Пятница, 19.04.2024, 10:19 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Дизайн, интерьер

Каменные кружева

Каменные кружеваЕсли бы мы окинули беглым взглядом историю зодчества, то сразу же убедились бы, что камень, бесспорно, — любимый отделочный материал архитекторов. Это естественно: он прочен, долговечен, а главное — красив. Самые смелые замыслы художников воплощаются в камне и живут века. Нет необходимости приводить примеры — каждому, где бы он ни жил, вспомнятся прекрасные образцы каменной вязи.

Взгляните на фотографию в начале статьи. Это уже не древность, а современность. Грузинские архитекторы, проектируя здание Публичной библиотеки в Тбилиси, обратились к камню.

А если от этого здания подняться к подножию горы Мтацминда, мы выйдем к художественному училищу имени М. Тоидзе. Из его стен выходят чеканщики, живописцы-альфрейщики, художники по ткани, мастера керамики, реставраторы исторических памятников и другие специалисты. Среди них — резчики по камню.

Мастер производственного обучения Нодар Несторович Чикобава, прежде чем приступить к рассказу об основах обработки камня, предупреждает:
— Камень не любит случайных людей. Человек должен быть предан этому делу, иначе откуда у него возьмутся терпение и упорство? А без этого лучше не начинать.

Для художественной обработки применяется камень самых различных пород. Перечислим некоторые из них: гранит, диорит, туф, песчаник, известняк, ангидрит, алебастр, мрамор. Каждая порода имеет свои достоинства и недостатки. Неоднородная структура, слоистость, трещиноватость, посторонние включения — все это затрудняет обработку, а иногда сводит на нет всю предыдущую работу над изделием. К сожалению, дать в короткой статье характеристику каждой из этих пород очень трудно, потому что даже куски одной и той же породы могут быть разной зернистости и с разным количеством посторонних включений. Поэтому только опытным путем можно определить, как поддается обработке тот или иной камень.

Лучше всего, если в окрестностях вашего города или села вы найдете ангидрит или алебастр. Эти породы достаточно декоративны и настолько легко обрабатываются, что можно даже не обзаводиться специальным инструментом, а использовать столярный — пилу, долото, стамески, рубанок, нож, сверла, напильники и т. д.

Однако не каждому из вас посчастливится найти ангидрит или алебастр, поэтому придется, если вы всерьез заинтересуетесь художественной обработкой камня, изготовить специальный инструмент — для начала самый необходимый. Его легче отковать в кузнице, но, если вы можете воспользоваться услугами кузницы, изготовьте инструмент на металлообрабатывающих станках. Материал — инструментальная сталь. Готовый инструмент обязательно нужно закалить. Нагрейте рабочие части до вишневого или красного цвета и быстро опустите в воду комнатной температуры. Нельзя нагревать до оранжевого или желтого цвета, потому что инструмент после закалки станет слишком хрупким. Греть нужно в древесном угле — каменный может испортить закалку.

Взгляните на рисунок, изображающий инструмент первой необходимости.

Пунчеты понадобятся вам, когда вы будете откалывать от природной глыбы нужный кусок камня. Впоследствии можно будет запастись еще и клиньями разной формы. Пунчеты и клинья вбиваются в камень кувалдой.

Большой закольник, различные кирки, шпунт служат для грубой обработки камня — оболванивания, как говорят художники.

Ручной закольник, скарпель и тесовик употребляются для черновой тески плоских поверхностей при обработке камня твердых пород. Удобно обрабатывать плоскую поверхность и крестовой зубчатой бучардой, ударяя ею по камню так, чтобы инструмент ложился всей поверхностью, а не ребром или углом.

Обрабатывать фигурную поверхность вам помогут цилиндрическая бучарда, троянки с различной шириной лезвия, фигурные скарпели.

При работе с мягким камнем удобно доводить фигурные профили скребками разной формы.

Чаще всего перед высеканием орнамента поверхность камня достаточно отшлифовать или даже оставить шероховатой. Но иногда по замыслу бывает необходимо добиться зеркального блеска. Идеально гладкую поверхность можно получить только после трех последовательных операций — шлифовки, мастиченья и полировки. Каждая из этих операций допускает применения нескольких способов в зависимости от твердости и зернистости камня. Мы расскажем лишь о работе с мягким камнем.

Шлифовку можно начинать лишь после того, как поверхность камня подготовлена к ней, то есть обработана бучардой и скарпелем, а иногда и троянкой.

Шлифуйте абразивными брусками, для удобства оправив их в деревянные обоймы. При шлифовке придерживайтесь нескольких правил: последовательно переходите от крупнозернистых брусков к мелкозернистым; сменяйте брусок только после того, как предыдущим уже невозможно добиться улучшения; при смене бруска промывайте шлифуемую поверхность, так как оставшиеся зерна крупного бруска могут поцарапать камень.

Мастиченье необходимо не всегда, а только в тех случаях, когда камень после тщательной шлифовки все же сохранил поверхностные трещинки, поры, раковинки. Состав мастики — 130 г канифоли, 90 г гипсовой пыли, 30—40 г цинковых белил.

Если камень цветной, вместо цинковых белил нужно взять 3—4 г красителя — охры, сажи и т. д. в зависимости от цвета камня. В чистой банке расплавьте канифоль, затем добавьте в нее остальные компоненты и тщательно размешайте.

Мастика вплавляется в раковинки и трещины нагретым паяльником, затем эти места подшлифовываются вровень с поверхностью камня.

Теперь можно приступить к полировке. Следует сказать, что далеко не всякий камень хорошо воспринимает полировку — особенно это относится к мягким породам. Так что во многих случаях приходится ограничиться шлифовкой. Но допустим, что вы работаете с камнем, который лишен этого недостатка. Промойте камень водой с губкой и протрите ветошью. Посыпьте поверхность каким-нибудь полировальным порошком, например пемзовым, и полируйте войлоком, совершая круговые движения. Поверхность должна приобрести зеркальный блеск.

Контур будущего орнамента наносится на поверхность камня карандашом. Правда, если поверхность полированная, карандаш не оставит на ней следов. В этом случае покройте камень слоем светлой гуаши, дайте просохнуть, а потом наносите орнамент. Переводя рисунок с эскиза, удобно пользоваться копировальной бумагой. Если орнамент содержит повторяющиеся элементы, сделайте трафарет или шаблон и по ним наносите на камень рисунок, следя за правильностью сопряжений элементов.

Начинайте высекать орнамент только после того, как попробуете на другом куске камня от этой же глыбы, как он обрабатывается, какие лучше всего применять инструменты.

Чтобы рельефные элементы орнамента выдерживались в задуманных размерах, сделайте необходимые шаблоны и периодически проверяйте правильность обработки.

Мы показали работу учащихся Тбилисского художественного училища. Однако не беритесь повторять ее сразу — это довольно сложно. Начните с простых геометрических орнаментов, и только когда они будут получаться безупречно, переходите к более сложным.

Не забывайте о технике безопасности. Камень нужно укреплять надежно, чтобы он не упал, и надевать очки для предохранения глаз от мелких осколков.

Категория: Дизайн, интерьер | Добавил: Mao (21.10.2015) | Автор: С. Газарян
Просмотров: 966 | Теги: резчик по камню, каменотес, архитектор, архитектура, Камень | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Логин:
Пароль:
Люди:
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700