Вторник, 21.09.2021, 04:40 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [503]
Дела строительные [458]
Дизайн, интерьер [728]
Домашнему мастеру [2109]
Женсовет: рукоделие+ [992]
Здоровье, Красота [607]
Игры, игрушки [334]
Мебель [274]
Моделирование [272]
На кухне + Рецепты [926]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [142]
Оптика [73]
Работы с деревом [455]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [235]
Свое хозяйство * [2013]
** Обустройство [443]
** Парники, Теплицы [52]
** Приспособления [242]
** Цветы, Флористика [260]
** Деревья, Кустарники [234]
** Овощи [161]
** Бахчевые [26]
** Бобовые [19]
** Зелень и Приправы [115]
** Грибы [24]
** Болезни и Вредители [132]
** Кладовая (Закрома) [233]
** Птицеводство [73]
** Животноводство [99]
** Пчеловодство [22]
** Водоём [24]
Сотовые телефоны [43]
Спорт, снаряды [279]
Статьи Владимира Мао [141]
Транспорт и около [406]
Туризм, рыбалка, охота [533]
Экономим [168]
Это интересно! [907]
Только кулинария [3755]
Утилизация в РФ [7]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [1]
GA


 Сборник
Главная » Статьи » Это интересно!

И воздух аромата полн

Ивоздух аромата полнМногие собиратели современных календариков с удивлением узнают, что в России они начали выпускаться еще до революции. Расскажем лишь о некоторых из них — о календариках московской фабрики «Товарищества Брокар и К°».

Вторая половина XIX века была периодом необычайно бурного развития российской промышленности и коммерции. Открывались новые фабрики и торговые дома. Зачастую на их вывесках появлялись иностранные фамилии... Так уж случилось, что первые производства парфюмерии в России открыли французы.

«Некоронованный король» парфюмерии Генрих Брокар родился в Париже и уже в возрасте 14 лет вместе со старшим братом стал продолжать начатое отцом парфюмерное дело — сначала в Европе, а потом в Америке. Через некоторое время Генрих переезжает в Москву, находит здесь способ изготовления концентрированных духов и становится богачом. Итак, подобно бальзаковскому Цезарю Бирото, «парфюмерные открытия» приносят юному Брокару славу и средства.

В мае 1864 г. он обосновывается в Теплом переулке, где арендует помещение под мыловарню. 20 июля новое предприятие уже открыто. Первое время там работали сам Брокар, мыловар Алексей и рабочий Герасим. Трое рабочих обслуживали три котла, дровяную печь и каменную ступу, а за день поначалу вырабатывали 12 кусков мыла.

Прошло пять лет. Брокар приобретает усадьбу на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы, где строит фабрику, здание которой сохранилось. Стремительный взлет брокаровской парфюмерии сопровождается дальнейшими поисками нового. Брокар изобретает сорта мыла: «Мятное», «Кокосовое», «Русское», «Национальное».

Начиная с 1865 года «Товарищество Брокар и К°» — непременный лауреат российских и международных выставок и ярмарок. В 1867 г. в Париже, на Марсовом поле, открывается Всемирная промышленная выставка. «Вспотевшие женщины ломились в павильон парфюмерии, где под аркою русской фирмы «Брокар» били из земли фонтаны духов и одеколонов, женщины бесплатно душились и пудрились, а желающие помыться имели к услугам любой кусок мыла... Россия впервые столь широко участвовала во Всемирной выставке". Так описал эту картину В. С. Пикуль в романе «Битва железных канцлеров». Одним словом, фирма Брокара процветала, но ее хозяин оставил о себе память и в другом...

На Сухаревском рынке он скупал всякого рода старинные вещи. Приобретал и целые коллекции. В 1898 году устраивается выставка его собрания в Верхних торговых рядах на Красной площади. На ней было представлено пять тысяч наименований. Что же было в коллекции Брокара? Это, прежде всего, картины, преимущественно западноевропейских мастеров, фарфор, ювелирные изделия, миниатюры, мозаика, ткани и шитье, тысяча акварелей всех эпох и школ, конная упряжь, оружие, гостиная Людовика XVI, панно и фрески парижской ротонды «Пале Рояль», столовый гарнитур Екатерины Великой, мебель Италии XVI века, канделябры, вазы, редкие книги, гобелены, табакерки, веера,хрусталь, стекло, гербы дворянских родов... По числу экспонатов собрание Брокара было четвертым в России после Эрмитажа, Третьяковки и Румянцевского музея. Ныне части живописного раздела коллекции хранятся в галереях страны. В частности, в музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина находится картина Бернардо Строцци «Старая кокетка», некогда принадлежавшая процветающему парфюмеру.


