Первый автомобиль построил и испытал француз Николя Кюньо в 1771 году. Свою трехколесную «паровую телегу» он создал специально для перевозки грузов массой 4—5 т, и поэтому ее можно считать первым в мире грузовиком. Автомобиль для перевозки различных грузов, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, построил в 1896 году немецкий инженер Г. Даймлер.
Сегодня все машины, предназначенные для транспортировки сыпучих, жидких, крупногабаритных, длинномерных и других грузов, называют грузовиками. На заре автомобилестроения они были универсальными, но с развитием грузового транспорта особенности перевозок заставили конструкторов создавать специализированные машины. Хотя и ныне грузовики с универсальной грузовой платформой, имеющей откидные борта (так называемые бортовые машины), довольно распространены, наряду с ними широко применяются различные фургоны, самосвалы, цистерны, пикапы.
Какой бы ни была конструкция кузова этих машин, все они несут груз на себе. Но автомобиль, как и лошадь, может не только нести, но и тянуть груз; причем тянуть больше, чем нести на себе. Поэтому среди грузовиков появилась разновидность, получившая теперь широкое распространение: седельные тягачи. На его раме вместо кузова седельносцепное устройство. С ним соединяется передняя часть полуприцепа, грузоподъемность которого, как правило, почти вдвое больше, чем бортового грузовика (на базе которого изготовлен седельный тягач).
Важное достоинство седельного тягача — его высокая производительность. Пока один полуприцеп, доставленный им к месту назначения, стоит под разгрузкой, тягач сцепляется с другим и без простоя отправляется в очередной рейс. Кроме того, благодаря сменности полуприцепов одну и ту же машину можно использовать для доставки молока, бетона, труб, кирпича и т. п.
В одной небольшой статье невозможно описать все разновидности современных грузовиков. Поэтому здесь мы рассмотрим особенности всех машин этой категории.
А самосвалам, автомобилям для доставки мелких партий грузов (фургонам и пикапам), а также магистральным грузовым автопоездам будут посвящены самостоятельные статьи.
Чтобы охарактеризовать тот или иной грузовой автомобиль, прежде всего указывают его назначение и связанный с ним тип кузова: бортовой грузовик, седельный тягач, фургон, сельскохозяйственный или карьерный самосвал, пикап, цистерна, хлебовоз, рефрижератор... У современных машин грузоподъемность колеблется от 0,25 т у пикапов до 350 т у отдельных моделей карьерных самосвалов. Масса современных грузовиков в большинстве случаев составляет без нагрузки 0,7—0,85 от их грузоподъемности.
Естественно, чем больший груз перевозит автомобиль, тем выше нагрузка, которую испытывает полотно дороги. Во всех странах установлены предельно допустимые нормы нагрузки на ось машины — чаще всего 6—10 т. Поэтому наиболее экономически выгодные автомобили большой грузоподъемности имеют три или даже четыре оси, например, в Англии и Голландии 16—18-тонные грузовики делают нередко четырехосными.
На дорогах можно видеть иногда тяжелые трехосные грузовые машины с «поджатой», приподнятой над дорогой третьей осью. Когда автомобиль идет с полной нагрузкой, он опирается на полотно дороги колесами всех осей, оказывая на него давление в пределах допустимой нормы. Когда же он следует порожняком и его масса становится примерно вдвое меньше, эту дополнительную, неведущую ось поднимают, чтобы уменьшить сопротивление движению и расход горючего.
Чтобы лаконично охарактеризовать число осей у модели, пользуются колесной формулой. Первая цифра в ней указывает общее число колесных пар, а вторая, которая стоит после знака умножения, говорит о числе ведущих колесных пар. Так, для грузовика МАЗ-516Б с подъемной третьей осью колесная формула будет выглядеть как 6 X 2, а для четырехосного грузовика-вездехода МАЗ-535 — 8 X 8.
МАЗ-516Б
МАЗ-535
Подавляющее большинство современных грузовых автомобилей (исключая легкие фургоны и пикапы) оснащено дизелями. Они работают на более дешевом топливе, чем бензиновые моторы, и к тому же расходуют его на 20—30 процентов меньше. Широкое использование дизелей сулит большую экономию энергетических ресурсов. Поэтому во всех странах на машины грузоподъемностью более 5 т ставят дизели. Наша страна, несмотря на наличие запасов нефти, также ведет внедрение таких двигателей на тяжелых грузовиках. Их производство в свое время в больших масштабах развернул КамАЗ.
Для повышения мощности на дизелях стали применять турбонаддув. Отработавшие газы приводят во вращение миниатюрную газовую турбину, сидящую на одном валу с центробежным нагнетателем, который подает под давлением воздух в систему питания. Благодаря этому увеличивается поступление кислорода в камеру сгорания. Турбонаддув применяют на двигателях отдельных моделей БелАЗ и МАЗ (СССР), «Волво» (Швеция), «Шкода» (Чехия).
Паровые двигатели в начале прошлого века применялись главным образом на английских и немецких машинах. Однако к началу тридцатых годов прошлого столетия и последние могикане среди «паровиков», английские заводы «Фоден» и «Сентинель», дали отставку паровому двигателю из-за его громоздкости и низкой экономичности.
Газовые турбины пока не применяются на грузовиках серийного производства. В виде эксперимента их устанавливали на опытные машины — «БелАЗ» и МАЗ (СССР), «Лейланд» (Англия).
В тридцатые годы ушедшего столетия наметилась тенденция располагать кабину над двигателем. Такая компоновка позволяет отвести под грузовую платформу большую часть площади, занимаемой автомобилем, дает возможность снизить его массу при неизменной грузоподъемности. Сейчас ранее распространенная капотная компоновка — капот двигателя выступает перед кабиной водителя — встречается главным образом у тяжелых машин или у универсальных средней грузоподъемности.
