С древних времен народы наделяли камни магическими свойствами. В «Книге стихов», происходящей из Юго-Восточной Азии, так говорится о нефрите: «Мягко блестящая поверхность его олицетворяет добродетель человеческую; его нерушимость — символ знаний и разума; углы камня, которые нельзя притупить,— символ правосудия; чистый прекрасный звук, который издают тонкие пластины из нефрита при ударе,— отголосок невыразимой божественной музыки, выражение счастья».
• В древних книгах «Лапидариях» (книгах о камнях) повествовалось о магических свойствах камня: мудрецы утверждали, например, что, если перед змеей подержать изумруд, то из глаз ее польется вода, и она ослепнет.
Нефрит
• В недавние века камень, еще не теряя своего магического значения, все больше становится предметом пристального изучения. В XVIII столетии, как пишет Ферсман, минералогия стала «всеобщей болезнью». Даже в Екатерининском Эрмитаже, кроме собраний картин, была большая минералогическая коллекция. В то время впервые в России появилось понятие, введенное академиком Татищевым, «культура камня».
Изумруд
• Поиск и обработка камня стали привычным делом во многих частях России, особенно на Урале. В избах некоторых горщиков были собраны коллекции, образцами из которых гордились бы лучшие музеи мира. Мастерами по камню славились Армения и Бурятия, а на базарах в Средней Азии до последнего времени можно было купить самые различные камни.
Изделия с камнями были в традициях почти всех народов. Чаще всего использовались украшения и поделки из местных камней. На Востоке любили красные сердолики, на Украине волынские опалы, а в Москве пол кремлевских соборов был выстлан не привозными яшмами, как это долго считали, а подмосковными кремнями.
Красный сердолик
Опал (фото с выставки в Харькове)
Подмосковный кремень
• В разные периоды времени внимание к камню то ослабевало, то вновь усиливалось. В наши дни наблюдается возрождение интереса — это часть всеобщего процесса возвращения человека к природе, к ее естественным формам.
Камням всегда приписывали магические свойства. Кроме получивших широкое распространение «камней месяца рождения», были известны также «камни дней недели», «камни счастья детей». Списки камней, благоприятных для ношения тому или иному человеку, были составлены на Древнем Востоке и позже завезены в Европу. В результате многократных переписываний они изменялись, и возникли различные варианты: германские, еврейские, романские, славянские и т. д. Интерес к «камням месяца рождения» сохранился до наших дней, и это послужило основанием к тому, чтобы уже в наше время международная ассоциация ювелиров произвела исторический поиск и утвердила единый «самый верный список», по которому каждому месяцу рождения соответствуют следующие камни: январь — гранат, февраль — аметист, март — аквамарин, апрель — алмаз, май — изумруд, июнь — жемчуг,
июль — рубин, август — хризолит, сентябрь — сапфир, октябрь — опал, ноябрь — топаз, декабрь — бирюза.
Январь — гранат
Февраль — аметист
Март — аквамарин
Апрель — алмаз
Май — изумруд
Июнь — жемчуг
Июль — рубин
Август — хризолит
Сентябрь — сапфир
Октябрь — опал
Ноябрь — топаз
Декабрь — бирюза
• Во все времена и во всех странах были модны яркие цветные камни, исключением была лишь Япония. Есть в Японии малахит, аметист, нефрит, берилл, шпинель, агаты, но японские мастера работали почти исключительно с прозрачным горным хрусталем, и выше всего ценился не камень, а работа мастера по камню и металлу.
Малахит
Берилл
Шпинель
Горный хрусталь
• В Западной Европе во многих крупных магазинах торгуют не только изделиями из камня, но для «собирателей» булыжников отведены целые отделы.
Покупателю предоставлена возможность выбрать булыжник по собственному вкусу и умению. На ваших глазах камень разрезают, и тут, как повезет: или аметистовая миндалина, или розовый агат, или серый скучный холцедон. Тоже поиск, а вернее сказать, лотерея.
Аметистовая жеода
• В Скандинавских странах свое отношение к «булыжникам». Очень часто вместо, а иногда и вместе со скульптурой они стоят в скверах. Фантазия и мастерство художника и природы дополняют друг друга.
• В последнее время дизайнеры все чаще применяют камень в его естественном или полуобработанном виде (друзы, срезы агатовых миндалин) для оформления интерьеров общественных и жилых помещений.
Изданная не так давно в Париже трехтомная энциклопедия по домоводству в разделах, посвященных оформлению жилых интерьеров, дает много примеров использования изделий из камня и камней в естественном виде. |