Если Вы будете выбирать аппаратуру в аудио-салоне, то Вам поставят диск с красивыми звуками, например, аудиофильскую джазовую запись или чисто записанный оркестр. Музыку сложную для воспроизведения Вам включать не будут, чтобы Вы не заметили недостатков аппаратуры. В разных салонах, магазинах и у Вас дома - разные акустические условия. Особенно это касается воспроизведения басового аккомпанемента. Например, колонки, воспроизводящие в магазине низкие частоты (НЧ) чересчур "солидно", дома могут играть без "баса". Возможна и обратная ситуация - в салоне акустические системы (АС) играют "сухо", без "баса", а дома - "гудят", подчёркивая НЧ. Кроме того, если звукопоглощение в магазине и у Вас дома сильно отличается, то там, где оно сильнее, звучание будет детальнее, прозрачнее и т. д. Таким образом, с формальной точки зрения звучание в салоне и дома всегда будет разным. Значит ли это, что при выборе аппаратуры неизбежны ошибки? Конечно - не значит.
Выше сказанное значит только то, что запоминать, как воспроизводятся те или иные звуки в разных условиях различной аппаратурой - достаточно бесполезное занятие. Важно, что даже в не очень хороших акустических условиях хорошая аппаратура адекватно воспроизводит музыку. Если музыка воспроизводится адекватно, то слушатель быстро забывает о реальности и "уходит" в музыку, начинает переживать те же чувства, которые испытывали и музыканты, и вокалисты, выполняя задачу создания художественных образов.
Большая часть музыкальных произведений требует от музыкантов создания достаточно определённых художественных образов, вполне понятных даже неподготовленным слушателям. Ведь композиторы сочиняют музыку не для искусствоведов, а для всех людей.
Адекватная передача музыкальных художественных образов - очень трудная задача и требует от аудиосистемы большей точности, чем красивая передача звуков специальных аудиофильских записей, используемых для убеждения клиентов в необходимости покупки техники, имеющейся в аудио-салоне. Полезнее брать с собой несколько дисков с музыкой, которая заставляет Вас испытывать сильные чувства, благодаря таланту исполнителей. Нормально, если некоторые из этих дисков записаны с шумами и искажениями. Артистизм исполнителей важнее технического совершенства записи.
Не воспринимайте всерьёз пошлые и высокомерные рассуждения продавцов о недопустимости тестирования на неидеальных записях. Если пойдут такие разговоры - будьте внимательны, обычно на технически несовершенных записях заметнее недостатки аппаратуры. Если продавцы боятся таких записей - недостатки, скорее всего, есть.
Для сильного воздействия на эмоциональную сферу слушателя от аппаратуры требуется очень точное воспроизведение музыки, поэтому случайного "кайфа" при прослушивании не бывает. Если музыка не оставляет Вас равнодушным - перед Вами аппаратура высокого класса, каким бы непривычным в чужих акустических условиях не казалось Вам её звучание. Для того, чтобы обезопасить себя от явных искажений звучания, аудиофильский джаз тоже не подходит.
Имейте с собой записи с вокалом, фортепиано и оркестровую музыку с тембрально насыщенными моментами, когда много музыкантов и вокалистов громко и эмоционально поют и играют. Такие записи быстро выявляют неестественную окраску звучания, которую нельзя заметить, прослушивая вялое музицирование трёх-четырёх музыкантов, записанных на аудиофильском диске.
Довольно наивно проверять, сохраняются ли "басы" на тихой громкости. Из-за свойств слуха при снижении громкости низкие частоты ослабляются сильнее средних, поэтому равновесие между низом и серединой на низкой громкости соответствует очень вредному для музыки преобладанию "басов" при нормальной громкости. Ровный баланс между "низом, серединой и верхами" должен достигаться при среднем уровне громкости. Признаком отличного качества является нежелание слушателя анализировать "низ, середину и верх". Когда звучание сбалансировано - человеку не интересно прислушиваться к звукам, он слушает музыку, не "спотыкаясь" о "стыки" между частотными областями. |