Сегодня мы расскажем, как в домашних условиях самому починить обувь.
Быстрее всего изнашиваются каблуки и подошвы обуви: каблуки снашиваются, подошвы протираются. Мастерам приходится заниматься и другим ремонтом: подклеивать отставшие носки подметок, пришивать берчики (клапаны для шнурка), стягивать нитками разорвавшийся шов задника. Всему этому можно научиться, но сначала нужно обзавестись необходимыми для сапожных дел инструментами и материалами.
Одно из самых древних приспособлений сапожника — «лапа» (см. рис.). Без нее не обходится ни один мастер. К сожалению, «лапу» трудно найти в магазинах, поэтому делать ее придется самим.
«Лапа» состоит из деревянной подставки, собственно «лапы» (деталь А), кольца (деталь Б) и подпятника (деталь Е).
Выточить кольцо и подпятник нетрудно в любой мастерской. Для «лапы» нужна сталь толщиной 7—8 мм.
Сначала разметьте на плотной бумаге заготовку для «лапы» (деталь А). Вырежьте ее и примерьте на деревянной подставке. Если нижняя часть заготовки полностью не обхватывает подставку, увеличьте ширину заготовки или сточите верхнюю часть подставки (минимальный диаметр ее 30 мм).
По бумажной выкройке вырежьте заготовку из стали, кромки обработайте напильником и наждачной бумагой. Затем, начиная от места предполагаемого изгиба, сточите на наждачном круге нижнюю часть «лапы» (ту, что будет крепиться на подставке) до толщины 5—6 мм. Нагрейте нижнюю часть заготовки на огне и по оправке согните, как показано на рисунке. Шурупами укрепите на подставке кольцо и «лапу», вбейте подпятник — приспособление -готово.
Если вам не удастся сделать «лапу», предлагаем замену (правда, неравноценную) — колодку, собранную полностью из дерева (см. рис.).
Кроме этого, вам потребуются сапожный нож, иглы разной толщины и длины, рашпиль, наждачная бумага, брусок для точки ножа и материалы — резина (микропористая, литая и т. д.), кожа разной толщины, прочные нитни и клей.
Несколько слов о клее. В мастерских по ремонту обуви и на фабриках используется особый клей — сапожный. Это очень прочный и эластичный клей. Мы предлагаем использовать составной клей: из резинового и 88-го. Пропорция 4:1.
Теперь о том, как чинить обувь.
Сначала о каблуках. На рисунке видно, как крепятся на каблуках стальные подковки. Заметим: подковка дольше не сотрется, если поверхность каблука выровнять резиновой набойкой толщиной чуть больше толщины подковки.
Но подковки, как говорится, на любителя, большинство людей ими не пользуется. Поэтому дадим другой совет.
Если каблук немного скошен, поступают так. Сначала сапожным ножом выравнивают поверхность — уменьшают скос (см. рис.). Потом по форме скоса вырезают из резины косяк, приклеивают его (о технологии склейки мы расскажем ниже), прибивают гвоздиками. Но ведь мы срезали часть каблука. Значит, нужно восстановить его толщину резиновой набойкой (см. рис.). Ее тоже приклеивают, а потом прибивают гвоздиками.
Небольшой скос обычно исправляют только косяком.
А если каблук не резиновый, а пластмассовый? Отверткой подковырните изношенную пластмассовую набойку, снимите ее. В гнезда, в которые входили штырьки набойки, забейте деревянные шпильки, натрите их мелом. С небольшим запасом вырежьте из резины набойки, наложите их на каблуки и сильно прижмите — гнезда отпечатаются на них белыми меловыми пятнышками.
Приклейте набойку к каблуку и, ориентируясь по пятнышкам, вбейте в каждое гнездо по гвоздику.
Теперь о том, как ремонтируется подошва. Если она кожаная, ее зачищают рашпилем или крупной шкуркой. Затем вырезают из тонкой микропористой резины подметку (если у вас нет готовой) и смешивают в пропорции 4:1 резиновый и 88-й клеи, Смесь тонким слоем, без сгустков наносят (можно старой зубной щеткой) на подошву ботинка и на подметку. Минут пять-шесть дают клею подсохнуть, а затем намазывают только кожаную подошву. И снова дают клею подсохнуть, потом соединяют склеиваемые поверхности. На следующий день выступающие края подметки обрезают острым ножом.
И наконец, о ремонте валенок. Пришивать кожаные задники, чтобы галоши не протирали валенки, — это тоже сапожная работа. На рисунке (см. позиции А, Б, В) мы показали, как прикрепляют задники сапожным швом. Чтобы нить не скручивалась, намажьте ее предварительно каким-нибудь техническим маслом. |