«Старая кокетка», Бернардо Строцци

Эстетические вкусы Генриха Брокара нашли отражение в печатных рекламах и прикладных изданиях, в изобилии выпускавшихся фирмой. В 1900 —1914 годах «Товарищество Брокара и К°» издало в том числе немало рекламных календариков, хранящихся как драгоценные раритеты в современных коллекциях.

В большинстве случаев русский миникалендарь, возникший еще в 1880-е годы, не был так богато иллюстрирован, как нынешний. Брокаровские календарики в этом отношении являются исключением. Художники, рекламисты, издатели, выполнявшие заказы фирмы, создали подлинные произведения полиграфического искусства.

Гирлянда из шести четы-рехлистников клевера — символа счастья и удачи, украшенная цветами фиалки — таков календарик на 1900-й год. Отпечатан он был в литографии братьев Петровых в Москве. В самом конце 1912-го года появился календарик, отпечатанный на алюминиевой пластинке. Его формат — 9x5 см выбран специально для того, чтобы календарик помещался в упаковке с товаром. Покупательницы 1913-го года приобретали его вместе с упаковками зубного эликсира «Десноль».

К своему 50-летию фабрика представляла крупнейшее предприятие не только в России, но и в Европе. Отмечая юбилей, было решено выпустить роскошные, рекламные издания. Клиентам фирмы была представлена книга «Золотой юбилей» с описанием истории фабрики. Не забыты были и календарики.

Заказ на один из них размещается в типографии Пичугиной в Москве. Юбилейный календарик размером 10x6,5 см изготовляется в обложке из натуральной кожи с золотым тиснением. Внутри помещается календарная таблица на шелковом прямоугольнике. Кроме него был заказан художественно-поэтический «Календарь москвички» художнику В. Российскому. Это миникнижечка, на каждом из 12-ти разворотов которой — небольшое стихотворение, реклама, иллюстрация и месячная календарная таблица. Весь календарь представлял собой как бы годичный цикл из жизни русской модницы:

Вам, несравненные москвички.
Приносим мы свой скромный труд.
Все Ваши вкусы и привычки
Здесь отражение найдут...

В августе, к примеру, героиня календаря отправлялась на курорт:

Москва на август позабыта.
Пред нею Крым... сапфиры волн...
Природа красотой обвита
И воздух аромата полн.

Поэтическая заставка сменяется прагматической прозой:

«Всем и всегда нужен антисептический борный «Тальк»...»

Завершался «Календарь москвички» стихотворным приглашением на рождественский бал.

Сегодня с улыбкой вчитываешься в наивные, порой нелепые, буффонадные, а иногда трогательные строки старой рекламы. Ушедшее время, в котором жили наши дедушки и бабушки, как бы материализуется перед нами: быт, нравы, заботы, интересы людей, словно в маленьком зеркальце, отражаются в пожелтевшем карманном календаре.

В заключение расскажем еще об одном календарике — на 1914 год. Это тоже миниатюрная книжечка размером 9,5x7 см, но книжечка необычная. Открывалась она календарной таблицей,адресами магазинов и складов фирмы, далее шли тексты с рекламой того или иного товара, а чередовались они с листами промокательной бумаги, пропитанными образцами духов и одеколонов. Перфорированные листочки разрывались на мелкие купончики, и московские модницы могли отослать своим подругам в провинцию образцы запахов парфюмерных новинок. По сей день, как утверждают коллекционеры, и впрямь, стоит лишь раскрыть календарик, — «воздух аромата полн». Аромата старины, в прямом и переносном смысле.

Накануне второй мировой фабрика размещалась в корпусах площадью в десятки тысяч квадратных метров. Число работающих превысило полторы тысячи человек. Условия труда были тяжелыми — рабочий день длился десять часов без перерывов, а зарплата не превышала 15-17 рублей в месяц.

К началу 1918 года фабрика была национализирована, сначала она называлась мыловаренным заводом № 5, а потом получила знакомое всем имя — «Новая заря». Продукция ее шла нарасхват, в рекламе не нуждалась, и, может быть, потому искусство миникалендаря на фабрике заглохло.

Категория: Это интересно! | Добавил: Mao (01.04.2016) | Автор: Д. Одинцов
Просмотров: 712 | Теги: календарь, парфюм, Новая Заря, Брокар и К° | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Комментарии
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
GA

Enter
Логин:
Пароль:
География "Умехи"
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи