Понедельник, 24.01.2022, 19:17 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [503]
Дела строительные [458]
Дизайн, интерьер [728]
Домашнему мастеру [2109]
Женсовет: рукоделие+ [992]
Здоровье, Красота [607]
Игры, игрушки [334]
Мебель [274]
Моделирование [272]
На кухне + Рецепты [926]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [142]
Оптика [73]
Работы с деревом [455]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [235]
Свое хозяйство * [2013]
** Обустройство [443]
** Парники, Теплицы [52]
** Приспособления [242]
** Цветы, Флористика [260]
** Деревья, Кустарники [234]
** Овощи [161]
** Бахчевые [26]
** Бобовые [19]
** Зелень и Приправы [115]
** Грибы [24]
** Болезни и Вредители [132]
** Кладовая (Закрома) [233]
** Птицеводство [73]
** Животноводство [99]
** Пчеловодство [22]
** Водоём [24]
Сотовые телефоны [43]
Спорт, снаряды [279]
Статьи Владимира Мао [141]
Транспорт и около [406]
Туризм, рыбалка, охота [533]
Экономим [168]
Это интересно! [907]
Только кулинария [3755]
Утилизация в РФ [7]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [1]
GA





 Сборник
Главная » Статьи » Дизайн, интерьер

Витраж

ВитражВы заметили, наверное, что картина, изображающая уголок города Риги (в заголовке статьи), выглядит не совсем обычно. Дело в том, что художник К. Фрейманис выполнил ее из кусочков цветного стекла. Это витраж.

Витраж — искусство древнее. Уже в V веке окна церквей и монастырей украшались орнаментальной мозаикой из цветных стекол, которые вставлялись в деревянные или каменные переплеты. Со временем вместе с орнаментом в витражах стали появляться изображения человека, а прежние переплеты заменили свинцовой арматурой — она предоставила мастерам-витражистам гораздо большую свободу в выборе форм. Витраж стал пластичнее и богаче.

Наивысшего расцвета искусство витража достигло в средние века в странах Западной Европы. Витражи украшали громадные стрельчатые окна готических соборов, городских ратуш, замков феодалов. Богатые горожане тоже заказывали витражи для своих домов.

Главное достоинство витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивность цвета и создавая ощущение праздничности, нарядности. При малейшем изменении освещения колорит витража тоже меняется, обретая все новые и новые нюансы: приподнятость, сказочность, загадочность. Не удивительно, что многие известные художники часто обращались к искусству витража — оно притягивало их необычностью, цветовой насыщенностью, выразительностью. Художники разных эпох — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-младший, Фернан Леже — не раз избирали для своих произведений технику витража. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его — великий русский художник Михаил Врубель.

В архитектуре наших дней витраж становится одним из самых значительных видов декоративного убранства. Например, в вестибюле станции Московского метро «Новослободская» установлены 32 орнаментальных витража, подсвеченных электрическими лампами. Сделаны эти витражи в Риге, в мастерской комбината «Максла» («Искусство»).

Я побывал в этой мастерской. Здесь мир стекла, играющего сотнями оттенков цвета. Но на фоне сказочного многоцветья идет будничная работа: готовят шаблоны, режут стекла, паяют.

Художник Лудис Берзинь водит меня по мастерской и рассказывает:

— Вы когда-нибудь в детстве пробовали смотреть на мир через цветное стеклышко? Н айдешь осколок бутылки, а если посчастливится — кусочек светофильтра, и смотришь, зажмурив один глаз. Удивляешься, как все вокруг изменилось. Конечно, витраж не просто цветное стеклышко, но во мне он прежде всего вызывает детское удивление. Думаю, мои товарищи — а среди них немало оригинальных, талантливых художников — тоже не перестают удивляться, иначе не работали бы с таким энтузиазмом. Задача перед нами трудная — попробую объяснить в чем дело. Первый цех витражистов возник в Риге еще в шестнадцатом веке, за эти столетия весь мир признал достоинства латвийских витражей. Как сочетать лучшие традиции старых мастеров с нынешней архитектурой, с современными сюжетами — над этим приходится долго размышлять каждый раз, когда задумываешь новый витраж. А работы очень много: наша мастерская изготовляет витражи для многих городов страны.

Потом Лудис Берзинь и его товарищи рассказывают мне о тонкостях своего мастерства. Выясняется, к сожалению, что настоящий, профессиональный витраж — дело для новичков почти недоступное, потому что при его изготовлении применяется специальное цветное стекло, а скрепляется оно свинцово-оловянной жилкой особого профиля, которую прокатывают на предназначенном для этого станке. Но с помощью художников-витражистов нам удалось выработать упрощенный, вполне приемлемый для кружка вариант, который, мы уверены, заинтересует многих из вас. Сразу же оговоримся: упрощение относится только к технологии, но никак не к художественным достоинствам витража — тут все зависит от ваших способностей, вкуса, терпения.

Начинайте с эскиза в цвете. Помните при этом, что размер и форма витража зависят от того места, куда вы хотите его установить. Когда эскиз готов, нарисуйте весь узор карандашом в натуральную величину на листе бумаги и пронумеруйте каждый элемент. Это будет рабочий рисунок. Затем возьмите еще один лист плотной бумаги или картона, перенесите на него рисунок, с помощью копирки и разрежьте на отдельные части, предварительно пронумеровав их точно так же, как и на первом листе. Каждая из этих частей будет служить шаблоном. Не забудьте уменьшить края шаблонов на толщину металла, из которого вы изготовите жилку, скрепляющую отдельные детали витража.

Стекло берите самое обыкновенное — оконное. Стеклорезом вырежьте по шаблонам каждую деталь витража и окрасьте керамическими красками, руководствуясь эскизом. Керамические краски выпускаются в готовом виде и разводятся просто водой. Краска наносится на стекло пульверизатором или поролоновым тампоном тонким прозрачным слоем. Покрашенное стекло обжигается в муфельной печи при температуре 500 градусов, тогда краска приобретает прочность и долговечность.

Если не удастся достать керамическую краску, возьмите обычную масляную. Обжиг в этом случае не нужен.

Соединительную жилку в простейшем варианте можно сделать из белой жести, но лучше взять тонкий свинец толщиной от 1 до 3 мм. Жесть или свинец нарезаются полосками, а затем эти полоски изгибаются так, чтобы в сечении они приняли форму буквы П. На рисунке показано нехитрое приспособление, позволяющее легко и быстро делать жилку. На металлическую матрицу, изготовленную с помощью строгального или фрезерного станка, накладывается полоска и обжимается пуансоном, паз которого шире матрицы на двойную толщину изгибаемого металла. Ширина самой матрицы чуть больше толщины стекла.

Каждый кусочек стекла обрамляется жилкой. Окантовать всю деталь цельной жилкой нелегко, поэтому лучше отсечь для каждой грани соответствующий отрезок жилки, а в углах спаять.

Потом детали накладываются на рабочий рисунок — номера помогут разобраться, какую деталь куда приложить — и жилки пропаиваются сперва с одной стороны витража, потом с другой.

В качестве примера для начинающих мы даем на наших рисунках образец простого витража, состоящего из геометрических форм, и этапы его изготовления.

Автор Н. Эстис, художник, 1972 год

Категория: Дизайн, интерьер | Добавил: Mao (27.09.2014) | Автор: Н. Эстис W
Просмотров: 1064 | Теги: витраж | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0

Комментарии
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
GA





Enter
Логин:
Пароль:
География "Умехи"
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи


    12.060