Пятница, 22.11.2024, 19:31 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Туризм, рыбалка, охота

Китеж-град: Как добраться до озера Светлояр?

Китеж-град: Как добраться до озера Светлояр?Град Китеж часто называют русской Атлантидой, но общего у них только то, что оба исчезли под водой. Причины же катастрофы совершенно разные: Атлантиду, согласно легенде, покарали боги за гордыню, а Китеж-град таким образом... спасся. И вовсе не погиб, а по сей день существует где-то в параллельном измерении и ждет своего часа, чтобы подняться из озерных вод и явить себя миру.

Ведические сказания

Сказания о невидимом Китеж-граде восходят к преданиям ведической старины. Осколки их разбросаны по легендам местных волжских народов – как русских, так и татар, марийцев, мордвы. А начинается история Китеж-града с волжской легенды о появлении озера Светлояр, естественно, чудом. Влюбился как-то бог Велес в дивную красавицу Диву, дочь владыки туч грозовых, громовых. Ой и хороша была она, будто козочка молодая. А как шла мимо, да плечом вела, да косу свою пальчиками перебирала и заплетала, и каблучками, как копытцами, пощелкивала – все ума лишались. Но случилось так, что в Диву влюбился не только Велес, но и его лучший друг бог Перун, что орлом летал под облаками да метал молнии в Землю-матушку. Красавица Дива недолго выбирала между ухажерами и вышла замуж за Перуна. С тех пор стали два друга ярыми врагами, а влюбленный Велес замыслил приворожить Диву. Прознал он, что растет в Ирийском саду у Лады-матушки особенный ландыш, который охраняет Ладон-дракон.

Кто сорвет тот заветный цветок да даст понюхать любимой, тот в сей же миг завладеет ее сердцем раз и навсегда. Забрался Велес в Ирийский сад, змею глаза отвел, похитил ландыш, а затем явился с цветком к Диве, когда ее муж отсутствовал. И стал он петь ей лживые песни о том, что Перун с другими женщинами забавляется, пока жена его дома ждет. И что немало дев захмелели от объятий, и деток народилось в разных землях, словно звезд в небесах. Конечно, Дива рассердилась, не поверив лжецу. Начала в него громы и молнии метать, а он выскочил из дома и бросился наутек. Тогда Дива помчалась вслед за обидчиком на своем Буре-коне, и там, где ударил копытом по земле конь, явилось озеро. Велес, увидев сие чудо, обратился в речку Ландыш (Люнду) и заструился вокруг озера Светлояр. А на берегу волшебный цветок под терновый куст высадил, чтобы Дива его обязательно увидела. Сорвала она ландыш, вдохнула аромат – и тут же явился Велес. И свершилось колдовство, полюбила его Дива, позабыв о своем супруге. Поженились боги, и по осени родился у четы сын – Ярила. В его честь и было названо озеро Светлояр.

Китеж-град появился тоже благодаря богу Велесу. Призвал Велес волшебника Китаврула, чтобы тот построил волшебный град на берегах святого озера. Развел колдун купальский костер, а потом из золы насыпал валы. Сделал из венков девичьих чудо-кремль на костровище. Башни выстроил из цветов, а детинец из грибов. Терема – из желудей дубовых, а из шишечек хоромы. Пришла пора чудес – встал город там, где раньше был лес. Где горели костры – вознеслись шатры, встали улицы и дворцы. Когда Китеж-град был готов, Велес спрятал в нем Книгу Вед. В книге этой мудрость жизни сокрыта, тайны мира, сварожии заветы, древние установления – то, что золота дороже, что оплот добра и правды.

В ведической традиции известна и последующая история града. Велес якобы обладал еще одним чудом – волшебным камнем, Рубином Сокровения. Его сила могла перенести в иной мир (снов и фантазий) все, что угодно, даже город. И в первый раз Велес прибегнул к его помощи во время Битвы Трех Родов. Память о тех битвах сохранилась как в местных русских легендах, так и в финно-угорских «Песнях Гамаюна». Согласно этим источникам, сварожичи и дыевичи пошли воевать с родом подземных колдунов-панов из-за украденных ими волшебных коров, дочерей и сынов небесной коровы Земун. Битва должна была произойти в Пановых горах, на которых ныне расположен город Нижний Новгород. И они хотели призвать на помощь владыку Китеж-града – Велеса. Но тот отказался, ибо не желал проливать кровь родных братьев, породнившихся с панами. Боги захотели принудить его к союзу силой и пустили в Китеж-град молнию. Тогда Велес сотворил чудо, заставив молнию ударить в Рубин Сокровения на своем перстне. Как только это случилось, исчез Китеж-град, а вместо него явился лес.

