Большинство автомобилей на дорогах и улицах нашей страны — грузовики. Они обслуживают стройки, магазины, геологические партии, возят самые разнообразные грузы. В последнем году X пятилетки было запланировано выпустить 2,1—2,2 миллиона автомобилей, в том числе 800—825 тысяч грузовых машин разных типов и моделей. Сегодня грузовики в сходят с конвейеров более 16 предприятий. Здесь мы представляем некоторые из них.
Любая эмблема на столь внушительной машине, как карьерный самосвал, едва ли будет заметна. Поэтому завод остановил выбор на надписи большими буквами.
Ордена Трудового Красного Знамени Белорусский автомобильный завод расположен в Жодино, неподалеку от Минска. Его автомобильная биография начинается с 1959 года, когда небольшой завод дорожных и мелиоративных машин перешел на производство карьерных самосвалов. Завод выпускал машины грузоподъемностью 27 и 40 тонн (различных модификаций). Современные модели БелАЗа отличают интересные технические решения: гидропневматическая подвеска колес, автоматическая трансмиссия, дизель с турбонаддувом. Было налажено производство и 75-тонного самосвала БелАЗ-549 с электротрансмиссией и 1000-сильным дизелем.
БелАЗ-549
Свою традиционную для легковых моделей марку — старинный щит с оленем — ГАЗ не ставит на грузовиках. Ее заменяют выштампованные буквы на облицовке радиатора.
Дважды ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени Горьковскин автомобильный завод— один из основных поставщиков грузовых машин народному хозяйству страны. Еще в 1967 году с конвейера завода сошел пятимиллионный грузовик. В 1969 году грузовик ГАЗ-66 первым среди советских автомобилей был удостоен Государственного Знака качества.
ГАЗ-66
Горьковский автомобильный завод известен, в частности, тем, что первым применил на отечественных грузовиках двигатели с алюминиевым блоком цилиндров, более прочные и менее шумные гипоидные главные передачи, гидровакуумные усилители тормозов и самоблокирующие дифференциалы, резко повышающие проходимость машины. Завод строил три базовых модели: грузоподъемностью 2 тонны (ГАЗ-66), 2,5 тонны (ГАЗ-52) и 4 тонны (ГАЗ-53А) и их многочисленные модификации.
ГАЗ-52
ГАЗ-53А
Эмблема ЕрАЗа: зигзаг в виде контура горного хребта и круг, символизирующий вечное движение.
Ереванский автомобильный завод свои первые фургоны выпустил в конце 1966 года. Производимые им модели — это модификации микроавтобуса РАФ-977. Назначение машин ЕрАЗ — доставка мелких партий товаров и небольших грузов. Завод интенсивно работал над созданием электромобилей — один из них, экспериментальный ЕрАЗ-3731.
РАФ-977
ЕрАЗ-3731
Первым в 1924 году приступил к производству советских грузовиков завод АМО, ныне трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева. ЗИЛ был пионером использования электрического стартера, гидравлического привода тормозов, автомобильных газогенераторов, пяти-ступенчатых коробок передач, грузовиков с тремя ведущими осями и других технических новшеств, вошедших в арсенал советского автомобилестроения. Сегодня завод строит широкий ассортимент грузовых машин трех семейств: ЗИЛ-130 (грузоподъемностью 5 тонн), ЗИЛ-131 (3,5 тонны) и ЗИЛ-133Г1 (8 тонн).
Надпись на капоте грузовых «ЗИЛов» — угловатые очертания букв, заключенные в рамку (за последние годы размеры, конфигурация поля для надписи не раз изменялись).
ЗИЛ-130
ЗИЛ-131
ЗИЛ-133Г1
Ижевский автомобильный завод выпускает машины с 1966 года. Начинал он с производства легковых «Москвичей»; с 1972 года наладил производство так называемых развозных фургонов ИЖ-2715. Эти автомобили обслуживают торговую сеть, прачечные, предприятия связи.
Лаконичная графика марки ИЖ как бы подчеркивает совершенство и рациональность конструкции фургонов.
ИЖ-2715
КАЗ - Кутаисский автомобильный завод имени С. Орджоникидзе начинал (в 1952 году) с производства самосвалов, цементовозов, хлопковозов. Сегодня он известен седельными тягачами, в частности моделью КАЗ-608В — машиной, рассчитанной на буксировку полуприцепа грузоподъемностью 7,5 тонны. Тягачи КАЗ — первые в нашей автомобильной истории машины с откидывающейсявперед кабиной, расположенной над двигателем.
Изначально капоты кутаисских машин украшала вязь букв грузинского алфавита; позже ее сменила надпись «Колхида», а затем три буквы — КАЗ.
