Восемьсот лет назад португальцы впервые привезли из Китая в Европу фарфор. Белоснежная, тонкостенная и очень прочная посуда, декорированная изящной восточной росписью, покорила европейцев. Ничего подобного делать в то время в Европе не умели. Необыкновенный успех фарфора не давал покоя европейским керамистам. Было приложено много усилий, чтобы разгадать его секрет, но дальше изготовления фаянса дело не шло, а он лишь отдаленно напоминал фарфор, к которому китайские мастера предъявляли очень высокие требования. Они говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Естественно, неуклюжая толстостенная фаянсовая посуда не отвечала всем требованиям, а значит, и не могла соперничать с фарфором, секрет производства которого китайские мастера ревниво охраняли. Европейцы не раз пытались попасть в мастерские, где делали фарфор. В конце XVII века по поручению ордена иезуитов в одну из таких мастерских удалось проникнуть французскому монаху д'Антреколю. Проворному монаху удалось достать образцы минералов, из которых изготовлялся фарфор. Вместе с подробными, но путаными описаниями он отправил их в Париж. Присланные образцы долго изучали видные европейские ученые, среди которых был знаменитый Реомюр. Китайский секрет так и не удалось разгадать, но вскоре немецкий алхимик Иоганн Бетгер изобрел европейский фарфор, который ни в чем не уступал китайскому. Существует легенда, пытающаяся объяснить, как было сделано открытие. Однажды в парикмахерской после стрижки мастер припудрил Бетгера не совсем обычной пудрой — белым порошком местного происхождения. Алхимика заинтересовал этот порошок, и он взял его для опытов. Опыт увенчался успехом, и спустя некоторое время в мастерской Бетгера был получен первый европейский фарфор, известный под названием саксонского. В России в 1746 году ученый Д. И. Виноградов самостоятельно разработал технологию изготовления фарфора, и его производство было налажено на императорском заводе под Петербургом. В первой половине XIX века под Москвой, в районе Гжели, было организовано множество мелких предприятий. Гжельский фарфор отличался яркостью, выразительностью и многообразием росписи. Теперь в нашей стране десятки заводов выпускают самые разнообразные фарфоровые изделия, многие из которых декорируются росписью.
|
Декоративная тарелка Н. Бирюкова «Красные яблоки». |
Фарфор принято делить в основном на три вида: хозяйственный, декоративный и художественный. К хозяйственному относятся столовые и чайные сервизы, чашки, тарелки, блюдца, солонки, подставки для ножей. Декоративный фарфор — это вазы, настенные блюда, подсвечники, цветочные горшки и другие изделия, служащие предметами убранства. А художественный — скульптура малых форм. Фарфоровые изделия декорируют подглазурными или надглазурными красками. Подглазурную краску наносят на прокаленное в муфеле фарфоровое изделие, которое после росписи покрывают глазурью и обжигают в муфельной печи. Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Она хотя и менее прочна, чем подглазурная, но имеет богатую цветовую палитру, так как закрепительный обжиг происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись можно легко стереть тряпкой, смоченной скипидаром или спиртом, а уже обожженную роспись можно исправить повторной росписью с последующим повторным же закрепительным обжигом. Наконец, сам процесс надглазурной росписи более простой, чем подглазурной. Поэтому мы, рекомендуя вам ее, расскажем о ней подробно. Фарфоровые изделия для росписи можно купить в посудо-хозяйственном магазине. В продаже бывает так называемая несортовая посуда, которая в большинстве случаев не имеет росписи — чашки, подносы, блюдца, тарелки. Наиболее часто любительскую роспись выполняют на блюдцах и тарелках, которые служат потом настенными украшениями. Середину тарелки, точнее ее дно, принято называть зеркалом, а края — бортами. Узкую полоску, нанесенную на борт тарелки, называют отводкой. По чистоте красок и прозрачности надглазурная живопись напоминает акварельную. Поэтому эскиз росписи тарелки желательно выполнять акварельными красками. Основой декора тарелки может быть орнамент, натюрморт или лаконичный пейзаж, которые нужно умело вписать в круг. Помните о чувстве меры. Неумеренная, дробная живопись может только «разрушить» изделие, а не подчеркнуть и облагородить его форму. При выполнении первых работ не старайтесь составлять слишком сложные цвета. Воспроизвести их в надглазурной живописи неопытному керамисту — задача мало разрешимая. Надглазурные керамические краски продаются в виде тонко-терного порошка, который состоит из окислов металла и флюса. Окислы металлов определяют цвет красок, а флюс служит крепителем. Под действием высокой температуры флюсы оплавляются и накрепко приваривают окислы металлов к глазури.
