Для уборки снега придумано немало машин: «рукастые» снегоподборщики легко расправляются с громадными снежными холмами, есть механизмы, «заглатывающие» целый сугроб, применяются даже реактивные установки для сдувания снега со взлетнопосадочных полос аэродромов. Но... если нужно расчистить снег на небольшой спортивной площадке или тротуаре, по-прежнему основными инструментами остаются лом, скребок да лопата.
А нельзя и здесь облегчить ручной труд? Над этим вопросом давно задумались ребята из лаборатории экспериментального конструирования областной станции юных техников города Кемерова, которой руководит Владимир Михайлович Пономарев. А результат их размышлений — вот это необычное устройство, названное ими роторной мотолопатой. Прототипом ее стал промышленный роторный снегоуборочный агрегат. Но тот монтируют на шасси мощного грузовика. А устройство кемеровцев невелико по размерам и легко управляемо даже на небольшой площадке.
Разберемся, как работает мотолопата. Она состоит из приемного лотка, ротора, силовой установки и органов управления (см. рис.).
Приемный лоток напоминает обычный совок или, точнее, совковую лопату. С помощью эксцентрикового привода лопата соединена с валом ротора и при вращении совершает колебательные движения — как бы ворошит снег. Это облегчает и передвижение лотка по снегу и обеспечивает хорошую подачу снега ротору. Через лоток снег попадает в снегоприемник — металлический барабан в форме улитки. Там его встречают лопасти ротора, увлекают за собой и с силой выбрасывают из барабана на расстояние в несколько метров. Работает мотолопата от вело-двигателя типа Д-6 мощностью 1,2 л. с. С валом ротора его ведущая звездочка соединена втулочно-роликовой цепью (передаточное число — 1,7). Как известно, велодвигатель работает обычно в режиме интенсивного охлаждения набегающим потоком воздуха. Но скорость движения мотолопаты небольшая, поэтому юные конструкторы для охлаждения двигателя смонтировали на валу, непосредственно за барабаном, вентилятор.
Вероятно, вы уже обратили внимание, что у агрегата кемеровцев нет традиционного топливного бака. Два литра топливной смеси, которой хватает на три часа непрерывной работы, ребята заливают в корпус-колонку — тонкостенную стальную трубу, в верхней части которой приварена заливная горловина, а в нижней — штуцер бензокрана. К колонке также прикреплен велосипедный руль, на котором монтируется устройство управления дроссельной заслонкой карбюраторе двигателя (ручка газа). Кемеровские школьники, кстати, отказались от плавного регулирования газа и поставили переключатель на три положения — это вполне достаточно для работы.
Основной узел агрегата — ротор. Как видите, он напоминает пароходное колесо (его внешний диаметр — 320 мм, диаметр стальной ступицы — 120 мм, лопасти резинотканевые, толщина каждой — 10 мм).
Ротор вращается на валу, передний конец которого эксцентрично проточен по диаметру подшипника № 201. Через шарнирную тягу корпус соединен с лотком.
Запуск двигателя производится пусковой рукояткой — для этого на вал ротора установлен штифтовый фиксатор, а на пусковой рукоятке — втулка с прорезью.
Помимо уборки снега, юные конструкторы из Кемерова считают, что их мотолопата может выполнять и другие работы — например, разгрузку автомобилей, тракторных прицепов и платформ с сыпучим материалом — сухим песком, щебнем, гранулированными удобрениями. Правда, для этих целей понадобится более мощный двигатель, например от бензопилы «Дружба».
При работе с материалами, вызывающими повышенный износ вращающихся узлов и коррозию, придется также существенно доработать подшипниковые узлы и воздушный фильтр двигателя. В противном случае попавшие в двигатель абразивные частицы и влага быстро выведут его из строя.
Технические характеристики мотолопаты: Ширина захвата, мм: 350 Диаметр ротора, мм: 320 Двигатель, тип: Д-6 Мощность двигателя, л. с.: 1,2 Емкость топливного бака, л: 2 Передаточное число цепного привода: 1,7 Масса мотолопаты, кг: 31 |