КАЗ-608В
Камский автомобильный завод в г. Набережные Челны представляет собой комплекс из пяти предприятий по производству тяжелых дизельных трехосных грузовиков. Первые машины с маркой «КамАЗ» сошли с конвейера в феврале 1976 года, накануне открытия XXV съезда КПСС. Проектная мощность комплекса —150 тысяч грузовиков и 250 тысяч автомобильных двигателей. Этими двигателями, помимо «КамАЗов», оснащали грузовики «Урал», а также автобусы ЛАЗ и ЛиАЗ.
КамАЗ
У из крупнейших в стране заводов по производству грузовиков — КамАЗа скромная эмблема в виде отдельно стоящих хромированных букв.
Кременчугский автомобильный завод имени 50-летия Советской Украины в 1959 году развернул производство тяжелых трехосных грузовиков, переведенное с Ярославского автомобильного завода (ныне моторный). С тех пор КрАЗ продолжает совершенствовать эти модели и выпускает обширное семейство бортовых грузовиков, самосвалов, седельных тягачей, лесовозов, машин повышенной проходимости. Среди конструктивных особенностей показанного на фотографии вездехода КрАЗ-255Б (грузоподъемность 7,5 тонны) — система централизованного регулирования давления в шинах, привод на все шесть колес, межосевой дифференциал.
КрАЗ-255Б
От комбайнов к тяжелым грузовикам — такой скачок сделал нынешний КрАЗ. В его эмблеме — буквы на фоне полос красного и синего цвета, составляющих флаг УССР.
Могучий зубр Беловежской пущи стал гербом тяжелых грузовиков МАЗ. Он олицетворяет неукротимую силу минских машин, их уникальные возможности. Прежде фигурка зубра украшала боковины капота, сегодня она находится на передней панели кабины вместе с надписью, окруженной рамкой.
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Минский автомобильный завод вырос из автосборочного предприятия и в 1947 году приступил к производству самосвалов. Его первые машины (МАЗ-205, МАЗ-200) были сконструированы специалистами Ярославского автомобильного завода. Собственные модели МАЗ стали сходить с конвейера начиная с 1951 года. Завод первым в стране освоил выпуск карьерных самосвалов (МАЗ-525), четырехосных вездеходов (МАЗ-535 и МАЗ-537), лесовозов (МАЗ-501), магистральных тягачей (МАЗ-504В). Сегодня МАЗ специализируется на производстве двух- и трехосных магистральных машин грузоподъемностью от 8 до 20 тонн и тяжелых внедорожных автомобилей, таких, как, например, трубовоз МАЗ-7910 (грузоподъемность 38 тонн).
МАЗ-205
МАЗ-200
МАЗ-525
МАЗ-535
МАЗ-537
МАЗ-501
МАЗ-504В
МАЗ-7910
УАЗ - В этой эмблеме, которой отмечены все машины Ульяновского завода, можно узнать взмахнувшую крыльями чайку, силуэт которой похож на букву «У».
Ордена Трудового Красного Знамени Ульяновский автомобильный завод имени В. И. Ленина наряду с «джипами» (УАЗ-469) производит легкие грузовики (грузоподъемность 0,8—1 тонна) с одной (УАЗ-451М) и двумя (УАЗ-452) ведущими осями, широко унифицированными между собой. Автомобильное производство на УАЗе началось в 1942 году, когда эвакуированные на Волгу цехи нынешнего ЗИЛа приступили в помещении складов таможенного управления к сборке знаменитых «трехтонок». После войны ульяновцы выпускали горьковские грузовики ГАЗ-ММ и «джипы» ГАЗ-69.
Завод первым в СССР применил на своих грузовиках компоновку с кабиной над двигателем, и она по сей день характерна для его моделей, например, УАЗ-451Д.
УАЗ-469
УАЗ-451М
УАЗ-452
ГАЗ-ММ
ГАЗ-69
УАЗ-451Д
«Урал» - Четыре буквы, словно нанизанные на стержень, выштампованы на облицовке радиатора грузовиков «Урал».
Ордена Трудового Красного Знамени Уральский автомобильный завод по началу биографии схож с УАЗом: он тоже вырос из эвакуированных в уральский город Миасс цехов Московского автомобильного завода и с 1944 года выпускал его модель: ЗИС-5В. В начале шестидесятых годов перешел на производство новых трехосных грузовиков семейства «Урал» (грузоподъемность от 4,5 до 7,5 тонны), которые выпускает и поныне. Их. прототипом стала экспериментальная машина НАМИ-020, созданная Центральным автомобильным НИИ нашей страны — НАМИ. Сейчас Уральский автозавод начал выпускать модернизированные грузовики «Урал».
ЗИС-5В
НАМИ-020 |