Конструкция грузовых автомобилей за последние несколько десятилетий стабилизировалась: кабина над двигателем, двигатель (чаще всего дизель) менее быстроходный, зато более долговечный, чем двигатель легковых машин, мощная рама (несущие конструкции встречаются лишь на легких фургонах), зависимая рессорная подвеска всех колес, пневматические тормоза. Конечно, при этом модели каждого завода имеют индивидуальные особенности. Упомянем лишь некоторые из них.
Воздушное охлаждение двигателя традиционно применяется на машинах «Татра» (ЧССР), «Робур» (ГДР), «Магирус» (ФРГ). У моделей МАН-«Бюссинг» (ФРГ) двигатели размещены не под кабиной, а в средней части рамы. Такая компоновка создает более выгодное распределение массы между осями, что особенно важно для большегрузных машин. Кроме того, облегчается доступ к двигателю (при его установке под кабиной ее приходится делать откидывающейся вперед).
У легких фургонов, например, ЕрАЗ (СССР), «Форд» (Англия), ФИАТ (Италия), «Додж» (США), нет рамы — их кузов сделан несущим. Такое конструктивное решение, весьма привлекательное с точки зрения снижения массы, к сожалению, неприемлемо для бортовых грузовиков, которые без рамы обойтись не могут.
На отдельных моделях фургонов «Опель» (ФРГ) и «Коммер» (Англия) сделаны не поворотные, а сдвижные (как у товарных вагонов) двери. Однако они очень легко заклиниваются при перекосе кузова, отсюда высокие требования к жесткости рамы.
Из-за большой разницы в массе груженой и порожней машины при обычной, рессорной, подвеске колес невозможно обеспечить одинаковую для обоих случаев плавность хода. Пневматическая подвеска, где роль рессор выполняют эластичные баллоны со сжатым воздухом, лишена этого недостатка. Такую подвеску применяют, в частности, фирмы «Берлие» (Франция) и МАН (ФРГ). Интересно отметить, что на последней фирме в конце позапрошлого века работал талантливый русский инженер, конструктор грузовиков, двигателей и авиамоторов Б. Г. Луцкой.
Б. Г. Луцкой на автомобиле собственной конструкции
На легких грузовиках находит применение независимая подвеска передних колес: «Жук» (ПНР), ФИАТ (Италия). Исключение — большегрузные «Татра» (ЧССР) с независимой подвеской всех колес.
Современные грузовые автомобили работают в широком диапазоне условий движения. Поэтому, чтобы не создавать помех в общем транспортном потоке, машина должна иметь достаточный запас мощности. Это позволит ей при любых условиях поддерживать необходимую среднюю скорость. Специалисты считают, что запас мощности полностью груженной машины должен составлять не менее 8 л. с. на тонну. А чтобы наиболее эффективно использовать мощность, необходимо иметь 8—12 передач в трансмиссии.
Сегодня грузовые автомобили выпускаются во всех промышленно развитых странах мира. По общему их производству на первом месте идут США, затем Япония и Россия. Среди американских фирм наиболее известны «Додж», «Интернэшнл», «Макк», «Петербильт», «Форд», «Шевроле», «Юнит Риг», японских — «Дай-хатсу», «Исудзу», «Коматсу», «Ниссан», «Тойрта».
Первый грузовик Г. Даймлера с бензиновым двигателем, построенный в 1896 году. Установленный сзади двигатель мощностью 4 л. с. сообщал машине скорость 12 км/ч. Грузоподъемность ее 1,5 т.
Один из наиболее распространенных в нашей стране грузовиков — ГАЗ-51. Грузоподъемность 2,5 т; колесная формула 4x2; мощность двигателя 70 л. с.; скорость 70 км/ч. Эта модель — рекордсмен продолжительности выпуска: 30 лет (с 1946 по 1975 год).
Грузовики КамАЗ-5320 (СССР) в свое время взяли на себя значительную часть перевозок грузов на дорогах, допускающих осевую нагрузку до 6 т. Грузоподъемность машины 8 т. буксируемого ей двухосного прицепа — 8 т; колесная формула 6x4; мощность дизеля 210 л. с.; скорость 80 км/ч.
Грузовик «ДАФ-2205» (Голландия). Грузоподъемность 32 т; колесная формула 8x4; мощность дизеля 216 л. с.; скорость 70 км/ч.
МАЗ-516Б (СССР) с третьей подъемной осью. Грузоподъемность 14,5 т; колесная формула 6x2; мощность двигателя 240 л. с.; скорость 85 км/ч.
Грузовой автомобиль МАН-16.3204 (ФРГ). Пневматическая подвеска колес. Двигатель размещен в средней части рамы. Грузоподъемность машины 10 т; буксируемого ею прицепа 10 т; колесная формула 4x2; мощность дизеля 320 л. с.; скорость 90 км/ч.
Типичный представитель моделей с кабиной над двигателем — «Берлие-ЖЦ-190» (Франция). Грузоподъемность 8 т; колесная формула 4X2; мощность двигателя 200 л. с.; скорость 80 км/ч.
Фургон «Опель-Блитц» (ФРГ). Грузоподъемность 2 т; колесная формула 4x2; мощность дизеля 60 л. с.; скорость 70 км/ч.
«Волво-Ф89» (Швеция) для магистральных перевозок грузов. Двигатели тяжелых грузовиков этой фирмы на протяжении многих лет традиционно имеют турбонаддув. Грузоподъемность 10 т; колесная формула 4x2; мощность дизеля 330 л. с.; скорость 108 км/ч. |