Еще в позапрошлом веке мастера села Русское Маклаково Нижегородской области украшали искусной мозаикой столики для чая. Узор на столешницах набирался из кусочков декоративной древесины разных пород. Выразительные композиции составлялись из плотно подогнанных и наклеенных на деревянную основу элементов, которые готовились, по сути, из отходов — упаковочных деревянных ящиков из-под сигар и папирос колониальных стран.
Сегодня на мебельных предприятиях остается много обрезков шпона, которые вполне годятся для аппликации на мелких изделиях — кулонах, брошах, застежках, а также для оформления интерьеров. Аппликациями из шпона можно также декорировать тарелки, блюда, чаши, вазы и другие предметы криволинейных очертаний.
Для набора подойдут такие кусочки шпона, которые не годятся для других видов мозаики, вплоть до обрезков, остающихся при выполнении маркетри.
Для того, чтобы приступить к делу, кусочки шпона разрезают поперек волокон на полоски шириной от 1 до 10 мм, в зависимости от назначения набора. Более крупные элементы неудобны в работе — их края при приклеивании загибаются, неплотно прилегают к основе, что затрудняет дальнейшую обработку. Из полосок нарезают квадратики, прямоугольники, треугольники и другие фигуры. Элементы, заготовленные «впрок», сортируют по цвету и складывают в спичечные коробки.
Заготовки элементов аппликации (слева). Инструменты для нарезания элементов аппликации.
Инструменты для исполнения аппликации (слева направо): шило, заточенный гвоздь с деревянной ручкой, дереаянная палочка.
В плоских мозаичных композициях кусочки шпона наклеивают на основу из фанеры, оргалита, обрезков доски, древесно-стружечных плит и т.д. Можно также декорировать готовые изделия: пеналы, шкатулки, дощечки для резки хлеба.
Кусочки шпона прикрепляют к основе с помощью поливинилацетатного (ПВА), нитроцеллюлозного, канцелярского (силикатного и казеинового), столярного и других клеев, быстро твердеющих при комнатной температуре. Попутно заметим, что в клее ПВА хорошо размягчается (в течение 2—3 часов) любая засохшая кисточка, пролежавшая без дела несколько лет.
Нарезают фигурки ножом-резаком (нож-косячок, косой нож), который используют для наборов в технике маркетри или для обычной резьбы по дереву. Иногда кусочки нарезают канцелярскими или гильотинными ножницами для фоторабот.
Элементы переносят с рабочего стола на поверхность набора остро отточенным, но не полированным (для предупреждения соскальзывания наколотых элементов) шилом или же так же хорошо заточенным гвоздем со шлялкой, которую можно заменить деревянной ручкой.
Кусочки аппликации снимают с гвоздя и прижимают при приклеивании к основе тонкой деревянной палочкой длиной 10—12 см со слегка заостренным концом. Ее противоположный конец срезают перпендикулярно к продольной оси, чтобы им тоже прижимать кусочки. Готовый набор шлифуют наждачной бумагой, а прозрачное покрытие наносят кистью или тампоном.
Чтобы получить рисунок аппликации, используют плоские орнаментальные наборы, напоминающие вышивку крестом, а также сложные сюжеты с передачей объема. В этой технике возможны разные композиции: орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты.
Рисунок выполняют по размеру аппликации. При декорировании плоских поверхностей через копирку переводят изображение на основу. При декорировании криволинейных поверхностей изображение тщательно перерисовывают на основу, расчерчивая детали рисунка по сетке. Чем меньше деталь в композиции, тем из меньших кусочков шпона она набирается. Если декорируется криволинейная поверхность, то наиболее мелкие кусочки идут на наиболее крутые изгибы и наоборот.
Форма элементов аппликации различна. Поверхность, например, изображенного листа можно набрать из квадратиков, для зубчатых краев подойдут треугольники, всевозможные прожилки набирают из удлиненных прямоугольников.
Перед переводом рисунка деревянную основу шлифуют, а после перевода — равномерно протирают тонким слоем раствора того клея, которым будут прикреплять элементы аппликации.
Изображение из шпона начинают подбирать с того, что на кусочек картона или плотной бумаги наносят капли клея, затем на заостренный гвоздь (или шило) накалывают кусочки шпона и касаются ими капелек клея, именно касаются, а не погружают кусочки в клей, который в этом случае может исказить цвет лицевой поверхности шпона. Чтобы окончательно перенести на основу элементы аппликации, их снимают с острия, слегка прижимают к основе заостренной палочкой, затем вынимают гвоздик (или шило) и плоским концом палочки прижимают элемент к основе. Обычно начинают набор с внутренних и внешних контуров изображения; затем наклеивают ряд за рядом, пока не заполнят всю плоскость композиции. Элементы плотно подгоняют друг к другу или же укладывают с просветами (в поспеднем случае желательно тонировать основу в черный или темно-коричневый цвет).
Аппликация приобретет дополнительную выразительность, если направления волокон в соседних элементах будут взаимно перпендикулярны. Это создаст как бы плетеную поверхность или набор «в шашку». Когда одновременно готовят несколько аппликаций, то в перерывах между работой мозаичные наборы укладывают рядом друг с другом, а не стопкой.
После подбора композиции изделие выдерживают несколько дней (в зависимости от клея), затем осторожно шлифуют лицевую поверхность мелкой наждачной бумагой. Пыль удаляют щеткой, а набор покрывают слоем прозрачного лака, политуры или восковой мастики. Нередко обходятся без шлифовки и прозрачного покрытия, подчеркивая тем самым матовость и шероховатость материала.
Аппликация из шпона, выполняемая простейшими инструментами, что называется, из бросового материала, доступна практически каждому. Правда, мозаичный набор требует довольно много времени: на аппликацию размером 10x10 см тратят, например, несколько дней. Поэтому у начинающих, прежде всего, у детей и подростков, декорируемая поверхность не должна превышать 100 см2, а для набора стоит использовать достаточно крупные элементы (до 3—5 мм) и контрастные породы древесины; рекомендуем также покрывать основу (после шлифования) черной тушью, ибо при подборе элементов на темном фоне более зримо ощущается результат, и, наконец, для упрощения и ускорения подбора элементов не стоит стремиться к их плотной укладке — можно между ними оставлять просветы.
Подбор изображения листка в технике аппликации (слева). Нанесение клея на элемент аппликации (в центре) правильно, (слева), неправильно — элемент погрузился в клей (справа). Установка элемента аппликации на плоскости и прижатие его тупым концом деревянной палочки (крайний справа).
Подбор элементов аппликации в «шашку» или в «в лапоть» (слева). Выполнение набора способом выкладывания по контуру. |