О неучах древние греки говорили; «Он не умеет ни читать, ни плавать». Мы не настаиваем, что уметь хорошо плавать так же важно, как и читать. Но держаться на воде обязан уметь каждый. Поэтому за детей, за их плавательную науку больше всего отвечают родители. Научите ребенка плавать! Помогите ему в этом так же, как когда-то помогали учиться ходить.
Самый легкий и в то же время самый быстрый способ плавания — кроль на груди. Как же научить ребенка (или взрослого, который еще не умеет держаться на воде) плавать этим способом?
Место для занятий. Занятия нужно проводить на мелком месте (по пояс в воде), там, где дно ровное, а вода чистая. Течение должно быть не очень сильным. При температуре воды 22—24°, первые занятия можно проводить в течение 10—15 минут, а в дальнейшем довести их продолжительность до 20—30 минут.
Обучающихся поставьте лицом к берегу. Заниматься лучше не с одним ребенком, а с двумя-тремя или с целой группой. В коллективе исчезает боязнь, занятия проходят оживленнее, и хорошие результаты достигаются скорее.
При обучении избегайте говорить ребенку «не бойся»: это настораживает его. Процесс обучения сводится к последовательному многократному повторению всех движений, которые входят в то или иное подготовительное упражнение.
Первое знакомство с водой
а) Ходьба по дну, ходьба и бег по дну с наклоненным вперед туловищем. Движению помогать гребковыми движениями рук.
б) Сделать вдох и, присев, погрузиться в воду с головой на 5—10 секунд (считать про себя).
в) Сделать вдох, погрузиться в воду и открыть глаза (смотреть в воде необходимо для ориентировки и безопасности во время плавания). При этом предложите ребенку посмотреть под водой на свои пальцы или на камешки на дне.
г) «Поплавок». Сделать глубокий вдох, присев, погрузиться с головой в воду, наклониться вперед и свернуться «калачиком»: обхватив руками голени, плотно прижать колени к груди, голову наклонить вниз. Считать про себя до десяти. За это время тело непременно всплывает на поверхность (рис. 1). Это упражнение помогает почувствовать выталкивающую силу воды.
д) Выдох в воду. В порядке подготовки к этому упражнению можно просто опустить подбородок в воду и дуть на ее поверхность. После этого выдох делается уже в воду. Затем выдох производится 5—10 раз подряд (в промежутках не вытирать лицо руками!). Это упражнение нужно повторять систематически во время всего периода обучения: оно прекрасно развивает легкие и хорошо восстанавливает дыхание после выполнения тех упражнений, которые связаны с его задержкой.
Освоив эти упражнения, можно перейти к скольжению на груди. А когда ваш ученик научится хорошо скользить, дальнейшее обучение пойдет быстро, так как он уже будет уверен, что не тонет и может продвигаться по воде.
Положение тела. Тело должно лежать на поверхности воды горизонтально. Так создается наименьшее сопротивление движению вперед. Лицо опущено в воду до кончиков бровей, глаза открыты. Вдох делается при повороте головы в сторону.
Обучение скольжению. Сделать вдох, опустить лицо в воду, вытянуть вперед соединенные руки и спокойно положить их на воду. Присев, оттолкнуться от дна двумя ногами и проскользить 2—3 метра (пока хватит воздуха). При этом следите, чтобы голова не поднималась над водой (рис. 2). Не следует поддерживать ученика, тянуть его на буксире или давать ему в руки доску, круг и т. п.
После того как ученик будет уверенно и правильно продвигаться на 3—5 метров, в упражнение включайте движения ног.
Движение ног. Выпрямленные ноги с оттянутыми, как у балерины, и слегка повернутыми внутрь носками должны поочередно, без напряжения двигаться сверху вниз и снизу вверх. Это позволяет пловцу продвигаться вперед и поддерживать свое тело в горизонтальном положении.
Ноги работают легко — от бедра с подхлестывающим движением в конце. Косда одна нога движется вниз, другая идет вверх, при этом из воды выходят попеременно только пятки. Размах ног между ступнями — 30—45 см.
Вначале движение ног разучивается на суше — сидя с опорой на предплечья (рис. 3); затем — сидя в воде на мелком месте и, наконец, лежа на воде, держась за какую-либо неподвижную опору (рис. 4).
