Складным велосипедом сегодня никого не удивишь. Однако его габариты даже в сложенном виде велики, и хранить его дома, а тем более транспортировать в автобусе или трамвае не всегда удобно.
Я поставил целью разработать удобный складной велосипед минимально возможных в сложенном положении габаритов. Хотелось, чтобы он легко трансформировался в чемодан размером с привычный «дипломат». Скажу сразу, этого достичь не удалось, а вот сконструировать двухколесную машину, которая после трансформации помещается в чемодане или сумке с габаритами 650x450x150 мм, мне удалось.
В основу конструкции положены колеса-дутики от детского велосипеда или самоката с шинами, имеющими обозначение 250x56. В случае, если у вас окажутся другие колеса, придется внести изменения в конструкцию складного велосипеда.
Рама велосипеда — хребтового типа, она согнута из трубы с внешним диаметром 40 мм и толщиной стенки 2—2,5 мм. Спереди рамы располагается шарнирно-стыковочный узел, состоящий из двух фигурных трехмиллиметровых стальных пластин. К раме пластины прикрепляются сваркой. Отверстия под шарнир и болт-фиксатор сверлятся в пластинах и разделываются после сварки. С противоположной стороны хребтовой трубы приваривается подшипниковый узел ведущей звездочки — корпус каретки. Делать его самому совсем не обязательно — подойдет каретка практически от любого велосипеда. Около каретки к раме приваривается фиксирующее устройство, с помощью которого задняя вилка надежно стыкуется с рамой. Замечу, что этот узел лучше всего монтировать «по месту» в процессе сборки велосипеда. Это позволит достичь того, что ответные части — и та, что на раме, и та, что на задней вилке, — четко совпадут при складывании велосипеда. Как это делается, я расскажу позже, когда пойдет речь о сборке двухколесной шины.
Передняя вилка по конструкции напоминает развернутую на 180° вилку мопеда. Она состоит да неподвижной и поворотной частей. Поворотная часть сварена из велосипедной рулевой колонки (отрезается от рамы старого велосипеда) и двух перьев, каждое из которых сварено из двух труб, телескопически входящих друг в друга. Внешний диаметр большей трубы — около 30 мм, толщина стенки — 2 мм, диаметр внутренней — около 20 мм, толщина стенки — 2—2,5 мм. Концы перьев расплющиваются, и в них засверливаются отверстия в соответствии с диаметром оси колеса, выбранного вами для велосипеда. Рулевая колонка сваривается с перьями при помощи двух мостиков — пластин из листа толщиной около 3 мм с просверленными в них отверстиями под колонку и перья.
Неподвижная часть передней вилки — это стальная труба, внешний диаметр которой такой же, как у вваренной в поворотную часть вилки велосипедной рулевой колонки. В последнюю вставлена и закреплена сваркой еще одна труба — такого диаметра, чтобы на нее надевались подшипники велосипедной рулевой колонки. На неподвижной части передней вилки закрепляется и узел поворота, относительно которого складывается передняя часть велосипеда, а также «ухо» под болт-фиксатор, удерживающий переднюю вилку в рабочем положении.
На верхнем мостике передней вилки закрепляются два хомута, которыми крепятся полудуги руля, — их можно выгнуть самостоятельно из листовой стали или приобрести в магазинах, где продаются запчасти для мопедов и мотоциклов.
Задняя вилка сварена из двух перьев — отрезков стальных труб диаметром 20—22 мм с толщиной стенки около 2,5 мм. В задней ее части ввариваются две фигурные стальные пластины толщиной 3 мм с продольным пазом — в них закрепляется заднее колесо велосипеда. Спереди привариваются два стальных кольца, совместно с кареткой выполняющих функцию шарнира. Правое и левое перья соединяются в единый сварной узел с помощью двух трубчатых поперечин. Замечу, что шарнирное соединение задней вилки и рамы — неразъемное. Выполнять его лучше так. Для начала подготавливаются правое и левое перья вилки — то есть к трубам привариваются кольца шарнира и фигурные пластины. Далее перья устанавливаются на каретку и временно соединяются с помощью деревянного бруска и стяжки из стальной проволоки. Тщательно проверьте функционирование шарнира — рама и задняя вилка должны легко поворачиваться друг относительно друга и не иметь больших люфтов. Далее к перьям подгоняются поперечины и прихватываются двумя-тремя сварочными точками. Сняв проволочную стяжку и удалив деревянный брусок, убедитесь в надежной работе шарнира и окончательно заварите стыки узла.
Руль велосипеда состоит из двух полудуг, закрепляемых двумя хомутами на верхнем мостике передней вилки. Для руля подойдут тонкостенные стальные трубы диаметром 22x1,5 мм. Сгибать их следует, предварительно набив песком и разогрев паяльной лампой или в горне.
Седло обычное, велосипедное. Подседельная труба удлиненная, ее длина составляет около 400 мм. Фиксируется она в разрезной трубе, к которой приварены два «уха» со сквозным отверстием диаметром 8 мм. Получается своего рода цанга, которая затягивается болтом М8 с барашковой гайкой.
Сборка. Сначала закрепите на раме и задней вилке фиксирующее устройство. Оно состоит из двух ответных частей, соединяемых при раскладывании велосипеда в рабочее положение двумя болтами и барашковыми гайками. Первая представляет собой две сваренные в виде буквы Т стальные пластины толщиной 6 мм. Вторая — отрезок швеллера стального П-образного профиля толщиной стенки также около 6 мм.
Фиксирующее устройство закрепляется на велосипеде, как уже упоминалось, «по месту». Для этого после изготовления его ответных частей они соединяются болтами и подгоняются к раме и задней вилке, установленные в показанном на чертеже положении. После этого фиксирующее устройство прихватывается к раме и задней вилке, проверяется его работоспособность, и оно окончательно приваривается.
Для хранения или перевозки складного велосипеда понадобится чемодан с габаритами, как уже говорилось, 650x450x150 мм. Если подобрать его не удастся, сумку таких размеров можно сшить самостоятельно — из искусственной кожи или брезента. Чтобы она держала форму, по периметру (на виде сбоку) вшивается стальная проволока диаметром 5 мм, а в верхнюю часть (под ручку) — фанерная пластинка.
Складывание велосипеда производится следующим образом. Сперва отворачивается барашковая гайка с болта-фиксатора, закрепляющего переднюю вилку в рабочем положении. Так же отсоединяются полудуги руля и снимается седло. Далее передняя вилка поворачивается по часовой стрелке до упора. После этого отворачиваются барашковые гайки центрального фиксирующего устройства, и поворачивается по часовой стрелке до упора задняя вилка. Седло отсоединяется от подседельной трубы. Педали выворачиваются и завинчиваются с внутренней стороны рычагов. Все детали и узлы велосипеда свободно размещаются в том же чемодане. Сборка и разборка велосипеда занимают не более десяти минут.
Подростковый складной велосипед (вверху — в чемодане, внизу — в рабочем положении):
1 — хомуты крепления полудуг руля, 2 — фиксирующий узел,
3 — узел поворота передней вилки при складывании, 4 — руль,
5 — рама, 6 — барашковые гайки с болтами центрального фиксирующего узла,
7 — седло, 8 — подседельная труба, 9 — заднее колесо, 10 — задняя вилка,
11 — поворотный узел задней вилка, 12 — педальный узел (от любого велосипеда),
13 — передняя вилка, 14 — переднее колесо.
Размеры «а» и «б» выбираются в соответствия с размерами применяемых колес,
размер «в» определяется по используемой в конструкции каретке. |