Сварожичи и дыевичи ничего не смогли поделать, пошли воевать без помощи Велеса, но все равно победили в схватке. После той битвы, видя заключение братьев, Велес в горе покинул Китеж-град, оставив его на попечение волшебнику Китаврулу: «Друг старинный, строитель дивный! Ты оставь кормило златое на своей летучей ладье. Ты возьми-ка кормило власти. Был ты кормчим на корабле – стань же князем во Китеж-граде! Ты его окружи неприступной стеной, опоясай мощными рвами! Сделай город таким, чтоб укрыться могли в нем все немощные и старые! Пусть всегда за стеною его обретут беззащитные вдовы, сироты приют. Те, что слезы льют о погибших мужьях и о братьях, убитых в жестоких боях!» А сам Велес отправился на север, в Белозерье, и стал там известен как Морозко (Дед Мороз).

Христианские сказания

Последующая история Китеж-града известна по источникам и летописям христианским, старообрядческим, включенным в «Китежский летописец» XVII века. Согласно ему, град Большой Китеж был возведен у озера Светлояр великим князем Юрием Долгоруким. Строился он три года, с 1 мая 1165 по 30 сентября 1168 года, в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен. Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне – город Городец на Волге. Потом настала тяжелая година Батыева нашествия. И в 1243 году, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, князь Долгорукий скрылся в Большом Китеже. Враги окружили крепость, но захватить не смогли. Легенда гласит, что местные жители взмолили о помощи к Всевышнему, и Господь скрыл город под землей. А вместо него Батыеву взору открылись земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали воины прочь от великого чуда.

Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и провалившихся жителей причислили к лику святых. Они полагают, что китежане до сих пор живут в своем славном городе под водами Светлоярова озера. Поводом к такому верованию служат свидетельства очевидцев, что под толщей воды видятся церковные свечи, кресты и купола церквей, слышится подземный колокольный звон. Кроме того, сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока рано.

В 1830-х годах слава о Китеж-граде стала настолько велика среди христианского народа, что представители церкви испугались. А бояться было чего, ведь хитроумно переплетенные христианские и языческие легенды отворачивали людей от безоговорочной веры в существование только лишь Святой Троицы. Церковь повелела уничтожить «светлоярские соблазны и суеверия». В 1836 году было открыто нашумевшее «Дело об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже». Протоиерей Смирнов тогда обличал «раскол», негодовал против святыни. В его донесении есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им жертвы... Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских кереметей (языческих волхвов)». К счастью, церковные угрозы остались только угрозами, доносы были переданы в архив, и озеро Светлояр осталось нетронутым.

После этих событий прошло полтора века с небольшим. Церковь благоразумно изменила свое мнение о Китеж-граде, и митрополит Нижегородский и Арзамасский отслужил торжественный молебен на берегу озера, освятив рядом с ним часовню. С тех пор не только старообрядцы, но и православная церковь официально приняла Китеж-град и почитает его уже не местом языческого идолопоклонничества, а своей святыней.

Легенда о Китеж-граде приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей. Павел Мельников-Печерский, вдохновленный встречей с озером, поведал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Бывали здесь Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», Владимир Короленко («В пустынных местах») и Михаил Пришвин («Светлое озеро»). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский. На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов.

Исследования озера Светлояр начались в середине 1950-х годов. Первым делом археологи принялись за раскопки Малого Китежа, где были обнаружены керамика, обычные предметы быта и огромное пепелище, датируемое первой половиной XIII века. Таким образом, сведения о разорении города войсками хана Батыя подтвердились, и в 1959 году на озеро Светлояр отправилась еще одна экспедиция. Но успеха она не добилась, поэтому поиски возобновили только в 1968 году. Тогда-то участвовавший в новой экспедиции геолог В. Никишин установил, что озеро является провалом земной коры, заполнившимся грунтовыми водами. Дно водоема представляет собой три террасы, расположенные на разной глубине – девять, двадцать три и тридцать метров. Выяснили и время образования уступов: глубоководная часть возникла полторы тысячи лет назад, семьсот лет назад – вторая и четыреста – третья. Время образования второй террасы совпадает со временем Батыева нашествия и служит косвенным подтверждением легенды об исчезнувшем городе.

Как добраться

Озеро Светлояр находится в селе Владимирское Воскресенского района Нижегородской области, на территории одноименного заповедника. Добираться до него следует из города Нижний Новгород.

На автобусе: автобус Нижний Новгород – Воскресенское отправляется с автостанции Канавинская. Доехать до села Владимирское. Или на пригородном поезде Нижний Новгород – Семенов или Нижний Новгород – Шахунья до Семенова, затем на автобусе Семенов – Воскресенское до села Владимирское. Пройти через село до большой автостоянки, от нее по березовой аллее – до озера.

На автомобиле: по трассе Нижний Новгород – Киров. Проехать Семенов, доехать до Боковой (оживленное место, стоят много фур, кафе, мотель), правый поворот на Владимирское и Воскресенское, доехать до села Владимирское (поворот направо), проехать через село до большой автостоянки. Далее по березовой аллее дойти до озера.

Согласно легенде, Китеж-град поднимется из глубин Светлояра в день Страшного суда, тогда, когда мертвые восстанут из могил. Его жители выйдут на защиту рода людского и смогут спасти от адского пламени души многих.

Категория: Туризм, рыбалка, охота | Добавил: Mao (07.03.2013) W
Просмотров: 2434 | Теги: озеро Светлояр, Китеж-град | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Люди:
Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700