Каждый из вас наверняка слышал о мини-карах — маленьких автомобилях без привода, которые съезжают по наклонной плоскости, а возможно кое-кто из вас уже участвовал в соревнованиях мини-каров. Построить такую машину, однако, не так-то просто, да и стоит она довольно дорого. Я придумал для вас гораздо более простую и дешевую машину, и назвал ее роликоходом. Если она вам понравится, а конструкция окажется удачной, то в соревнования мини-каров мы включим и роликоходы.
Для изготовления роликохода нужны: роликовые коньки, доски, 5-миллиметровая фанера, 5 винтов (диаметр 8 мм, длина около 6 см), с гайками и шайбами, два пластмассовых винта, 0,5 и 0,8 миллиметровая жесть, 2 петли, шурупы, гвозди и резиновая полоска.
Платформа роликохода состоит из двух досок, планок и прямоугольных кусков фанеры, которые надо прибить сверху и снизу, впереди и сзади платформы. К передней части платформы прикрепите одним винтом поперек рычаг управления (дощечку), с помощью которого роликоход может делать повороты. В центре платформы, где руль соприкасается с нижней частью, обейте его тонкой жестью для уменьшения трения. К концам рулевого рычага прикрепите куски планок, они служат подпоркой для ног и в то же время для укрепления тех мест, где будут установлены ролики. Машина передвигается на роликах. Развинтите роликовые коньки гаечным ключем и выньте ролики. Их в любой момент можно очень быстро вставить обратно.
Все четыре комплекта колесиков прикрепите к роликоходу одинаковым образом: привинтите винтом с шайбой и гайкой к тому месту, где привинчена жестяная (0,8 мм) оковка, изогнутая в виде швелера. Две оковки прикрепите на концах рулевого рычага, под кусками планок, а две оставшиеся — внизу. Крепежный винт вставьте в отверстие сверху, чтобы выстающую часть спрятать внизу. Не забудьте наложить шайбы под шляпку винта и под гайку, то же самое относится к рулевому рычагу.
Теперь возьмемся за тормоз. Для его изготовления нужна доска. Ее ширина равна половине ширины доски рычага, к которому прикреплена тормозная колодка. К краям доски привинтите петли, соединяющие ее с нижней частью платформы. При поднятии рычата вверх, тросик, прикрепленный к его концу, прижимает колодку к проезжей части. Тормоз возвращается в первоначальное положение благодаря резинке, прикрепленной двумя кусочками жести и шурупами сверху платформы.
Сидение сделайте из фанеры размером 22х35 мм планок и досок. Фанера из лиственных пород отличается довольно большой гибкостью и служит хорошим амортизатором. Сидение закрепите двумя пластмассовыми винтами так, чтобы можно было удобно управлять роликоходом. Теперь отрегулируйте длину тормозного тросика с тем, чтобы узел на его конце можно было держать в кулаке вытянутой правой руки. Для того, чтобы водитель сидел правильно, то есть слегка наклонившись назад, надо сбоку платформы спереди прикрепить второй тросик, длину которого можно регулировать. При езде этот тросик вы будете держать в левой вытянутой руке, как при спуске с горы на санках.
Роликоход уже готов. Не забудьте, что пользоваться им можно только в безопасных местах.
Как построить роликоход без роликовых коньков
Для изготовления роликохода нужны: дощечки, 5-миллиметровая фанера, один винт (диаметром 8 мм и длиной около 6 см) с гайками и шайбами, обычными и пружинящей, два пластмассовых винта (такие, какими прикрепляется доска унитаза), жесть толщиной 0,5 мм, 0,8 мм и 2—3 мм, две петли, валец из твердой древесины диаметром 5 см, шурупы, гвозди, резиновая полоска и стальной стержень сечением 6 мм.
Платформа роликохода состоит из двух досок, планок и прямоугольных кусков фанеры, которые надо прибить сверху и снизу, впереди и сзади платформы. К передней части платформы прикрепите одним винтом поперек рычаг управления (дощечка), с помощью которого роликоход может делать повороты. В центре платформы, где руль соприкасается с нижней частью, обейте его тонкой жестью для уменьшения трения. К концам рулевого рычага прикрепите куски планок, они служат подпоркой для ног и в то же время для укрепления тех мест, где будут установлены ролики. Не забудьте наложить шайбы под шляпку винта и под гайку, а также на жестяную обивку. Машина передвигается на трех роликах, сделанных из твердых деревянных вальцев длиной по 10 см, оснащенных щитками из толстой жести. Щитки привернуты 4-мя шурупами к боковым сторонам вальца. В середине щитков проделаны отверстия диаметром, равным толщине стального стержня, который служит осью ролика.
Отверстие в деревянном вальце-имеет больший диаметр для того, чтобы трение возникало только там, где стержни проходят сквозь щитки. Этот зазор надо заполнить густой смазкой, которая будет смазывать места трения. По окружности вальцев приклеены каучуковым клеем полоски резины, которые образуют что-то вроде протектора. Для предохранения можно в трех местах скрепить валец тонкой стальной проволокой. Щитки должны ограничивать протектор, но не выходить за его наружнюю поверхность. Ролики прикреплены к кубикам, привинченным к концам перекладины и к платформе. Концы оси зажаты в жестяных держателях, привинченных к середине кубиков под роликоходом в упомянутых трех местах. Надо помнить о том, чтобы щитки роликов были отделены от кубиков прокладками, насаженными на ось вращения.
Теперь возьмемся за тормоз. Рычаг сделайте из половины ширины употреблявшейся здесь доски, к нему прикрепите поперек тормозную колодку (кусок доски). К краям доски привинтите петли, соединяющие ее с нижней частью платформы. При поднятии рычага вверх тросик, прикрепленный к его концу, прижимает колодку к проезжей части. Тормоз возвращается в первоначальное положение благодаря резинке, прикрепленной двумя кусками жести и шурупами сверху платформы.
Сидение сделайте из фанеры (размеры 22х35 мм), планок и досок. Фанера лиственных пород отличается довольно большой гибкостью и служит хорошим амортизатором. Сидение закрепите двумя пластмассовыми винтами так, чтобы можно было удобно управлять роликоходом. Теперь отрегулируйте длину тормозного тросика с тем, чтобы узел на его конце можно было держать в кулаке вытянутой правой руки. Для того, чтобы водитель сидел правильно, то есть слегка откинувшись назад, надо сбоку платформы прикрепить спереди второй тросик, длину которого можно регулировать. При езде вы будете держать этот тросик в левой вытянутой руке, как при спуске на санках с горы.
Итак, роликоход готов. Не забудьте только, что делать это можно только в безопасных местах.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |