Колеса для моделей или декоративные колпачки для них, фланцы, фары и другие детали вы можете сами изготовить в домашних условиях, пользуясь обыкновенной электродрелью. Правда, прежде вам придется сделать несложное приспособление (рис. 1).
Приготовьте деревянное основание и укрепите на нем подставку для дрели и деревянный брусок. Просверлите на верхней стороне бруска 3—4 отверстия глубиной около 50 мм. В них вы будете вставлять металлический упор-стержень диаметром 5—6 мм. Он должен выступать из отверстия на 15—20 мм и свободно выниматься. В патрон дрели вставьте планшайбу (рис. 2) и прикрепите шурупами деревянную заготовку. Обработайте* ее стамесками так, чтобы получился цилиндр с чашевидным углублением — своеобразная матрица. (Сделайте несколько таких форм, разных по размерам.)
Для работы вам понадобится несколько стальных стержней диаметром 8—10 мм и длиной около 250 мм. Изготовьте из них специальный инструмент — давильники. Для этого концы стержней заточите под шаровидную форму различных диаметров (от 1 до 15 мм), тщательно обработайте их наждачной бумагой, отполируйте. Когда все подготовите, приступайте к работе.
Прикрепите на матрицу четырьмя шурупами металлическую пластинку, предварительно отожженную для большей пластичности. Материалом может служить тонкая листовая медь, мягкий алюминий толщиной 0,3—0,5 мм и даже жесть от консервной банки. Заготовку смажьте вазелином и включите дрель. К центру заготовки подведите давильник и, прижав его одновременно к заготовке и к упору, постепенно передвигайте рабочую часть на себя. По мере вытягивания формы переставляйте упор из одного отверстия в другое.
Чтобы изготовить таким способом колеса к моделям, нужно выдавить по два одинаковых металлических диска на каждое колесо и соединить их между собой заклепками, как показано на рисунке 3. На полученные основания надо надеть заранее приготовленные резиновые шины — и колеса готовы. На этом же рисунке показана лампа с медным абажуром, изготовленным таким же способом. Абажур можно сделать не только для низковольтных лампочек от карманного фонарика, но даже для лампы, которой вы можете оборудовать свое рабочее место.
Легкие и прочные «бензобаки» для авиамоделей получают из двух предварительно выдавленных латунных заготовок. Для удобства стыковки и пайки соединения на одной из заготовок предусматривают специальный бортик.
На этом приспособлении можно сделать и велосипедную фару. Кожух и ободок для нее делаются из мягкого алюминия, отражатель — из жести. Его надо тщательно отполировать прямо на вращающемся деревянном цилиндре. Тонкий слой олова, покрывающий жесть, будет, конечно, испорчен. Но это не беда. До зеркального блеска можно обработать и стальную поверхность. Потом для лучшей сохранности покройте ее тонким слоем бесцветного лака, например НЦ-222.
Заметим, что в процессе выдавливания металл приобретает жесткость и может порваться. Поэтому при изготовлении глубоких форм, например таких, как абажур или кожух для велосипедной фары, время от времени снимайте заготовку с шаблона и подвергайте промежуточному отжигу.
Окончательно изделие вы можете вырезать ножницами, сняв заготовку с шаблона.
* Предупреждаем: перед тем как включать дрель, надежно закрепите основание приспособления струбцинами на верстаке и убедитесь, что заготовку не «бьет». Рисунки С. Пивоварова |