Среди широкого многообразия современных легковых автомобилей значительная часть моделей рассчитана на индивидуальное пользование. Все машины массового потребления (их порой называют еще «семейными») делятся на несколько классов. Точного определения термина «класс автомобиля» нет. По существу, это совокупность моделей, объединенных близкими и устоявшимися техническими и эксплуатационными характеристиками. Каждая страна придерживается собственного подразделения автомобилей на классы. И тем не менее для наиболее распространенных моделей, притом экспортируемых на различные рынки, границы классов сформировались достаточно четко. Среди машин европейских заводов можно выделить, например, семь групп семейных автомобилей: две группы особо малого класса, три — малого и две — среднего. Первая группа особо малого класса — мини-автомобили; ко второй группе этого класса относится наш ЗАЗ-968М; первая группа малого класса включает ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ—2105, а вторая группа малого класса — «Москвич-2140», ВАЗ-2103, ИЖ-2125.
В отличие от машин большого туризма, джипов, псевдоспортивных семейный автомобиль, как следует из самого названия, предназначен для перевозки с определенным уровнем комфорта четырех-пяти человек. Это означает, что у машины просторный салон с соответствующим оборудованием.
Чем вместительней, комфортабельней машина, чем больше в ней дополнительного оборудования, тем больше ее масса. Соответственно ей изменяются скоростные и экономические показатели автомобиля, значит, мощность и рабочий объем двигателя.
Вместимость салона и багажника, уровень комфорта, габарит, масса, рабочий объем и мощность двигателя, а также цена определяют границы классов. В небольшой статье невозможно обрисовать в деталях облик современного семейного автомобиля. Достаточно сказать, что в 1979 году 123 фирмы и завода выпускали во всем мире легковые машины 145 разных марок, представлявших 408 базовых моделей (исключая модификации). Добрая половина их — модели семейных автомобилей. Поэтому эта статья будет посвящена представителям первой группы малого класса (здесь рассказывается о его некоторых наиболее типичных моделях).
Рассматриваемая группа объединяет машины с четырех-пятидверными кузовами, рассчитанными на пять человек, и довольно большими (емкостью 0,3—0,45 м3) багажниками. Длина моделей лежит в пределах 4,0—4,2 м, а ширина — 1,6—1,63 м. В свою очередь, размеры определяют массу, которая в снаряженном состоянии составляет для первой группы малого класса 850—950 кг. Соответственно ей для обеспечения необходимых значений скорости и приемистости (способности разгоняться) нужна определенная мощность, которую обеспечивает двигатель рабочим объемом 1200—1300 см3. Масса и рабочий объем считаются главными параметрами, которые кладутся в основу классификации. От того, насколько рационально скомпонованы, размещены относительно друг друга важнейшие узлы и агрегаты, как распланирован внутренний объем машины, зависят ее потребительские достоинства. Традиционная схема с двигателем впереди и задними ведущими колесами (ВАЗ-2105, «Триумф-доломит», ФИАТ-131, «Толбот-эйвенджер», «Датсун-виолет» и другие) обеспечивает довольно простую и дешевую в производстве конструкцию.
Другая компоновка, которая получила признание, это так называемая переднеприводная: мотор — впереди, ведущие колеса — передние. Двигатель, коробка передач, главная передача объединены в очень компактный агрегат. В результате удается более рационально, чем при классической компоновке, использовать внутренний объем автомобиля. Иными словами, больше места отвести пассажирам, оборудованию для комфорта, багажу или же, при прочих равных условиях, сократить габарит машины, ее массу. Наилучшие результаты плотности заполнения объема машины получены при установке двигателя поперек кузова («Опель-кадет-1300С», «Пежо-305ГЛ», «Тальбо-оризон-ГЛ», «Рено-14ТС», «Фольксваген-джетта-1300»).
Однако компактный агрегат переднеприводной схемы, состоящий из мотора и узлов трансмиссии, сложен, дорог в производстве, не всегда удобен в обслуживании. Достоинства и недостатки двух названных схем материализовались в равном числе их представителей среди машин этой группы.
Третья компоновочная схема — заднемоторная: двигатель сзади, ведущие колеса — задние. Она теперь применяется редко: в рассматриваемой группе лишь на одной модели («Шкода-120ГЛС»).
