Во время летней жары каждый ищет прохлады и охотно садится перед вентилятором. Однако из-за того, что вентилятор питается от сети, радиус его действия ограничен. Предлагаю вам построить ручной вентилятор размером с пальцевую батарею; вы сможете носить его с собой и включать в любой момент.
Для изготовления такого вентилятора понадобятся: модельный двигатель, четыре пальцевые батареи, консервная жесть, кусочки листовой фанеры толщиной 4 мм, тонкая медная или латунная пластинка, тонкая стальная проволока (можно взять шпильки для волос), гвоздики и кусочек игелитовой трубки или клапанной резинки.
Корпус 1 сделан в виде жестяной трубки, в которой находятся батарея и двигатель. К четырем бородкам 2 припаиваем сопло 3 с немного большим диаметром, чем корпус. Внутри сопла вращаются лопасти. Противоположной стороне корпуса придаем форму квадрата: здесь будет место для батареи. Корпус оканчивается двумя зажимами 4, в которые вставляется крышка.
Крышку делаем из кусочка фанеры 5. Прибиваем к ней жестяные неподвижные контакты 8 и 9, а также подвижной контакт 7. Этот контакт передвинут вбок на оси из гвоздика к неподвижному контакту 8, вызывая питание двигателя током (6 В). Гвоздики, торчащие с другой стороны, заклеиваем пластырем.
Затем прикрепляем держатель 6. После того, как держатель войдет в зажимы 4, контакты 7, 8 и 9 должны пружинисто соприкоснуться с соответсгвующими полюсами батареи. Противоположныс полюса батареи касаются тех же контактов, прибитых к закругленному квадрату фанеры 10, которая отгораживает батарею от двигателя. В фанере можно посередине просверлить отверстие, чтобы спрятать выходящую часть корпуса двигателя.
К концам гвоздиков, крепящих два коротких контакта, надо припаять два тонких провода, ведущих к двигателю. Ось двигателя выходит через отверстие в круглом кусочке фанеры 11, к которой нужно прибить две полоски жести 12, стабилизирующие большинство элементов вентилятора. Эти полоски, изогнутые определенным образом и припаянные в местах изгибов, придерживают фанеру 10 и двигатель. Длина полосок должна быть такой, чтобы батареи, находящиеся в камере, касались соответствующих контактов на фанере 10 и крышке 5. Соединенные таким образом элементы можно вставить внутрь корпуса между бородками 2. Тогда можно будет загнуть оставшиеся выходящие концы на краю корпуса между зажимами 4.
Ось двигателя, выходящая из отверстия в фанере 11, соединена с осью вентилятора кусочком игелитовой или резиновой трубки. Другой конец оси, соответственно закругленный, лежит во втулке, которая состоит из половины защелки, прикрепленной на перекрещивании проволок 14, припаянных к отверстиям во фланце 15.
Фланец надо хорошо подогнать, чтобы он тесно входил на отверстие сопла, стабилизируя ось 16 вентилятора, а к оси надо припаять две проволоки 17 в виде поперечных перекладин, затем к их плечам концы лопаток 18, вырезанные из тонкой жести (это показано на рисунке). Эти лопасти, после того, как они будут определенным образом изогнуты и соединены с осью, создадут вентилятор — червяк. Приведенный в движение, он будет выбрасывать воздух.
Правильная работа вентилятора зависит от хорошей пригонки лопастей к внутренней полости сопла. Для защиты лопастей можно прикрепить к фланцу проволочную или нейлоновую сетку, однако это будет мешать выходящему воздуху.
Возможно, что наиболее терпеливые и способные конструкторы придумают, как можно использовать наше приспособление в качестве фонаря. Это трудная задача, требующая некоторых изменений и дополнений той конструкции, которую я вам описал.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |