Град Китеж часто называют русской Атлантидой, но общего у них
только то, что оба исчезли под водой. Причины же катастрофы совершенно
разные: Атлантиду, согласно легенде, покарали боги за гордыню, а
Китеж-град таким образом... спасся. И вовсе не погиб, а по сей день
существует где-то в параллельном измерении и ждет своего часа, чтобы
подняться из озерных вод и явить себя миру.
Ведические сказания
Сказания о невидимом Китеж-граде восходят к преданиям ведической
старины. Осколки их разбросаны по легендам местных волжских народов –
как русских, так и татар, марийцев, мордвы. А начинается история
Китеж-града с волжской легенды о появлении озера Светлояр, естественно,
чудом. Влюбился как-то бог Велес в дивную красавицу Диву, дочь владыки
туч грозовых, громовых. Ой и хороша была она, будто козочка молодая. А
как шла мимо, да плечом вела, да косу свою пальчиками перебирала и
заплетала, и каблучками, как копытцами, пощелкивала – все ума лишались.
Но случилось так, что в Диву влюбился не только Велес, но и его лучший
друг бог Перун, что орлом летал под облаками да метал молнии в
Землю-матушку. Красавица Дива недолго выбирала между ухажерами и вышла
замуж за Перуна. С тех пор стали два друга ярыми врагами, а влюбленный
Велес замыслил приворожить Диву. Прознал он, что растет в Ирийском саду у
Лады-матушки особенный ландыш, который охраняет Ладон-дракон.
Кто сорвет тот заветный цветок да даст понюхать любимой, тот в сей же
миг завладеет ее сердцем раз и навсегда. Забрался Велес в Ирийский сад,
змею глаза отвел, похитил ландыш, а затем явился с цветком к Диве,
когда ее муж отсутствовал. И стал он петь ей лживые песни о том, что
Перун с другими женщинами забавляется, пока жена его дома ждет. И что
немало дев захмелели от объятий, и деток народилось в разных землях,
словно звезд в небесах. Конечно, Дива рассердилась, не поверив лжецу.
Начала в него громы и молнии метать, а он выскочил из дома и бросился
наутек. Тогда Дива помчалась вслед за обидчиком на своем Буре-коне, и
там, где ударил копытом по земле конь, явилось озеро. Велес, увидев сие
чудо, обратился в речку Ландыш (Люнду) и заструился вокруг озера
Светлояр. А на берегу волшебный цветок под терновый куст высадил, чтобы
Дива его обязательно увидела. Сорвала она ландыш, вдохнула аромат – и
тут же явился Велес. И свершилось колдовство, полюбила его Дива, позабыв
о своем супруге. Поженились боги, и по осени родился у четы сын –
Ярила. В его честь и было названо озеро Светлояр.
Китеж-град появился тоже благодаря богу Велесу. Призвал Велес
волшебника Китаврула, чтобы тот построил волшебный град на берегах
святого озера. Развел колдун купальский костер, а потом из золы насыпал
валы. Сделал из венков девичьих чудо-кремль на костровище. Башни
выстроил из цветов, а детинец из грибов. Терема – из желудей дубовых, а
из шишечек хоромы. Пришла пора чудес – встал город там, где раньше был
лес. Где горели костры – вознеслись шатры, встали улицы и дворцы. Когда
Китеж-град был готов, Велес спрятал в нем Книгу Вед. В книге этой
мудрость жизни сокрыта, тайны мира, сварожии заветы, древние
установления – то, что золота дороже, что оплот добра и правды.
В ведической традиции известна и последующая история града. Велес
якобы обладал еще одним чудом – волшебным камнем, Рубином Сокровения.
Его сила могла перенести в иной мир (снов и фантазий) все, что угодно,
даже город. И в первый раз Велес прибегнул к его помощи во время Битвы
Трех Родов. Память о тех битвах сохранилась как в местных русских
легендах, так и в финно-угорских «Песнях Гамаюна». Согласно этим
источникам, сварожичи и дыевичи пошли воевать с родом подземных
колдунов-панов из-за украденных ими волшебных коров, дочерей и сынов
небесной коровы Земун. Битва должна была произойти в Пановых горах, на
которых ныне расположен город Нижний Новгород. И они хотели призвать на
помощь владыку Китеж-града – Велеса. Но тот отказался, ибо не желал
проливать кровь родных братьев, породнившихся с панами. Боги захотели
принудить его к союзу силой и пустили в Китеж-град молнию. Тогда Велес
сотворил чудо, заставив молнию ударить в Рубин Сокровения на своем
перстне. Как только это случилось, исчез Китеж-град, а вместо него
явился лес.
Сварожичи и дыевичи ничего не смогли поделать, пошли воевать без
помощи Велеса, но все равно победили в схватке. После той битвы, видя
заключение братьев, Велес в горе покинул Китеж-град, оставив его на
попечение волшебнику Китаврулу: «Друг старинный, строитель дивный! Ты
оставь кормило златое на своей летучей ладье. Ты возьми-ка кормило
власти. Был ты кормчим на корабле – стань же князем во Китеж-граде! Ты
его окружи неприступной стеной, опоясай мощными рвами! Сделай город
таким, чтоб укрыться могли в нем все немощные и старые! Пусть всегда за
стеною его обретут беззащитные вдовы, сироты приют. Те, что слезы льют о
погибших мужьях и о братьях, убитых в жестоких боях!» А сам Велес
отправился на север, в Белозерье, и стал там известен как Морозко (Дед
Мороз).
Христианские сказания
Последующая история Китеж-града известна по источникам и летописям
христианским, старообрядческим, включенным в «Китежский летописец» XVII
века. Согласно ему, град Большой Китеж был возведен у озера Светлояр
великим князем Юрием Долгоруким. Строился он три года, с 1 мая 1165 по
30 сентября 1168 года, в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен.
Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне – город Городец
на Волге. Потом настала тяжелая година Батыева нашествия. И в 1243 году,
спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, князь Долгорукий
скрылся в Большом Китеже. Враги окружили крепость, но захватить не
смогли. Легенда гласит, что местные жители взмолили о помощи к
Всевышнему, и Господь скрыл город под землей. А вместо него Батыеву
взору открылись земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали
воины прочь от великого чуда.
Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и
провалившихся жителей причислили к лику святых. Они полагают, что
китежане до сих пор живут в своем славном городе под водами Светлоярова
озера. Поводом к такому верованию служат свидетельства очевидцев, что
под толщей воды видятся церковные свечи, кресты и купола церквей,
слышится подземный колокольный звон. Кроме того, сами жители
потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы
рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с
длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать
хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен
татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко
старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?»
Однако местные жители отвечали, что пока рано.
В 1830-х годах слава о Китеж-граде стала настолько велика среди
христианского народа, что представители церкви испугались. А бояться
было чего, ведь хитроумно переплетенные христианские и языческие легенды
отворачивали людей от безоговорочной веры в существование только лишь
Святой Троицы. Церковь повелела уничтожить «светлоярские соблазны и
суеверия». В 1836 году было открыто нашумевшее «Дело об уничтожении
часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении
летописца об этом озере и граде Китеже». Протоиерей Смирнов тогда
обличал «раскол», негодовал против святыни. В его донесении есть и такие
слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им
жертвы... Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских
кереметей (языческих волхвов)». К счастью, церковные угрозы остались
только угрозами, доносы были переданы в архив, и озеро Светлояр осталось
нетронутым.
После этих событий прошло полтора века с небольшим. Церковь
благоразумно изменила свое мнение о Китеж-граде, и митрополит
Нижегородский и Арзамасский отслужил торжественный молебен на берегу
озера, освятив рядом с ним часовню. С тех пор не только старообрядцы, но
и православная церковь официально приняла Китеж-град и почитает его уже
не местом языческого идолопоклонничества, а своей святыней.
Легенда о Китеж-граде приводила на берег Светлояра многих
замечательных людей, художников, писателей. Павел Мельников-Печерский,
вдохновленный встречей с озером, поведал его легенду в романе «В лесах»,
а также в повести «Гриша». Бывали здесь Максим Горький, который
рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», Владимир Короленко («В
пустынных местах») и Михаил Пришвин («Светлое озеро»). К великой тайне
Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и
писатель-мистик Дмитрий Мережковский. На основе легенды о граде Китеже
была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр
запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов.
Исследования озера Светлояр начались в середине 1950-х годов. Первым
делом археологи принялись за раскопки Малого Китежа, где были обнаружены
керамика, обычные предметы быта и огромное пепелище, датируемое первой
половиной XIII века. Таким образом, сведения о разорении города войсками
хана Батыя подтвердились, и в 1959 году на озеро Светлояр отправилась
еще одна экспедиция. Но успеха она не добилась, поэтому поиски
возобновили только в 1968 году. Тогда-то участвовавший в новой
экспедиции геолог В. Никишин установил, что озеро является провалом
земной коры, заполнившимся грунтовыми водами. Дно водоема представляет
собой три террасы, расположенные на разной глубине – девять, двадцать
три и тридцать метров. Выяснили и время образования уступов:
глубоководная часть возникла полторы тысячи лет назад, семьсот лет назад
– вторая и четыреста – третья. Время образования второй террасы
совпадает со временем Батыева нашествия и служит косвенным
подтверждением легенды об исчезнувшем городе.
Как добраться
Озеро Светлояр находится в селе Владимирское Воскресенского района
Нижегородской области, на территории одноименного заповедника.
Добираться до него следует из города Нижний Новгород.
На автобусе:
автобус Нижний Новгород – Воскресенское отправляется с автостанции
Канавинская. Доехать до села Владимирское. Или на пригородном поезде
Нижний Новгород – Семенов или Нижний Новгород – Шахунья до Семенова,
затем на автобусе Семенов – Воскресенское до села Владимирское. Пройти
через село до большой автостоянки, от нее по березовой аллее – до озера.
На автомобиле: по трассе Нижний Новгород – Киров. Проехать Семенов,
доехать до Боковой (оживленное место, стоят много фур, кафе, мотель),
правый поворот на Владимирское и Воскресенское, доехать до села
Владимирское (поворот направо), проехать через село до большой автостоянки. Далее по березовой аллее дойти до озера.
Согласно легенде, Китеж-град поднимется из глубин Светлояра в
день Страшного суда, тогда, когда мертвые восстанут из могил. Его жители
выйдут на защиту рода людского и смогут спасти от адского пламени души
многих. |