Семейный автомобиль, по современным оценкам, предназначен не только для перевозки людей, но и доставки грузов, порой достаточно крупных (телевизор, детекая коляска, садовый инвентарь, туристское снаряжение). С этой целью либо делают емкий багажник, отделенный от салона и размещенный в выступающей части кузова (ВАЗ-2105, «Фольксваген-джетта-1300», «Шкода-120ГЛС», «Пежо-305ГЛ»), либо делают кузов, легко трансформируемый из легкового в грузо-пассажирский. Как правило, в его задней наклонной или отвесной стенке есть люк (его порой называют третьей или пятой дверью), а перегородка между пассажирским и багажным помещениями отсутствует («Тальбо-оризон-ГЛ», «Опель-кадет-1300С», «Рено-МТС»).
Емкость багажника теперь занимает важное место в технической характеристике современного семейного автомобиля. Какие возможности в этом смысле имеет каждая из трех компоновок? Классическая компоновка обеспечивает достаточно большой объем. При переднеприводной компоновке и независимой подвеске задних колес пол кузова в зоне багажника — ровный и низкий; за счет этого багажник получается очень вместительным. Кстати, трудность получения достаточно большого объема багажника стала одной из причин практически полного отказа от заднемоторной схемы на семейных автомобилях. Дело в том, что расстояние между кожухами передних, управляемых колес меньше, чем между кожухами задних. При заднем расположении двигателя багажник, зажатый между кожухами передних колес, оказывается недостаточно широким. Для обеспечения надлежащей вместимости неизбежно удлинение носовой части кузова и увеличение его массы, металлоемкости, а значит, и стоимости машины. Среди моделей рассматриваемой группы объем багажника колеблется от 0,27 м3 («Тойота-терсель») до 0,58 м3 («Фольксваген-джетта-1300»).
Теперь об уровне комфорта. По современным требованиям машины рассматриваемой группы должны иметь обязательный ассортимент устройств и узлов, которые создают водителю и пассажирам определенные удобства и безопасность. Среди них — самонатягивающиеся ремни безопасности (в отдельных случаях и на задних сиденьях), подголовники сидений (в том числе нередко и задних), обогреваемое заднее стекло, омыватель лобового стекла, регулируемые по длине и углу наклона спинки сиденья, обязательные эффективные системы отопления и вентиляции, а также обогрев теплым воздухом стекол передних дверей.
Совсем недавно такое оборудование устанавливалось главным образом на дорогих моделях машин более высоких классов. Но постепенно рост запросов потребителей и возможностей промышленности расширил сферы распространения комфортного оборудования.
Перечисленное здесь оборудование сегодня стандартное, но, кроме него, на семейных моделях многие заводы за дополнительную плату монтируют автоматические трансмиссии («Толбот-эйвенджер», «Ситроен-ЖСА», «Датсун-виолет»), радиоприемник, кондиционер, электрические стеклоподъемники в дверях, наружное зеркало заднего вида, регулируемое из салона. Нередко установка полного комплекта такого оборудования означает 40-процентную надбавку к цене.
Для автомобилиста важно не только, чтобы его машина располагала принятым сегодня уровнем комфорта, но и уровнем скоростных показателей. Она должна не создавать задержек в общем транспортном потоке, отличаться достаточно высокой приемистостью для скорейшего освобождения перекрестков при перемене сигнала светофора, при обгонах на магистралях. Поэтому современные семейные легковые автомобили первой группы малого класса имеют хорошую приемистость (время разгона с места до 100 км/ч за 14,5—17 секунд) и высокую максимальную скорость (145—155 км/ч). Их двигатели рабочим объемом в среднем 1300 см3 развивают мощность 60—70 л. с. При этом они работают на бензине с октановым числом 91—96, и нет ни одной модели, где бы использовался низкооктановый бензин. Расход топлива составляет (при испытаниях по так называемому городскому циклу езды) 9,5—10,5 л на 100 км.
Значительная часть современных двигателей класса 1200—1400 см3 оснащена распределительным валом, помещенным в головке цилиндров и приводимым зубчатым ремнем (ВАЗ-2105, «Опель-кадет-1300С», «Фольксваген-джетта-1300», чугунным (более дешевым, чем алюминиевый) блоком цилиндров, пятиопорным коленчатым валом, который имеет высокую жесткость и, как следствие, долговечность.
Двигатель, как правило, требует немалого объема сервисных работ (регулировка клапанов, зазора в контактах прерывателя, смена элементов воздушного и масляного фильтров, замена масла и т. д.). Именно они определяют продолжительность межсервисного пробега, которая для большинства моделей редко превышает 10 тысяч километров. Однако появление гидравлических толкателей клапанов («Опель-кадет»), бесконтактных систем зажигания, генераторов переменного тока, автоматических натяжных устройств для цепей распределительного механизма открыло возможность резко сократить объем сервисных работ. Последние же достижения в рецептуре смазочных масел и их фильтрации позволяют удлинить межсервисный пробег до 15 тысяч км. Это означает, что машина будет нуждаться в обслуживании не чаще, чем раз в полгода.
