Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI веке. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т.д.).
Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественного, но образ природы положен в его основу.
Главная функция японского сада — созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора — террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.
Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:
VI-VIII века — период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-Чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой — горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна — долголетие, бамбук — стойкость и др.).
Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.
IХ-ХII века — Хейанский период, характеризуется утонченной культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.
ХII - начало XIV века — период Камакура, характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.
ХIV-ХVIII века — период Муромати, характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами.
В XVI веке появляется новый вид сада — сад чайной церемонии. Он связан с обрядами чаепития, которые, появившись в стране в XII веке, стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.
Сад чайной церемонии имел небольшие размеры, его неотъемлемые части — дорожка, ведущая к чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а ровные специальные участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.
Идея сада чайной церемонии оказалась жизнеспособной и сохранилась до наших дней как современное художественное творчество японского народа.
В ХVII-ХVIII веках создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными являются парковые ансамбли Кацура (1625-1659) и Шигакуин (1656-1695 и позже). Ансамбли характеризуются значительной площадью (Кацура — 6,6 га, Шигакуин — 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады были названы чередующимися.
Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца — принца Тосихито. Его центром является обширное
искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада.
Ансамбль Кацура
В традиционный тип сада — сад «озера и острова» — органически вошли приемы других типов садов. Но самое главное — это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через части раскрывается целое.
Сад Шигакуин — бывшая резиденция императора Гоами-цуно. Он расположен на трех уровнях и представляет собой террасы, поднимающиеся по склону горы. Зрители, гулявшие по саду, прежде всего обращали внимание на вид далеких гор и деревьев. Рукотворные, искусственные элементы сада являлись неглавным, вспомогательным планом композиции и исполняли подчиненную роль.
В XIX веке в Японии окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и сада как его неотъемлемой части.
Японский сад как образ живой природы представляет большой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959 году у здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200 м2) Сад мира. Его автор — скульптор И. Ногуки. Некоторые приемы восточного садового дизайна получают распространение и в Европе.
В 1987 г. в Главном Ботаническом саду АН СССР был открыт японский сад, созданный на площади 2,7 га по проекту (и под руководством) Кен Накадзимы. Сад решен в традициях японского паркостроения. В ассортимент включены растения японской флоры: сакура, вяз Давида, клен, сосна горная, можжевельник казацкий, рододендроны понтийский, желтый и др. |