Знакомство с семейными легковыми автомобилями самого распространенного сегодня класса — малого — началось в предыдущей статье. Там речь шла о моделях первой группы. Здесь речь пойдет о машинах второй группы того же класса. Она охватывает модели со снаряженной массой от 950 до 1100 кг, длиной от 4,1 до 4,3 м с двигателями рабочим объемом от 1300 до 1500 см3.
Поскольку малый класс наиболее массовый по количеству выпускаемых машин, в нем год от года все явственнее намечается расслоение моделей на группы, объединенные близкими параметрами. Совсем недавно в этом классе мы выделяли две, а с 1981 года, учитывая сложившийся типаж моделей, машины со снаряженной массой 1100 — 1200 кг и двигателями рабочим объемом 1600—1800 см3 выделены в самостоятельную, третью группу. В нашей стране автомобилей, полностью ей соответствующих, пока не выпускается, ближе всех к третьей группе стоит ВАЗ-2106, который по прежней классификации относился ко второй.
Интересно, что наряду с автомобилями, точно соответствующими второй группе от рождения, в нее входят также машины, производные от моделей, которые по классификации сохраняют свое место и в соседних группах. Так, представители первой группы «Фольксваген-джетта» или «Тойота-королла» с более мощным двигателем увеличенного рабочего объема и более комфортабельным оборудованием салона относятся уже ко второй группе; модели третьей группы «Тальбо-СИМКА-1510» и «Полонез» с экономичным двигателем уменьшенного рабочего объема и менее дорогим оборудованием тоже попадают во вторую группу. Такое положение не случайность. Это следствие технической политики фирм, стремящихся на базе одной разработанной ими основной конструкции создавать как можно больше моделей и модификаций, которые бы охватывали две, а порой и три смежные группы. В результате удается оперативно и без значительных убытков приспосабливать производство к меняющемуся спросу потребителей.
У всех автомобилей второй группы малого класса довольно близкие внутренние размеры пассажирского салона и сходное оборудование: подголовники сидений, ремни безопасности на передних и задних сиденьях, обогрев заднего стекла, панель приборов с часами, гнездо для приемника и другие устройства, обеспечивающие дополнительные удобства. Как правило, отделка салона, его оформление, обивка сидений богаче, чем у представителей низшей, первой группы малого классе.
У подавляющего большинства машин второй группы просторные четырехдверные пятиместные кузова типа «седан», которые пользуются наибольшим спросом. В то же время на их базе изготовляются трех- и пятидверные трансформируемые кузова («универсал», «комби»), которые легко могут быть приспособлены для перевозки крупногабаритных грузов. У таких кузовов есть недостаток — отсутствие герметичной переборки между грузовым (багажным) и пассажирским отделениями. Однако немало автомобилистов (и количество таких, судя по статистике, растет), для которых главное — универсальность машины. Разумеется, масса пятидверного «универсала» на 35—40 кг больше, чем четырехдверного «седана»; соответственно больше цена и расход топлива.
Для семейных автомобилей двухдверные кузова «седан» пользуются меньшим спросом, хотя, как правило, они на 25—35 кг легче, несколько дешевле и прочнее четырехдверных. Двухдверный кузов для семьи из четырех человек, при поездках с частыми остановками неудобен — пассажир заднего сиденья, выходя, заставляет пассажира переднего сиденья тоже покинуть машину (все представленные на снимках модели — четырех- или пятидверные и лишь «Волво-343» с двухдверным кузовом).
Существует пропорциональная зависимость между массой автомобиля и стоимостью. Поэтому все шире применяют компоновку с передними ведущими колесами и поперечным расположением двигателя, что делает машину легче. По такой схеме выполнена «Остин-макси», «Пежо-305СР», «Тальбо-симка-1510», «Фольксваген-джетта-1500». У «Фольксвагена-пассат» передние ведущие колеса, но двигатель установлен вдоль машины; у остальных рассматриваемых моделей классическая компоновочная схема: переднее расположение двигателя и задние ведущие колеса.
Повышенные требования со стороны потребителей машин этой группы к удобству езды и управлению привели к довольно широкому распространению автоматических трансмиссий. Они значительно упрощают переключение передач, хотя сложнее, тяжелее (на 20—25 кг) и дороже обычных коробок передач. На «Волво-343» применена бесступенчатая ременная трансмиссия. Она автоматически изменяет передаточное число в зависимости от дорожных условий и не требует вмешательства водителя. Такая передача довольно проста, но недостаточно долговечна. Поэтому более распространены гидромеханические трансмиссии («Тойота-королла-1400», «Фольксваген-джета-1500», «Триумф-долмит-1600» и другие), которыми водитель управляет, переставляя только рычажок селектора.
