Сегодня, когда наша великая нефтедобывающая держава стремится поднять цены на бензин до общемировых, не пришлось бы нам вспомнить об опыте войны...
29 июня 1941 года в составе добровольного комсомольского батальона Свердловского района я отправился с Ржевского вокзала на фронт. Поездом мы доехали до Вязьмы, там нас погрузили на грузовики, и колонна пошла по минскому шоссе на запад. На поворотах я обратил внимание на некоторые грузовики в колонне, на которых за кабинами водителей виднелись какие-то цилиндрические установки. Достигнув левого берега Днепра за селом Издешковым, мы выгрузились, и я пошёл порасспросить водителей заинтересовавших меня машин.
Оказалось, они работали не на бензине, а на газе, получаемом из дров. Цилиндры, на которые я обратил внимание в пути, были газогенераторами, в которых внизу горели дрова, а получаемый от горения газ, пройдя через фильтры, поступал в двигатель.
И получилось так, что газогенераторным машинам тут же довелось продемонстрировать свои преимущества. Несколько грузовиков перерасходовали свой бензин, которого им не хватало на обратный рейс. Тогда слитым из них бензином дозаправили другие машины, а их с пустыми бензобаками взяли на буксир газогенераторные грузовики: для них проблем с топливом не было!
Позднее я не раз встречался с подобной техникой на фронтовых дорогах и узнал, что ей были не страшны даже вражеские пули. Если пуля пробивала кожух газогенератора, автомобиль не взрывался. Водитель забивал в отверстие деревянную пробку и следовал дальше по маршруту.
После демобилизации я вернулся в Москву, учился, работал. В 1968 году меня пригласили участвовать в подготовке и проведении 50-летнего юбилея НАМИ — Научно-исследовательского автотракторного и моторного института. И здесь я случайно встретил старинного приятеля моего отца, Григория Ивановича Самоля. До войны мы жили в одном доме на улице «Правды», и по вечерам отец, отправляясь на чай к соседу, иногда брал с собой и меня. Пока я с увлечением листал иностранные каталоги и журналы, взрослые вели разговоры о перспективах автотракторного производства в СССР и в мире. Я тогда, естественно, не мог знать о том, что Григорий Иванович был в НАМИ одним из инициаторов и разработчиков газогенераторных, а потом и газобаллонных автомобилей.
Встретившись с ним много лет спустя, я поинтересовался его работами и узнал много нового для себя. Оказывается, ещё в 1921 году советский инженер Декаленко и др. создали первые удачные конструкции автомобильных газогенераторов. С тех пор наши конструкторы не переставали работать над проблемой питания автодвигателей твёрдыми топливами — дровами, углём, торфом, вообще всем, что может гореть. Принцип действия этих установок прост: при сжигании в закрытых камерах происходит сухая перегонка топлива. Выделяющийся при этом горючий газ, пройдя через сложные лабиринты перегородок и сеток, освобождается от несгоревших частиц, соединяется с воздухом в смесителе и оттуда поступает в цилиндры двигателя. Для розжига газогенератора используется электровентилятор, создающий тягу для горения топлива. Разработанный в НАМИ до войны газогенератор Г-78 (это значит: до него было изготовлено и испытано 77 образцов) устанавливался на автомобилях ГАЗ-А, ГАЗ-21 А, ЗИС-5 и ЗИС-21 с переоборудованными под газ двигателями. Эти работы были продолжены и после войны.
ГАЗ-А
ЗИС-21
ЗИС-5В
Ещё одна разработка НАМИ обратила на себя моё внимание — построенный в 1948 году паровой автомобиль, работающий без капризов на любом жидком и твёрдом топливе. Их целесообразно применять там, где есть любое дешёвое местное топливо. Они могут оказаться полезными и при создании тяжёлых грузовиков и автобусов, когда к весам и габаритам силовой установки не предъявляется жёстких требований.
В конце 1960-х годов Григорий Иванович ходил по инстанциям, пробивая своё новое детище — газобаллонный автомобиль на природном газе. Грузовик ГАЗ-51 Б, работавший на сжатом до 200 атмосфер газе, мог проходить на одной заправке более 200 км. Расстались мы Григорием Ивановичем в 1971 году, когда я перешёл на испытание сельхозмашин.
ГАЗ-51Б
Сейчас, когда в нашей великой нефтедобывающей стране цены на бензин почему-то катастрофически растут, машины, работающие на всём, что горит, становятся актуальными и сулят немалые выгоды.
По материалам журнала "За семью печатями", 2005 |