Суббота, 23.11.2024, 20:52 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Транспорт и около

"Аэроход" рыбака
"Аэроход" рыбакаВ то время, когда задумал построить аэросани, никаких особо оригинальных конструктивных решений по ним и не планировал — машина нужна была как обычное зимнее транспортное средство.
 
Однако когда подобрал необходимые агрегаты, материалы и взялся за дело, стали появляться и идеи различного конструктивного решения некоторых узлов. Пришлось даже на некоторое время приостановить работу по строительству аэросаней и «продумать» всю конструкцию вновь — на бумаге. В итоге одни решения оказались не только нетра­диционными (может быть, и не новыми, но изрядно подзабытыми и не встречающимися в современных машинах), а другие и вовсе оригинальными. Отмечу особенности конструкции.
 
Во-первых — подвеска силового агрегата (а не установка его, как обыч­но) Во-вторых, рулевое управление «тележного» типа — оно осуществля­ется поворотом не только лыж, а всего переднего моста. И последнее Возврат же управляемого моста с лыжами в исходное положение и удержание его на курсе прямого хода производятся не столько рулем, сколько торсионом, в роли которого выступает дуга безо­пасности.
 
Описывая конструкцию аэросаней, сразу оговорюсь: из-за отсутствия аргонной сварки все соединения деталей в узлах пришлось делать болтовыми с помощью втулок и кронштейнов, а местами и клепать.
 
Рама аэросаней хребтового типа — однолонжеронная. Состыкованные и соединенные с лонжероном балка зад­него моста и стойка моторамы подкреп­лены подкосами. Соединения силовых элементов рамы — в основном разъем­ные. Такими я их сделал для разборки аэросаней и весьма габаритной рамы для летнего компактного хранения.
 
Лонжерон и стойка выполнены из дюралюминиевой трубы диаметром 70 мм с толщиной стенок 2,5 мм, а бал­ка заднего моста и подкосы — тоже из дюралюминиевой трубы, но диаметром и толщиной стенок поменьше — со­ответственно, 40 мм и 1,5 мм. Роль подкосов стойки моторамы играют еще и поручни сидений, хотя поручнями их назвать можно только условно — на них навешиваются ложементы сидений водителя и пассажира, выколоченные из дюралюминиевого листа толщиной 2 мм. Сами же сиденья выполнены из толстого поролонового листа и обшиты брезентовой тканью.
 
К раме можно отнести и еще один элемент аэросаней — дугу безопас­ности. Она выполнена из двух со­стыкованных накладками отрезков дюралюминиевой трубы диаметром 50 мм и толщиной стенки 2 мм. Одна­ко лучше бы дугу сделать из цельной трубы (у меня, к сожалению, на мо­мент изготовления такой не нашлось) потому, что она выполняет еще и роль амортизирующей подвески переднего управляемого моста и является свое­образным подкосом основной стойки. Но о дуге — позже.
 
Насчет же управляемого моста, как на телеге, я не оговорился. Вернуться к такой уже подзабытой схеме рулевого управления меня сподвигла ее просто­та, к тому же она очень сочеталась с амортизирующей дугой безопасности и однолонжеронной рамой. Передний мост соединен с передним концом лонжерона посредством шкворня и сайлентблока (резинометаллической втулки), корпус которого вставлен в переднее отверстие трубы лонжерона. Шкворнем служит болт М22.
 
Соединение переднего моста с дугой безопасности (она же торсион) осу­ществлено не напрямую, а посредством выноса — консольно закрепленного по середине моста (перпендикулярно к нему) отрезка трубы диаметром 40 мм с толщиной стенки 1,5 мм. Свободный же (передний) конец выноса соединен тоже с передним концом дуги безопасности «двухщечечным» треугольным кронштейном. Длина выноса опреде­лялась экспериментально, в пределах 200—250 мм. Меньшая его длина ухудшает «флюгерность» — само­удержание машины на прямом курсе, а большая — затрудняет управление аэросанями (поворот руля). Кстати для облегчения поворота руля впос­ледствии на конец торсиона прикрепил сайлентблок (хотя есть возможность помогать и ногами, как на самолете).
 
