Второй главнейший компонент японского сада — вода. Устройству водоема, его форме, направлению движения воды, если это ручей-поток, придается не меньшее значение, чем композиции камней. Водоем позволяет в пределах сада воспроизвести в миниатюре песчаные и каменистые берега, заливы, полуострова и острова. Он может изображать спокойную и широкую реку или же бурный, стремительный поток с порогами и водопадами. Водопад был всегда одной из любимейших деталей сада. Место для него выбиралось особенно тщательно — вдали от дома, но так, чтобы слышен был звук воды, а в лунную ночь видны были отблески струй. Обрамлением ему должны служить две скалы, олицетворяющие огромные горы, а фоном — деревья. Уже в книге «Сэндзай Хисе» говорилось об устройстве водопада в ансамбле с другими компонентами: «Чтобы сделать водопад, надо, прежде всего, отобрать камень, с которого должна падать вода. Камень, искусственно обработанный и имеющий гладкое завершение, неинтересен для этой позиции. Если водопад должен быть трех или четырех футов высоты, используют красивый камень с неровной поверхностью. Но такой камень должен хорошо соотноситься с камнями, расположенными рядом. Поставьте центральный камень прямо на землю, а затем остальные камни по сторонам его». В руководствах описывается десять возможных форм водопада.
Формы эти следующие: 1) цутай-оти (скользящий падающий): водопад должен стекать по поверхности прилегающих скал; 2) нуно-оти (падающий, как полотно): водопад напоминает тонкую полотняную ткань; 3) ито-оти (падающий нитью): он падает нитеобразными линиями; 4) ката-оти (неровно падающий): вода стекает с одной стороны больше, чем с другой; 5) саю-оти (падающий слева и справа): скала делит поток воды на две части; 6) теку-оти (прямо падающий): вода падает прямо вниз без каких-либо помех на пути; 7) еко-оти (боковое падение): вода течет с одной стороны; 8) мукаи-оти (падающий лицом друг к другу): падающие струи обращены друг к другу; 9) харарэ-оти (отторгнуто падающий): поток вынесен на некоторое расстояние от основного водопада; 10) каса-нэ-оти (повторное падение): вода может падать в различных местах или несколькими ступенями.
Любой водоем в саду обязательно имеет острова. В зависимости от размера водоема это или несколько камней, или различной формы островки, иногда даже с деревьями. В руководствах упоминается несколько видов островов — .скальный (исо-дзима), лесной (мори-дзима), горный (ями-дзима), с молодыми соснами на песке (сухама-гата-дзи-ма), в форме облака (кумо-гата-дзима) и другие. Один остров, который считается стоящим среди океана, обязательно носит название «райский» («хараи-дзима»). Поэтому он никогда не соединяется мостиком с берегом. Почти во всех композициях с водоемом и островами центральное место отводится «острову черепахи» и «острову журавля», символизирующим стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению ввысь. Мостики через водоем могут быть самые разные: ровные и изогнутые, деревянные, каменные, земляные.
Приятно задержаться на изогнутом деревянном мостике, чтобы в непосредственной близости полюбоваться прибрежной растительностью и понаблюдать за жизнью пруда. Атмосферу, близкую к естественной, создают, прежде всего, заросли ириса сибирского и живописные валуны на берегу.
Изогнутый деревянный мостик над небольшим прудом |