В гидромеханической трансмиссии довольно ощутимые внутренние потери, вызываемые пробуксовкой турбинных колес в гидротрансформаторе. Поэтому у оборудованной ею машины по сравнению с таким же автомобилем, оснащенным традиционной коробкой передач, ниже скорость (на 5—7 км/ч), больше расход топлива (на 0,5—1,0 л на 100 км) и медленнее разгон (на 1,5—2,0 с до скорости 100 км/ч).
Из других устройств, облегчающих управление машиной, надо назвать применяемые на всех моделях этой группы гидровакуумные усилители тормозов, гидравлический усилитель руля (на «Тальбо-симка-1510»), подвеску колес с гидравлической уравнивающей системой («Остин-макси»), позволяющей значительно уменьшить «клевки» машины при торможении и «приседания» ее при разгоне.
По вполне понятным причинам за последние годы вопросы экономии топлива стали все больше выступать на передний план, и особый интерес к экономичным моделям начали проявлять потребители прежде всего семейных машин. Одни из них, как «Полонез-1500», выпускаются с двумя разновидностями двигателей, рассчитанными на дорогой, высокооктановый бензин (типа нашего АИ-98) и на более дешевый (типа АИ-93). Отдельные заводы идут еще дальше: для сельских и дальних районов выпускают специальные модификации, двигатели которых могут работать на низкооктановом горючем (типа А-76): «Москвич-21406» и бразильский «Фольксваген-пассат». Применение дизеля («Пежо-305», «Фоль-ксваген-пассат-Д», «Фольксваген-джетта-1500-Д») позволяет использовать еще более дешевое топливо, расход которого на 25—30% ниже, чем при карбюраторном двигателе; однако машина с дизелем стоит примерно на 10% дороже.
Машины второй группы малого класса всегда находятся в центре внимания автомобильной общественности, как представители самого массового класса. Неудивительно, что многие заводы именно на этих машинах стремятся внедрить технические новинки. Среди них — двигатели с распределительным валом, приводимым зубчатым ремнем; бесконтактная система зажигания; галогенные фары; независимая подвеска всех колес; не требующие смазки шариковые сдвоенные подшипники передних колес; рулевое управление с отрицательным плечом обкатки колеса и многое другое. Отдельные заводы уже пошли на применение специальных процессов антикоррозионной защиты кузова. Как следствие, например, завод «Пежо» гарантирует отсутствие следов ржавчины в первые три года эксплуатации, а «Фольксваген» — в первые два года. Эти цифры сами по себе не полностью отражают действительный уровень защиты от коррозии.
Многие модели второй группы малого класса (например, «ВАЗ-2103», «Волво-343», «Пежо-305») имеют годичный гарантийный срок на безотказную и бездефектную работу машины в целом.
Автомобили второй группы, доля которой в мировом объеме производства составляет около 10%, выпускаются предприятиями Аргентины, Бразилии, Англии, Испании, Польши, Франции, Герминии, России, Швеции, Японии.
«ВАЗ 2103» (СССР) — типичный представитель второй группы малого класса. Автомобиль имеет классическую компоновку (двигатель — спереди, ведущие колеса — задние) и довольно большой для моделей этого класса дорожный просвет — 170 мм. Рабочий объем двигателя — 1452 см3, мощность — 77 л. с. (57 кВт). Топливо — бензин АИ-93. Длина машины — 4,12 м. Ширина — 1,61 м. Снаряженная масса — 1030 кг. Емкость багажника — 0,38 м3. Скорость 150 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 19 с.
«Волво-343» (Швеция). Одна из немногих моделей этой группы с двухдверным кузовом. На машине применяется мотор «Рено». Рабочий объем двигателя — 1397 см3, мощность — 70 л. с. (52 кВт). Топливо — бензин АИ-98. Длина машины — 4,21 м. Ширина — 1,65 м. Снаряженная масса — 980 кг. Емкость багажника — 0,38 м3. Скорость — 145 км/ч. Время разгона до 100 км/ч —16,6 с.
«Москвич-2140» (СССР). Машина имеет алюминиевые блок и головку цилиндров и оснащена системой аварийной сигнализации. Наряду с базовой моделью выпускалась модификация («Москвич-21406»), работающая на низкооктановом бензине. Рабочий объем двигателя (у обеих машин одинаков) — 1478 см3, мощность — 75 или 68 л. с. (55 или 50 кВт). Топливо — бензин АИ-93 или А-76. Длина — 4,25 м. Ширина — 1,55 м. Снаряженная масса — 1080 кг. Емкость багажника — 0,37 м3. Скорость — 140 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 19 с.
