Четверг, 28.03.2024, 22:27 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Домашнему мастеру

Литье из воска
Литье из воскаВ старину свечи отливали в так называемых «лейках» — формах, изготовленных из олова или жести. Белорусские крестьяне применяли формы из дерева и древесной коры. Сибиряки же в качестве форм для литья свечей использовали полые стебли местных зонтичных растений: дягиля и борщевика. Стебли этих растений срезали осенью, когда наземные части их уже отмирали. Украинские крестьяне применяли для тех же целей полые стебли болиголова. Свечи лили из сала или натурального пчелиного воска. Сейчас вместо натурального воска используют парафин или церезин. Эти воскоподобные вещества называют минеральным воском. Для отливки фигурных свечей вы можете воспользоваться хозяйственными парафиновыми свечами, огарками использованных свечей.
 
Свечи отливают в металлических, деревянных или гипсовых формах. Металл (сталь, латунь, жесть) применяют, если нужно отлить свечу в виде цилиндра, конуса, пирамиды или призмы.
 
Внутренние поверхности металлических форм нужно хорошо отполировать. Только в этом случае готовые свечи будут легко извлекаться из формы, а их поверхность станет ровной, с матовым блеском. Крепят металлические формы на деревянных подставках. Изготовление свечей в металлических формах показано на рисунках а — г.
 
Но возможности металлических форм ограничены, только в гипсовых формах можно выполнить восковую отливку сложной конфигурации. Гипсовую форму изготавливают по пластилиновой, глиняной или деревянной модели, которая представляет собой точную копию будущей отливки.
 
Предположим, что вы решили воспользоваться деревянной моделью. Подберите для нее хорошо просушенную, однородную и без ярко выраженных годичных слоев древесину. Для модели годятся липа, бук, береза, осина, ольха. Если вы будете вытачивать модель на токарном станке, сразу отшлифуйте ее наждачной бумагой. Рельефы на ней вырезают ножом-косяком, прямыми и полукруглыми стамесками, клюкарзами. В зависимости от рисунка рельефа, его величины и конфигурации выбирается порода древесины. Если на модели предполагается нанести рельеф с крупными деталями, то для нее используют мягкую древесину липы, осины или ольхи. Для мелких рельефов с тонкой проработкой деталей пригодны только твердая и однородная древесина: береза, бук и др.
 
Рис. 1
а — клееварка и воронка;
б — металлические формы для отливки свечей;
в — формовка стенок металлической формы; форма для свечи с двумя фитилями; металлическая форма с чеканным вкладышем;
г — отливка свечей в формах, укрепленных на подставке
 
Готовую модель нужно сделать влагостойкой. Нагрев модель над огнем, несколько раз пропитайте ее горячей олифой. Примерно через сутки можно покрыть ее шеллачным лаком. (Вместо шеллачного лака можно использовать масляный и нитроцеллюлозный лак.) В торец модели ввинтите небольшой шуруп, прикрутите к нему проволоку, свободный конец проволоки согните крючком. Налейте лак в стеклянную банку и опустите в него модель. Лак должен легко стекать с модели. (Густой лак разводят растворителем.) Выньте модель из лака и повесьте над банкой, чтобы лишний лак мог стекать в нее. Высохший лак покроет модель тонкой прочной пленкой. Еще раз окуните модель в пак, дайте ему просохнуть. Операцию эту повторяют до тех пор, пока поверхность модели не станет ровной и блестящей.
 
Форму для отливки изготавливают в опоке — коробочке с четырьмя стенками и дном (рис. 1). Две торцевые стенки соединены с дном наглухо шипами и клеем. По краям в них проделаны пазы для тонких боковых стенок из оргстекла или пластмассы, (Можно также использовать пропитанную олифой тонкую фанеру или картон.) На одной из торцевых стенок укрепите шурупом модель, вставьте в пазы боковые стенки, затем смажьте модель и внутренние части опоки разъединительной смазкой или вазелином — высохший после формовки гипс не прилипнет к модели и стенкам опоки. Смазку можно приготовить из двух весовых частей стеарина, расплавленных на водяной бане, и пяти весовых частей керосина. Смесь тщательно размешивают до образования однородной массы. Смазку наносят на модель и стенки опоки кистью или тряпичным тампоном.
 
