Среда, 05.10.2022, 14:14 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [503]
Дела строительные [458]
Дизайн, интерьер [728]
Домашнему мастеру [2109]
Женсовет: рукоделие+ [992]
Здоровье, Красота [607]
Игры, игрушки [334]
Мебель [274]
Моделирование [272]
На кухне + Рецепты [926]
Народные промыслы [479]
Околокомпьютерное [142]
Оптика [73]
Работы с деревом [455]
Работы с металлом [249]
Радиолюбителям [235]
Свое хозяйство * [2013]
** Обустройство [443]
** Парники, Теплицы [52]
** Приспособления [242]
** Цветы, Флористика [260]
** Деревья, Кустарники [234]
** Овощи [161]
** Бахчевые [26]
** Бобовые [19]
** Зелень и Приправы [115]
** Грибы [24]
** Болезни и Вредители [132]
** Кладовая (Закрома) [233]
** Птицеводство [73]
** Животноводство [99]
** Пчеловодство [22]
** Водоём [24]
Сотовые телефоны [43]
Спорт, снаряды [279]
Статьи Владимира Мао [141]
Транспорт и около [406]
Туризм, рыбалка, охота [533]
Экономим [168]
Это интересно! [907]
Только кулинария [3755]
Утилизация в РФ [7]
Видеоподборка [6]
Рекламные статьи [1]
Доска объявлений
 Сборник
Главная » Статьи » Транспорт и около

Без бензобака

ГазСегодня, когда наша великая нефтедобывающая держава стремится поднять цены на бензин до общемировых, не пришлось бы нам вспомнить об опыте войны...

29 июня 1941 года в составе добровольного комсомольского батальона Свердловского района я отправился с Ржевского вокзала на фронт. Поездом мы доехали до Вязьмы, там нас погрузили на грузовики, и колонна пошла по минскому шоссе на запад. На поворотах я обратил внимание на некоторые грузовики в колонне, на которых за кабинами водителей виднелись какие-то цилиндрические установки. Достигнув левого берега Днепра за селом Издешковым, мы выгрузились, и я пошёл порасспросить водителей заинтересовавших меня машин.

Оказалось, они работали не на бензине, а на газе, получаемом из дров. Цилиндры, на которые я обратил внимание в пути, были газогенераторами, в которых внизу горели дрова, а получаемый от горения газ, пройдя через фильтры, поступал в двигатель.

И получилось так, что газогенераторным машинам тут же довелось продемонстрировать свои преимущества. Несколько грузовиков перерасходовали свой бензин, которого им не хватало на обратный рейс. Тогда слитым из них бензином дозаправили другие машины, а их с пустыми бензобаками взяли на буксир газогенераторные грузовики: для них проблем с топливом не было!

Позднее я не раз встречался с подобной техникой на фронтовых дорогах и узнал, что ей были не страшны даже вражеские пули. Если пуля пробивала кожух газогенератора, автомобиль не взрывался. Водитель забивал в отверстие деревянную пробку и следовал дальше по маршруту.

После демобилизации я вернулся в Москву, учился, работал. В 1968 году меня пригласили участвовать в подготовке и проведении 50-летнего юбилея НАМИ — Научно-исследовательского автотракторного и моторного института. И здесь я случайно встретил старинного приятеля моего отца, Григория Ивановича Самоля. До войны мы жили в одном доме на улице «Правды», и по вечерам отец, отправляясь на чай к соседу, иногда брал с собой и меня. Пока я с увлечением листал иностранные каталоги и журналы, взрослые вели разговоры о перспективах автотракторного производства в СССР и в мире. Я тогда, естественно, не мог знать о том, что Григорий Иванович был в НАМИ одним из инициаторов и разработчиков газогенераторных, а потом и газобаллонных автомобилей.

Встретившись с ним много лет спустя, я поинтересовался его работами и узнал много нового для себя. Оказывается, ещё в 1921 году советский инженер Декаленко и др. создали первые удачные конструкции автомобильных газогенераторов. С тех пор наши конструкторы не переставали работать над проблемой питания автодвигателей твёрдыми топливами — дровами, углём, торфом, вообще всем, что может гореть. Принцип действия этих установок прост: при сжигании в закрытых камерах происходит сухая перегонка топлива. Выделяющийся при этом горючий газ, пройдя через сложные лабиринты перегородок и сеток, освобождается от несгоревших частиц, соединяется с воздухом в смесителе и оттуда поступает в цилиндры двигателя. Для розжига газогенератора используется электровентилятор, создающий тягу для горения топлива. Разработанный в НАМИ до войны газогенератор Г-78 (это значит: до него было изготовлено и испытано 77 образцов) устанавливался на автомобилях ГАЗ-А, ГАЗ-21 А, ЗИС-5 и ЗИС-21 с переоборудованными под газ двигателями. Эти работы были продолжены и после войны.


ГАЗ-А


ЗИС-21


ЗИС-5В

Ещё одна разработка НАМИ обратила на себя моё внимание — построенный в 1948 году паровой автомобиль, работающий без капризов на любом жидком и твёрдом топливе. Их целесообразно применять там, где есть любое дешёвое местное топливо. Они могут оказаться полезными и при создании тяжёлых грузовиков и автобусов, когда к весам и габаритам силовой установки не предъявляется жёстких требований.

В конце 1960-х годов Григорий Иванович ходил по инстанциям, пробивая своё новое детище — газобаллонный автомобиль на природном газе. Грузовик ГАЗ-51 Б, работавший на сжатом до 200 атмосфер газе, мог проходить на одной заправке более 200 км. Расстались мы Григорием Ивановичем в 1971 году, когда я перешёл на испытание сельхозмашин.


ГАЗ-51Б

Сейчас, когда в нашей великой нефтедобывающей стране цены на бензин почему-то катастрофически растут, машины, работающие на всём, что горит, становятся актуальными и сулят немалые выгоды.

По материалам журнала "За семью печатями", 2005

Категория: Транспорт и около | Добавил: Mao (18.05.2014) | Автор: Георгий Возлинский
Просмотров: 1189 | Теги: газогенератор, бензобак, Автомобиль, газ, топливо | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0

Комментарии
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
GA





Enter
Логин:
Пароль:
География "Умехи"
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи


    12.060