилегали к обшивке борта. Против переборки № 6 в борту, обвязке и привальном брусе делается вырез размерами 10X200 мм для размещения кормового бимса, в котором, в свою очередь, делается снизу гнездо для обвязки и привального бруса, а сверху в торце — вырез размерами 60X70 мм для переборки (рис. 16). Все поперечные соединения временно «прихватывают» гвоздями или шурупами. Выровняв корпуса (рис. 17), прежде всего ставят на клей и «прихватывают» окончательно шурупами стыковую планку транцевых досок, затем кормовой и носовой бимсы склеивают и закрепляют шурупами, а брусья мостика крепят к переборкам болтами (по 4 болта 15X90 мм в каждой переборке).
Скрепив оба корпуса, приступают к настилке палубы из фанеры толщиной 10 мм, которая должна покрывать сверху весь катамаран, кроме кокпитов и ахтерпиков. Такая толщина палубы принимается вследствие того, что на волне в палубе возникают значительные напряжения.
Палубу размечают, накладывая листы фанеры сверху на корпуса и нанося карандашом линии разреза. После этого листы соединяют стыковыми планками, накладывают на корпуса и окончательно подгоняют на место. Фанеру крепят на клею и шурупах к привальному брусу и обвязке с шагом 100 мм. В районе кокпитов палуба должна выступать над кокпитом на 10 мм.
Когда все соединения корпусов окончательно просохнут, на наружный борт в районе кокпитов и до транцевой доски на клею и шурупах пришивается планширь из сосновой доски размерами 10X90X3600 мм. В местах соединения планширя с палубой в нем снизу делается вырез размерами 5Х10 мм. Такой же вырез делается сверху в палубе для более надежного соединения.
Теперь остается установить только рулевое управление и банки (сиденья). Банки делают в виде ящиков из обычной фанеры на обвязке из сосновых брусков размерами 20X40 мм (рис. 18). Спинку делают из такой же фанеры на раме из брусков. Верхнюю крышку «ящика» можно сделать на петлях, если места под банками хотят использовать для хранения вещей. На верхней крышке на расстоянии 100 мм от задней кромки параллельно ей привинчивают брусок размерами 40X50 мм, к которому крепят нижнюю кромку спинки, а в верхнюю — к переборке. Банки ставятся на паел, которвш настилают внутри кокпитов из фанеры. Паел делается из двух щитов. Если паела нет, то банки крепятся к стрингерам с помощью небольших брусочков, идущих от борта к борту. Банки ставят ближе к внутреннему борту, чтобы их спинки не мешали проводке штуртроса. При постройке катамарана можно применить водостойкую авиационную фанеру (ГОСТ 102—49), сосновые бруски и доски без сучков, дубовые доски и клей «ВИАМ Б-3». Для крепления используются гвозди и шурупы.
При склеивании деталей катамарана необходимо соблюдать определенный порядок: детали предварительно собирать на шурупах, подгонять их на место, а затем разбирать и тщательно очищать перед склеиванием. Клей «ВИАМ Б-3» наносится на склеиваемые поверхности, и они выдерживаются на воздухе в зависимости от температуры воздуха в течение 5—12 мин., после чего детали складываются, склеиваются и стягиваются шурупами в шахматном порядке с шагом около 50 мм. Кроме того, склеиваемые детали должны быть сжаты между собой грузом или струбцинами; под давлением они должны находиться в течение 10—15 час., а затем хорошо просохнуть «без давления» при температуре не ниже 16° в течение 50—60 час. Перед склеиванием обязательно проверьте параллельность соединяемых поверхностей.
Дальнейшее оборудование катамарана зависит от типа подвескою мотора. В зависимости от величины мотора в транце делаются вырезы, с тем чтобы ось гребного винта была расположена ниже днища на величину половины диаметра гребного винта плюс 30—50 мм. От количества моторов зависит число вырезов. При двух моторах вырезы делаются в транцах корпусов, а при одном — посередине транца катамарана. Одним мотором можно управлять с мостика, а при двух необходимо более сложное рулевое устройство.
В левом корпусе по его диаметральной плоскости устанавливают под углом к переборке сосновую доску (рис. 19), на расстоянии около 500 мм от переборки на диаметральной плоскости корпуса к стрингерам крепится нижний конец доски, а верхний ее конец — к брусу мостика. К этой доске крепится штурвал рулевого управления, для которого лучше всего взять легкое рулевое колесо малолитражного автомобиля диаметром около 300 мм. От величины колеса зависит, где просверлить отверстие для пропускания вала колеса, а также место установки дубового бруска для упора. Колесо устанавливают так, чтобы его край немного выступал над планширем. Для того чтобы вал не выскакивал из доски, позади нее ставят шайбу и, просверлив отверстие в валу, пропускают сквозь него небольшой болтик, на конце которого навинчивают гайку. Перед доской на валу штурвала крепят деревянный барабан для штуртроса — мягкого стального тросика диаметром около 3 мм. Диаметр барабана — 80 мм. Схема проводки штуртроса приведена на рисунке 20.
Трос от барабана идет в обе стороны. Вправо он проходит сквозь отверстия в обоих внутренних бортах корпусов, просверленных ниже привальных брусьев. В отверстия диаметром около 10 мм пропускают алюминиевые трубки длиной немного больше толщины борта. Излишки трубки с обоих концов разрезают вдоль на четыре-шесть частей, отгибают и приколачивают к бортам мелкими гвоздиками. Такие же трубки ставят в отверстия в переборках № 5, а разрезанные пополам трубки — в желоба, вырезанные сверху на переборках № 6. В наружных углах у переборок № 4 под привальным брусом и к планширю за переборкой № 6 ставят блоки. Трос вправо от барабана проходит сквозь борта, пропускается через блок у переборки № 4, сквозь переборку № 5, поверх переборки № 6 и после блока крепится к мотору. Трос от барабана, идущий влево, проходит через блок у переборки № 4, сквозь переборку № 5, поверх переборки № 6 и после блока также крепится к мотору. Если вы применяете сразу два мотора, то между ними надо поставить тягу из тросика или металлического прута.
В оба тросика посередине кормовых отсеков вделываются талрепы (винтовые натяжки) для регулировки натяжения штуртроса.
После окончания столярных работ приступают к окраске катамарана. Перед окраской зачищают корпус и тщательно шпаклюют все швы нитрошпаклевкой. После высыхания шпаклевки ее зачищают стеклянной шкуркой. Корпус окрашивается нитрокрасками или масляными красками. Перед окраской нитрокрасками корпус грунтуют нитрогрунтовкой «ДД-113» или бесцветным нитролаком.
Если у вас нет авиационной фанеры и пришлось воспользоваться обычной, то ее следует покрыть со всех сторон два-три раза горячей натуральной олифой. После этого корпус можно красить масляными красками. После окраски катамарана ставят на места швартовые «утки»: по две в носу и в корме. Желательно оборудовать катамаран ходовыми огнями: трехцветным фонарем на носу и белым гако-бортным — на корме. Устанавливается также звуковой сигнальный горн любой системы. В качестве источника тока для фонарей можно применить небольшие аккумуляторы, заряжаемые на берегу.
Катамаран, с которым вы познакомились, можно также использовать с парусным вооружением. Для этого надо установить рули и мачту с парусом (см. вкладку в конце текста). Рули (рис. 21) навешиваются на транцах обоих корпусов и имеют румпель, рулевую коробку, перо руля, обойму, петли и соединительные болты. Рулевая коробка делается из двух сосновых досок (20Х200Х700 мм), между которыми помещается прокладка из фанеры толщиной 6 мм, не доходящая до низа досок на 200 мм. Перо руля (листовое железо толщиной 5 мм) имеет в нижней части задней кромки отверстие для сорлиня — тросика, которым перо руля поднимается и опускается. Румпели (дуб, 45X45X1000 мм) соединяются между собой алюминиевой тягой для одновременного управления обоими рулями.
Мачта (ель, 80X5000 мм, рис. 22) своим шпором квадратного сечения (55X55 мм) ставится в степс-гнездо в дубовой доске, прикрепляемой шурупами или болтами к палубе в диаметральной плоскости (посередине) катамарана над носовым брусом мостика. К бортам мачта крепится вантами из стального троса диаметром 4—6 мм, который петлей надевается на чиксы у топа мачты, а нижними концами крепится к талрепам (винтовым натяжкам). Талрепы крепятся к вантпутенсам (рис. 23). Точно так же укрепляется и штаг, только его талреп крепится к обуху, ввинченному в носовой бимс в диаметральной плоскости.
Гик (рис. 24) делается из ели (60X3000 мм), а его «усы» — из дуба (20X50X200 мм). Гика-шкот проводится через три блока, два из которых крепят за обухи на палубе, ввинченные по диаметральной плоскости, а третий привязан к гику.
Парус надо выкроить по чертежу рисунка 25. Фал паруса привязывают к фаловому углу, пропускают через шкив в топе мачты и, подняв парус, крепят за «утку» на мачте. Галс паруса (ввязанный в галсовый угол паруса) крепят ко второй «утке» на мачте, а шкот паруса — за пок (конец) гика.
Для постройки катамарана вам потребуются следующие материалы (размеры даны в миллиметрах):
1. Фанера березовая авиационная (ГОСТ 102—49):
а) толщиной 6 мм — 20 листов, размером 1000X800 мм (борта, днище, паел);
б) толщиной 10 мм — 19 листов, размером 1500X700 мм (форштевень, переборки, транец, палуба).
2. Фанера березовая или сосновая толщиной 6 мм — 10 листов, размером 1000X800 мм (переборки, стапели, банки, шаблоны).
3. Доски и бруски сосновые, размерами (в мм): 20X40X5000 — 8 шт. (обвязка, привальный брус), 20X40X1100 — 22 шт. (обвязка банок и т. п.), 25X40X5000 — 4 шт. (скуловые стрингеры), 40X40X4000 — 4 шт. (днищевые стрингеры), 25X50X1200 — 30 шт. (шпангоуты), 10X90X3650 — 2 шт, (планширь), 20Х400Х1500 — 4 шт. (форштевни), 30X300X1000—1 шт. (опора штурвала), 20X200X4900 — 4 шт. (стапель, стапельные стойки), 20X200X1900 — 1 шт. (носовой бимс), 20X200X1140—1 шт.. (кормовой бимс), 65Х100Х2400 — 2 шт. (брусья мостика).
4. Крепежный материал: Болты стальные 15X90 — 16 шт. Шурупы 4X60 — 160 шт.
3X30 — 600 шт.
3X18 — 1600 шт.
2,5X9 — 500 шг. Гвозди 2X50 — 2 кг.
5. Клей и краски: Клей «ВИАМ Б-3» — 10 кг. Нитрошпаклевка «АШ-30» — 3 кг. Нитрогрунтовка «ДА-113» — 30 кг. Нитроэмаль «ДМ» — 20 кг.
Автор: Н. Григорьев, капитан дальнего плавания
По материалам журнала "Оный моделист-конструктор" |