При повороте руля, а следователь­но, и переднего моста с лыжами дуга безопасности отклоняется в сторону да еще и слегка закручивается. После же снятия усилия на руль дуга стремится возвратиться в исходное положение, удерживая лыжи на прямом курсе.
 
Сам руль — мотоциклетного типа, только закреплен он на мосту в трех точках через подкосы-рычаги. От руля по дуге-торсиону проложен тросик управления «газом» двигателя. На концах переднего моста (как, впрочем, и заднего) на осях установлены лыжи. Для защиты от бокового удара лыжи к мостам дополнительно прикреплены подкосами (лучше было бы амортиза­торами) через подшипниковые втулки: передние — двумя, задние — одним (в задней части) и поворачиваются в вертикальной плоскости вместе с лыжами.
 
Лыжи самодельные — все одинако­вые. Склепаны из 5-мм листового дю­ралюминия марки Д16Т алюминиевыми заклепками. Для придания жесткости по середине лыжи приварена продоль­ная полоса-стенка, а к стенке — еще и полосовые подкосы. Подошва выпол­нена из листа полиэтилена толщиной 5 мм, а шириной — на 10 мм больше с каждой стороны. В загнутой части носка подошва к лыже прикреплена заклепками, а подлине просто прижата подрезом из стального уголка, чтобы по­дошву из-за разности теплового расши­рения не коробило. Небольшая часть заднего конца лыжи вместе с подошвой тоже загнута вверх на 50 мм. На концах балок мостов лыжи монтируются на подшипниках качения, корпуса которых закреплены на стойках лыжи.
 
Винтомоторная установка сама по себе традиционная и состоит из силового агрегата от снегохода «Буран» мощностью 28 л.с. и самодельного толкающего воздушного винта постоянного шага.
 
Винт диаметром 1400 мм, лопасти деревянные с металлическими оков­ками на концах Максимальная тяга, создаваемая им на месте, составляет около 95 кгс, что позволяет аэросаням развивать скорость до 70 км/ч по льду замерзшей реки. Передача крутящего момента с двигателя на винт осущест­вляется через четырехручьевую клино-ременную передачу. Диаметр ведущего шкива — 205 мм, а ведомого — 380 мм, то есть передаточное число составляет 1,85. Натяжение ремней осуществля­ется поворотом эксцентриковой оси во втулке с последующим закреплением одной в другой хомутом.
 
Крепление силового агрегата на раме не совсем обычное. Во-первых, он не установлен на ней, а подвешен на кон­сольной балке и прикреплен к ней через резиновые втулки-прокладки. Консоль­ная балка является одновременно и упором, через который передается тяга от винта. К тому же балка присоединена к стойке шарнирно через сайлентблок. Дополнительное же крепление двигате­ля к раме и вовсе неординарное — рас­тяжками — авиационными гибкими тросами диаметром 4 мм с натяжными тендерами. Такая подвеска винтомоторной установки на раме практически устраняет вибрацию аэросаней.
 
Ограждения винта пока нет. Ко­нечно, вращающийся винт — штука опасная Но если сделать упрощенное ограждение, то оно может сыграть с человеком, эксплуатирующим сани, а тем более с пассажиром «злую шутку». В психологическом плане они будут думать, что защищены. На самом же деле вероятность получить травму от вращающегося винта остается. Если уж делать ограждение, то полное — в форме тонкой решетки с обеих сторон и по окружности.
 
А чтобы винт не задевал при прова­лах задней части аэросаней снег, тем более лед, сделан хвост — в заднюю часть лонжерона вставлена труба потоньше.
 
Сухая масса аэросаней составляет около 140 кг. Полная снаряженная (два человека и 20 л топлива) — приближа­ется к 300 кг. Тормозов у аэросаней нет, остановка довольно быстро осущест­вляется за счет трения подошв лыж о снег после сброса «газа».
 
 
 
 
 
Автор: С. Качанов-Сорокин, г.Омск
Категория: Транспорт и около | Добавил: Mao (14.06.2012) | Автор: С. Качанов-Сорокин
Просмотров: 3175 | Теги: Аэроход, Рыбак | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Люди:
Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700