|
Инструменты и оборудование: 1 — блюдце со скипидарным маслом 2 — стеклянная палитра 3 — шпатель 4 — баночка со скипидаром 5 — подставка с кистями 6 — резачок 7 — гравировальная игла 8 — графитный карандаш |
Непосредственно перед росписью сухие краски смешивают со скипидарным маслом на отдельных палитрах - это стеклянные пластинки размером примерно 10х15 см. Снизу к каждой пластинке подклейте белую бумагу. На стеклянную палитру насыпьте небольшое количество краски, добавьте немного скипидарного масла и перемешайте его с краской шпателем до получения вязкой кашицы. Хороший шпатель можно сделать из тонкой стальной линейки, но некоторые краски вступают в реакцию с металлом и загрязняются, поэтому лучше использовать для шпателя рог или пластмассу. Скипидарное масло приготовьте из терпентинного скипидара, применяемого в масляной живописи. Налейте в блюдце скипидар и поставьте в теплое место. Дней через десять он загустеет и превратится в скипидарное масло. Но вам понадобится и сам скипидар — он используется, когда нужно во время росписи разбавить краску пожиже. Краски на фарфор лучше наносить без предварительного вспомогательного рисунка. Но если композиция сложная, нанесите ее контуры на поверхность фарфора графитным карандашом. Чтобы карандаш не скользил, слегка смочите фарфор скипидаром. Когда скипидар подсохнет, карандаш будет оставлять на фарфоре четкий след. Если нужно выполнить одинаковую роспись сразу на нескольких фарфоровых предметах, изготовьте из фольги трафарет. На дощечку из мягкой древесины положите лист фольги, а сверху кнопками прикрепите эскиз. Острой иглой наколите по контурам отверстия. Теперь уберите эскиз, а фольгу наложите на поверхность тарелки и припорошите измельченным древесным углем, предварительно насыпав его в марлевый тампон. Тарелку или блюдце расписывайте, держа их в левой руке снизу или положив на стол и поставив сверху специальную скамеечку, на которую опирается рука с кистью.
|
Роспись с помощью скамеечки |
Чтобы провести по борту тарелки отводку, применяйте турнетку.
|
Турнетка и подставка |
Если вы захотите расписать кафельные плитки, сделайте деревянную подставку. И скамеечка, и турнетка, и подставка показаны на рисунках. Если вы имеете опыт в живописи масляными, акварельными или темперными красками, то знаете, что цветовые сочетания, которые нанесены на бумагу или полотно, остаются после окончания работы неизменными. А согласно закону оптического смешения цветов синяя краска, например, положенная тонким прозрачным слоем на желтую краску, становится зеленой. Красный цвет, смешиваясь с желтым, становится оранжевым. Эти законы оптического смешения цветов почти полностью приходится игнорировать в надглазурной живописи. Цветовые сочетания, полученные при смешении сырых керамических красок, после обжига могут резко измениться. Поэтому, расписывая фарфор, нужно предвидеть те цветовые эффекты, которые получатся после обжига. Но такое предвидение станет обычным только при большой практике. А начинающим намного облегчат работу справочные плитки. На кафельную плитку нанесите мазками имеющиеся у вас надглазурные краски и обожгите в муфельной печи (о процессе обжига мы расскажем чуть позже). На эту же плитку нанесите те же краски и в той же последовательности, но эти краски обжигать уже не нужно. Такая таблица всегда пригодится во время росписи — она дает возможность сравнивать краски до обжига и после. На другой плитке (она показана на рисунке) проведите имеющимися красками вертикальные полосы. Когда они немного подсохнут, в той же последовательности проведите горизонтальные полосы. Плитку обожгите. В местах пересечения цветных полосок получатся смешанные цвета. По ним вы сможете судить, какой цвет получится, если смешать две соответствующие краски. Учтите, что краски одного названия, но изготовленные на разных заводах, часто имеют совершенно различные цветовые оттенки. Поэтому нужно стараться применять одни и те же краски, тщательно, шаг за шагом изучая их свойства.
|
Справочная плитка |
Основной инструмент при выполнении надглазурной росписи — кисть. Наиболее подходящие кисти — из беличьего волоса. Выбирая кисти, следите, чтобы у них были равномерно вытянутые острые кончики. Беличьих кистей нужно иметь несколько номеров. Во время работы кладите кисти на подставку из жести или из дерева. После окончания росписи не забывайте вымыть кисти в скипидаре, затем смажьте их слегка скипидарным маслом, заострите кончики и поставьте в вазочку. Кроме того, в надглазурной живописи применяют иногда гравировальный резачок и иглу. Резачком делают всевозможные просветы в росписи, обнажая белую фарфоровую основу. Гравировальная игла тоже предназначена для выполнения просветов, но более тонких. Этими же инструментами удаляют пыль и соринки, случайно попавшие на роспись. Пока надглазурная роспись еще не обожжена, свежие неудавшиеся участки можно легко стереть тряпкой, смоченной скипидаром. Засохшую живопись удаляют одеколоном. После окончания росписи глазурные краски нужно подвергнуть закрепительному обжигу в муфельной печи. Наиболее распространены учебные муфельные печи ПМ-8 с предельной температурой нагрева 900°С. Габаритные размеры рабочей камеры 190х120х300 мм. Следовательно, в такой печи можно обжигать тарелки, диаметр которых не превышает 190 мм. Как пользоваться печью, подробно описано в инструкции, прилагаемой к ней. Закрепительный обжиг надглазурных красок нужно производить при температуре, не превышающей 850°С. Нагрев должен быть постепенным, иначе краски могут вскипеть. От недожога краски становятся матовыми, а от пережога могут перегореть и обесцветиться. Поэтому оптимальное время обжига (обычно от 1,5 до 2,5 ч, не считая времени нагрева и остывания) нужно найти для ваших красок опытным путем. Закончив обжиг, выключите печь и дайте медленно остынуть, не открывая ее и не вынимая изделий. От быстрого охлаждения в красочном слое появится множество мельчайших трещин. После закрепительного обжига посуда не боится влаги и высокой температуры, противостоит воздействию слабых кислот, поэтому ее можно смело применять в хозяйстве — она будет не только радовать глаз, но и служить. Не огорчайтесь, если вам не удастся купить керамические надглазурные краски или воспользоваться муфельной печью. Настенные тарелки можно расписывать и так называемым холодным способом — обычными масляными красками или жидким калийным стеклом, подкрашенным акварельными красками из тюбиков. Обжиг, как вы уже догадались, в этом случае не нужен, но пользоваться такими поделками по прямому назначению нельзя — они будут чисто декоративными. По внешнему виду тарелки, расписанные холодным способом, почти не отличаются от расписанных керамическими красками. Высохнув, краски довольно прочно держатся на поверхности фарфора.
|
Мальвина Каспарян. Декоративная тарелка «Аквариум». Холодная надглазурная роспись. Болгария, Пловдив, 1976 год |
Чтобы повесить декоративную тарелку на стену, вырежьте из куска кожи петлю и клеем БФ-2 приклейте ее к донышку, как показано на рисунке.
|
Так приклеивается кожаная петля для подвески | |