Закончив с моделью и опокой, можно приступать к приготовлению гипсового раствора. Его желательно разводить в резиновой или пластмассовой эластичной посуде. Из такой емкости засохший гипс легко удаляется, стоит лишь нажать на ее стенку. Налейте в емкость, или, как еще говорят, гипсовку, чистую воду комнатной температуры и начинайте медленно, постоянно помешивая, насыпать в нее гипс, пока не получится густой раствор. Гипсовый раствор быстро схватывается, поэтому, помешав раствор примерно 1,5—2 минуты, залейте его в опоку. Причем так, чтобы он заполнил опоку только наполовину (рис. 2). При этом в гипсе окажется нижняя половина модели. Примерно через 8—10 минут гипс затвердеет, но не окончательно, его еще можно обрабатывать режущими инструментами.
 
Воспользуйтесь этим и кончиком скальпеля вырежьте по углам гипсовой половинки три-четыре конических углубления. При заливке второй половинки формы эти углубления заполняются гипсом и на верхней половинке формы образуются выступы. Получится своеобразный замок, позволяющий точно соединять обе половинки. Образовавшиеся крошки стряхните широкой кистью.
 
Теперь смажьте верхнюю половинку формы разъединительной смазкой. Снова приготовьте необходимое количество раствора: его потребуется примерно столько же, сколько вы использовали при заливке нижней половинки формы. Залейте опоку доверху (рис. 3) и примерно через 20 минут, когда гипс полностью затвердеет, разберите опоку, разъедините форму, освободите ее от деревянной модели (рис. 4).
 
Если форма задуманной вами свечи не очель сложная и нужно сделать всего две-три отливки, то можете не укреплять внутреннюю полость гипсовой формы. Но перед заливкой ее нужно обязательно насытить водой. Тогда восковая отливка будет легко отделяться от увлажненной формы. Если же вы решили сделать много свечей, то придется покрыть внутреннюю часть формы несколькими слоями натуральной олифы. Гипс сразу же впитает в себя первый слой олифы. Покройте форму еще двумя-тремя слоями олифы, пока на поверхности гипса не появится устойчивый мягкий блеск. Олифа затвердевает в течение суток. Загрунтованные поверхности формы покройте несколькими слоями лака — они станут гладкими и еще более блестящими. Теперь восковая отливка будет легко отделяться от гипсовой формы.
 
Перед заливкой расплавленного воска вставьте в форму фитиль: один конец укрепите на прутике, другой завяжите узлом.
 
Лучше всего использовать для него толстую льняную или конопляную нить, но можно обойтись и катушечными хлопчатобумажными нитками, свив вместе в зависимости от толщины свечи 8—16 нитей. Половинки формы свяжите веревкой (рис. 5).
 
Как искусственный, так и натуральный воск плавится при относительно невысокой температуре, например, в горячей воде, доведенной до кипения. Поэтому для плавления воска применяют обычную клееварку (рис. а). Воск расплавляют в ковшике, опущенном в посудину с кипящей водой. Запомните: воск нельзя плавить на открытом огне. Во-первых, свойства его от этого ухудшаются, во-вторых, он может загореться.
 
При желании расплавленную восковую массу можно окрасить в любой цвет. В промышленности воск окрашивают жирорастворимыми органическими красителями: озокрасителями, индулинами и нигрозинами. В домашних же условиях его проще всего окрашивать тонкотертыми масляными красками в тюбиках. Краски в расплавленный воск добавляют столько, чтобы получился цвет требуемой тональности. Особенно яркий и насыщенный цвет приобретает воск после добавления в него берменской лазури (синей и голубой), краплака (розового и малиново-красного), изумрудной зелени (светло-зеленой и темно-зеленой). Если краска густая, то перед смешиванием с воском добавьте в нее несколько капель скипидара. Окрашенный воск заливается в формы как обычный.
 
Заливать воск нужно так, чтобы он стекал по одной из стенок формы — это исключает образование в отливке воздушных раковин (рис. 6). Заливайте воск до верха формы — при остывании он немного сядет. Остывает воск довольно долго, поэтому извлекать отливку из формы можно не раньше чем через 25—30 минут. Разумеется, нужно учитывать, что мелкие отливки остывают гораздо быстрее крупных. Когда воск полностью затвердеет и остынет, разъедините половинки формы, просунув в щель между ними лезвие ножа. Концы фитиля обрежьте с двух сторон — свеча готова.
 
Удачно найденная форма свечи и правильно подобранный цвет восковой массы сами по себе делают ее нарядной. Но некоторые свечи все же требуют пластической доработки или декоративной отделки цветным воском. Если на восковой отливке нужно изменить форму деталей, сделать более четким рельеф или нанести гравировку, применяют простейшие инструменты, сделанные из жести. Для рукояток можно использовать деревянные палочки толщиной примерно с карандаш. В них вбивают полоски жести, согнутые в виде желобков с различными сечениями. Рабочую часть инструмента затачивают. Кроме самодельных инструментов, нужен еще скальпель или нож-косяк.
 
При декорировании свечей используют несколько способов. Например, свечу из белого воска опускают сначала в расплавленный желтый воск, но не целиком, а наполовину. Затем переворачивают и опускают другой стороной в красный воск. В результате получается трехцветная свеча. Применяют и такой известный прием декорирсвания изделий, как сграффито.
 
Светлоокрашекную свечу опускают в расплавленный воск более темного цвета. Когда слой темного воска остынет, свечу гравируют резцами: снимают тонкий слой темного воска, обнажая светлую основу. При этом на темном фоне возникает светлый рисунок. Но можно поступить наоборот — удалить темный слой воска в тех местах, где должен быть фон. Таким образом получается как бы негативное изображение первого рисунка.
 
Третий способ декорирования свечей. Вначале на поверхности свечи гравируют углубленный рисунок. Затем свечу опускают в расплавленный воск более темного цвета. Темный воск заполняет углубления толстым слоем, и на поверхности свечи образуется темный рисунок с мягкими живописными очертаниями. Этот способ декорирования можно упростить, применив специальные металлические штампики — алюминиевые или латунные стержни, на торце которых вырезаны несложные фигуры. Штампики держат в горячей воде, а когда нужно, прикладывают к поверхности восковой свечи — на воске образуются углубления, повторяющие контуры штампа. Потом обработанную таким образом свечу опускают в расплавленный воск темного цвета.
 
При декорировании можно использовать и такое свойство расплавленного воска, как текучесть. Свечу опускают на минуту в горячую воду, а затем в расплавленный воск, имеющий несколько иной оттенок. Потом свечу вынимают и ставят вертикально. Стекая по свече, темный воск образует своеобразный декоративный узор. Узоры на свечи можно также наносить пипеткой. Необходимо иметь не менее двух пипеток. Пока одной из них наносится узор, другая находится в расплавленном воске. После остывания воска одну пипетку заменяют другой. Это позволяет расписывать восковые отливки без задержек.
 
Рис. 2
Последовательность изготовления гипсовой формы и отливки в ней свечи:
1 — укрепление модели в опоке;
2 — заливка нижней половинки формы;
3 — заливка верхней половинки формы;
4 — разъединение формы и удаление модели;
5 — укрепление фитиля и подготовка формы к отливке;
6 — отливка свечи;
7 — извлечение отливки из формы
 
Рисунки автора
Категория: Домашнему мастеру | Добавил: Mao (11.11.2013) | Автор: Г. Федотов
Просмотров: 6083 | Теги: воск, литье, свеча | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Логин:
Пароль:
Люди:
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700