«Остин-макси» (Англия). У этого автомобиля передние ведущие колеса, установленный поперек кузова двигатель, независимая подвеска всех колес с резиновыми упругими элементами и пятиступенчатая коробка передач. Рабочий объем двигателя — 1485 см3, мощность — 69 л. с. (51 кВт). Топливо — бензин АИ-98. Длина машины — 4,02 м. Ширина — 1,63 м. Снаряженная масса — 980 кг. Емкость багажника — 0,28 м3. Скорость — 140 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 17,3 с.
«Пежо-305СР» (Франция). Отличительные особенности автомобиля — передние ведущие колеса, алюминиевые блок и головка цилиндра, крепление колеса только тремя гайками и весьма малый (125 мм) дорожный просвет. «Пежо-305СР» может иметь либо карбюраторный двигатель, либо дизель. Рабочий объем двигателя — 1472 или 1548 см3, мощность — 67 л. с. или 50 л. с. (49 или 37 кВт). Топливо — бензин АИ-98. Длина — 4,23 м. Ширина — 1,63 м. Снаряженная масса — 940 кг. Емкость багажника — 0,34 м3. Скорость — 153 или 135 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 13,2 или 22,3 с.
«Сеат-124Д» (Испания). Машина выпускалась по итальянской лицензии и представляла собой модернизированный Фиат-124. У автомобиля 4- или 5-ступенчатая коробка передач, дисковые тормоза на всех колесах и небольшой (130 мм) дорожный просвет. По конструкции эта модель близка к «ВАЗ-2103». Рабочий объем двигателя — 1438 см3, мощность — 75 л. с. (55 кВт). Топливо — бензин АИ-98. Длина машины — 4,04 м. Ширина — 1,61 м. Снаряженная масса — 910 кг. Емкость багажника — 0,38 м3. Скорость — 155 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 19 с.
«Полонез-1500» (Польша). Машина имеет классическую компоновку, дисковые тормоза на всех колесах и две разновидности двигателя (по мощности и применяемому топливу). Рабочий объем двигателя — 1481 см3. Мощность 70 или 82 л. с (52 или 60 кВт). Топливо — бензин АИ-93 или АИ-98. Длина машины — 4,27 м. Ширина — 1,65 м. Снаряженная масса — 1140 кг. Время разгона до 100 км/ч — 17 с. Скорость — 146 или 155 км/ч. Емкость багажника — 0,4 м3.
«Тальбо-Симка-1510 ГЛС» (Франция). У этого автомобиля с передними ведущими колесами двигатель установлен поперек кузова и наклонен назад на 41°. Модель имеет независимую подвеску всех колес и бесконтактную систему зажигания. Рабочий объем двигателя — 1442 см3, мощность — 85 л. с. (63 кВт). Топливо — бензин АИ-98. Длина машины — 4,32 м. Ширина — 1,68 (наибольшая среди моделей этой группы). Снаряженная масса — 1080 кг. Емкость багажника — 0,47 м3. Скорость — 160 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч — 14,4 с.
«Тойота-королла-1400» (Япония). Наиболее консервативная по конструкции модель этой группы: барабанные тормоза всех колес, рессорная задняя подвеска, трехступенчатая коробка передач с рычагом переключения на рулевой колонке. Машина, однако, могла поставляться с 4-ступенчатой коробкой передач и двумя разновидностями гидромеханической трансмиссии. Рабочий объем двигателя — 1407 см3, мощность — 86 л. с. (63 кВт). Топливо — бензин АИ-98. Длина машины — 4,0 м. Ширима — 1,57 м. Снаряженная масса — 950 кг. Емкость багажника — 0,22 м3. Скорость — 150 км/ч.
«Фольксваген-пассат» (Германия и Бразилия). В ФРГ эта модель выпускалась только с дизелем, а в Бразилии с карбюраторным двигателем (у обоих одинаковый рабочий объем). Среди особенностей автомобиля — передние ведущие колеса. Рабочий объем двигателя — 1471 см3, мощность (соответственно 50 или 65 л. с. (37 или 48 кВт). Топливо — дизельное топливо или бензин А-76. Длина машины — 4,2 м. Ширина — 1,6 м. Снаряженная масса — 900 кг. Емкость багажника — 0,38 м3. Скорость — 142 или 150 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 21,5 или 16,8 с. |