Семейному автомобилю не нужны устойчивость и управляемость на таком же высоком уровне, как у спортивной машины. Тем не менее сегодня разница между ними в этом отношении меньше, чем десять-тридцать лет назад. Это вызвано возросшими скоростными возможностями современных машин первой группы малого класса, более высокими требованиями к их комфортабельности и управляемости. Сегодня шесть из рассматриваемых моделей имеют независимую подвеску всех колес. Однако из-за повышенной трудоемкости и себестоимости ее изготовления по этому пути идут не все заводы.
Широкое распространение получили шины радиального типа: они более эластичны, создают меньшее сопротивление движению, чем традиционные шины диатонального типа. На большинстве рассматриваемых моделей покрышки имеют профиль шириной 145—155 мм и 13-дюймовый посадочный диаметр (этот размер большинство фирм задает не в метрической системе). Только на «Ситроене» установлены 15-дюймовые шины, а на «Пежо» — 14-дюймовые.
Если в эволюции шин за последние годы наблюдалось уменьшение диаметра, вызванное стремлением сократить их габарит и массу, то тормоза, напротив, соответственно массе и скоростным возможностям машин увеличивались в размерах. Сегодня наступило положение, когда посадочный диаметр шины практически нельзя делать меньше 13 дюймов, чтобы не ограничить диаметр тормоза, помещенного внутри колеса.
На современных легковых автомобилях самый тяжелый (49—52 процента всей массы) и дорогой элемент — кузов. Он всегда делается несущим, то есть к нему крепятся все узлы и агрегаты, и он выполняет функции рамы, воспринимая все нагрузки. Один из важнейших его силовых элементов — крыша. Поэтому создание открытых моделей (со складным тентом) при несущем кузове — очень сложная задача, и сегодня среди семейных автомобилей такие модели отсутствуют.
Основной материал для изготовления кузовов — тонколистовая сталь. Алюминий и пластмасса по экономическим соображениям для кузова массового производства не применяются. Но тонкий стальной лист (от 0,6 до 1,2 мм) требует защиты от ржавления. Для этого на нижнюю, самую уязвимую коррозией часть кузова наносят специальные мастики, пластиковые пленки, гальванические покрытия. Совсем недавно стал применяться для изготовления кузовных деталей (порогов, колесных ниш, днищ) оцинкованный стальной лист (цинкометалл), требующий, однако, специального процесса при сварке кузова.
Важно отметить, что кузова современных семейных автомобилей выпускаются в 3—5 вариантах комплектации. Так, «Фольксваген-джетта» оснащается кузовами в стандартном исполнении, а также с улучшенной отделкой (вариант «SL») и с дорогой отделкой (вариант «GL»).
Модели первой группы малого класса широко популярны. Их годовой выпуск составляет около одной пятой общего мирового объема производства легковых автомобилей. Такие машины выпускают автомобильные заводы Англии, Аргентины, Бельгии, Бразилии, Голландии, Индии, Испании, Италии, Польши, Румынии, России, Франции, Германии,Японии. Промышленность США таких автомобилей не выпускает. Самые малые модели американских фирм — «Шевроле-шеветт» и «Додж-омни» относятся ко второй группе малого класса. Представителям этой группы будет посвящена отдельная статья.
«АЛЬФА-РОМЕО-ДЖУЛЬЕТТА» (ИТАЛИЯ). Она имеет конструктивные особенности, не встречающиеся в других моделях этого класса: два распределительных вала в головке, два сдвоенных карбюратора, пятиступенчатую коробку передач, сблокированную с главной передачей. Двигатель расположен спереди, ведущие колеса задние. Топливо — бензин с октановым числом 98. Рабочий объем двигателя — 1357 см3. Мощность — 95 л. с. (70 кВт). Снаряженная масса машины — 1070 кг. Длина — 4,26 м. Скорость — 165 км/ч.
«ДАТСУН-ВИОЛЕТ» (ЯПОНИЯ). Машина, выполненная по классической компоновочной схеме (двигатель — спереди, ведущие колеса — задние); ничем не выделяется с точки зрения конструкции. Рабочий объем двигателя — 1397 см3. Мощность — 63 л. с. (46,5 кВт). Снаряженная масса машины — 900 кг. Длина — 4,08 м. Скорость — 155 км/ч.
ВАЗ-2105 (СССР). Модель, производство которой начато в 1980 году. Это первый советский автомобиль с прямоугольными блок-фарами, приводом распределительного вала зубчатым ремнем (передача менее шумная, чем цепная) и обогреваемыми теплым воздухом стеклами передних дверей. У машины классическая компоновочная схема. Рабочий объем двигателя — 1294 см3. Мощность — 69 л. с. (50,5 кВт). Снаряженная масса машины — 995 кг. Длина — 4,13 м. Скорость — 145 км/ч.
«ОПЕЛЬ-КАДЕТ-1300С» (ФРГ). Автомобиль с передними ведущими колесами и поперечным расположением двигателя. Эта модель имеет в данном классе самую малую (1,32 м) высоту. Для защиты против коррозии пороги кузова и внутренняя поверхность колесных ниш покрыты тонким слоем полихлорвинилового пластика. Рабочий объем двигателя — 1297 см3. Мощность — 75 л. с. (55 кВт). Снаряженная масса машины — 855 кг. Длина — 4,0 м. Скорость — 158 км/ч.
«РЕНО-14ТС» (ФРАНЦИЯ). Как и подавляющее большинство французских моделей, этот автомобиль имеет передние ведущие колеса. У него независимая подвеска всех колес, управляемое изнутри салона наружное зеркало заднего вида. Рабочий объем двигателя — 1360 см3. Мощность — 70 л. с. (51,5 кВт). Снаряженная масса машины — 890 кг. Длина — 4,02 м. Скорость — 157 км/ч.
«ТАЛЬБО-ОРИЗОН-ГЛ» (ФРАНЦИЯ). Автомобиль с передними ведущими колесами, независимой подвеской всех колес и самым широким (1,68 м) кузовом и самой высокой (9,5) степенью сжатия среди представителей данного класса. Рабочий объем двигателя — 1294 см3. Мощность — 68 л. с. (48 кВт). Снаряженная масса машины — 960 кг. Длина — 3,96 м. Скорость — 156 км/ч.
«СИТРОЕН-ЖСА» (ФРАНЦИЯ). Весьма оригинальный по конструкции автомобиль: воздушное охлаждение двигателя, независимая гидропневматическая подвеска всех колес с изменяемым от 70 до 260 мм дорожным просветом и дисковыми тормозами всех колес. Ведущие колеса — передние. Рабочий объем двигателя — 1299 см3. Мощность — 65 л. с. (48 кВт). Снаряженная масса машины — 960 кг. Длина — 4,2 м. Скорость — 158 км/ч.
«ТОЙОТА-ТЕРСЕЛЬ» (ЯПОНИЯ). Особенность этой машины — главная передача, смещенная под картер продольно расположенного двигателя. Ведущие колеса — передние. Все колеса имеют независимую подвеску. Коробка передач — четырех- или пятиступенчатая. Рабочий объем двигателя — 1296 см3. Мощность 65 л. с. (48 кВт). Снаряженная масса машины — 780 кг. Длина — 3,96 м. Скорость — 150 км/ ч.
«ТРИУМФ-ДОЛОМИТ-1300» (АНГЛИЯ). Автомобиль с классической компоновкой, реечным рулевым механизмом, зависимой пружинной подвеской задних колес и горизонтальным карбюратором. Рабочий объем двигателя — 1296 см3. Мощность — 59 л. с. (43,5 кВт). Снаряженная масса машины — 950 кг. Длина — 4,12 м. Скорость — 137 км/ч.
ФИАТ-131-1300 (ИТАЛИЯ). Один из наиболее ярких представителей классической компоновочной схемы. Машина может быть оснащена четырех- или пятиступенчатой коробкой передач. Рабочий объем двигателя — 1301 см3. Мощность — 65 л. с. (48 кВт). Снаряженная масса машины — 1000 кг. Длина — 4.26 м. Скорость — 150 км/ч.
«ФОЛЬКСВАГЕН-ДЖЕТТА-1300» (ФРГ). Модель, оснащенная очень вместительным багажником. Независимая подвеска всех колес, приводимый зубчатым ремнем распределительный вал и передние ведущие колеса. Рабочий объем двигателя — 1272 см3. Мощность — 60 л. с. (44 кВт). Снаряженная масса машины — 810 кг. Длина — 4,19 м. Скорость — 148 км/ч.
«ШКОДА-120ЛС». Единственный представитель семейных автомобилей этого класса с задним расположением двигателя. Машина имеет независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес. Рабочий объем двигателя — 1174 см3. Мощность — 58 л. с. (42,5 кВт). Снаряженная масса машины — 890 кг. Длина — 4,16 м. Скорость — 150 км/ч. |