Скольжение с включенными в работу ногами, более увлекательно, потому что скорость продвижения при этом резко увеличивается. Это упражнение также надо делать, задерживая дыхание после вдоха (рис. 5). Разучивая его, следите, чтобы ноги не были чересчур согнутыми или, наоборот, слишком прямыми, чтобы они сильно не напрягались. Носки должны быть оттянуты.
Только после того, как техника скольжения с движением ног будет хорошо освоена, можно подключать в это упражнение и работу рук.
Движение рук. Руки — основная движущая сила. Ими производят попеременные гребковые движения. Рука вкладывается в воду кистью, под острым углом к поверхности воды. В этот момент рука прямая, затем она «захватывает» ладонью с соединенными и слегка согнутыми пальцами воду и начинает двигаться вниз-назад, постепенно сгибаясь в локте.
Гребок идет под себя, вдоль продольной оси тела до бедра. Здесь рука распрямляется. Закончив гребок, рука без всякой задержки сгибается в локтевом суставе и вынимается из воды локтем вверх. Затем мягко и быстро с расслабленными мышцами проносится над самой поверхностью воды и опять входит в воду. Правильно чередуя напряжение и расслабление рук, пловец сохранит работоспособность мышц на более длительное время.
Гребковые движения руками нужно производить непрерывно. В тот момент, когда одна рука заканчивает гребок, другая должна начинать его. Только при этом условии продвижение в воде будет равномерным и быстрым.
Разучивание движений рук тоже начинайте на мелком месте. Стоя по пояс в воде, надо наклониться, подбородок опустить в воду, одной рукой опереться о колено, а другой рукой производить движения.
Следите, чтобы после окончания гребка рука обязательно проносилась над водой. Затем это же упражнение выполняется другой рукой, потом обеими руками. Делая небольшие шаги по дну, надо научиться продвигаться вперед с попеременными движениями рук (рис. 6).
Скольжение с работой ног и рук вначале также делается с задержкой дыхания после вдоха. Для начала можно рекомендовать делать все движения с прямыми руками. В этом упражнении особое внимание нужно обратить на то, чтобы ноги работали ритмично и чаще рук в 2—3 раза (рис. 7).
Не допускайте, чтобы: 1. Руки и ноги работали с одинаковой частотой. 2. Рука делала укороченный гребок. 3. Кисть двигалась зигзагообразно во время гребка. 4. Руки гребли в стороне от продольной оси тела.
После того, как вы добьетесь правильной и устойчивой согласованности движения рук и ног, отрабатывайте последнее и самое главное в плавании — дыхание.
Дыхание. Правильное дыхание и его ритм также обеспечивают хорошую работоспособность. Вдох надо делать только через рот, при повороте головы в сторону руки, заканчивающей гребок. В этот момент рот как раз окажется над водой. Гребок закончен, и голова поворачивается лицом вниз; делается выдох через рот и частично через нос — до тех пор, пока голова снова не вернется в исходное для вдоха положение (рис. 8, 9).
Начинайте опять-таки на мелком месте. Лицо опустить до бровей в воду. Затем повернуть голову направо, так, чтобы левая щека и левое ухо были в воде. Сделать вдох, повернуть голову лицом вниз. Теперь выдох в воду через рот и частично через нос. Затем к дыханию подключается рука в сторону которой будет делаться вдох, а потом и вторая рука (рис. 8),
Плавание с полной координацией всех движений и правильным дыханием — это последнее упражнение, которое займет наибольшее количество времени и энергии.
Координация движений. На два гребка руками производится один вдох, один выдох и шесть ударов ногами.
Вначале советуем проплывать небольшие расстояния из расчета 3—5 вдохов и выдохов, затем постепенно увеличивать их. Особое внимание нужно обращать на хороший выдох, обеспечивающий полноценный вдох (рис. 9). При этом не допускайте: 1. Чрезмерного поворота туловища на бок при вдохе. 2. Слишком раннего или позднего вдоха. 3. Поворота головы влево и вправо.
Когда будет освоено последнее упражнение и ваш ученик сможет без особых усилий проплыть 25—50 метров, можно считать, что ваша задача — обучение плаванию — выполнена.
|