Мы уже познакомили вас с отливкой из гипса по модели, вылепленной из глины или пластилина, в так называемой черновой форме. Но черновая форма после отливни разбивается, а хотелось бы отлить несколько копий с оригинала. Можно ли это сделать?
Отлить несколько копий с оригинала можно, если применить клеевую форму.
Мы предлагаем освоить технику изготовления клеевых форм,, которые наиболее удобны при отливе сравнительно небольших скульптурных работ. Благодаря своей пластичности клеевые формы передают мельчайшие детали оригинала. Они компактны и легко снимаются с отливки. Хорошо и то, что пришедшую в негодность клеевую форму можно переплавить, а клей использовать для других формовочных работ.
Такие формы отливают в основном из костного и мездрового клея. В быту и технике широко известны многие разновидности постного клея: пищевой, технический и фотожелатии. Технический желатин и мездровый клей продаются в хозяйственных магазинах, а фотожелатин — в магазинах фототоваров. Клей обычно продают в виде гранул или плиток длиной 150—200 мм, шириной 80—100 мм и толщиной 10—15 мм. Старайтесь выбрать плитки более прозрачные, со светло-коричневым оттенком — этот клей лучшего качества.
Перед тем как варить клей, вымочите его в холодной воде до полного разбухания. Пищевой и технический желатин мокнет минут пятнадцать-двадцать, фотожелатин — всего минуту, а вот мездровый клей нужно вымачивать почти сутки. Разбухший клей выложите на сетку, дайте воде стечь и проветрите в течение получаса. Затем загрузите в клееварку.
Простейшую клееварку легко изготовить из двух разновеликих кастрюль или консервных банок (см. рис.). Одна кастрюля должна свободно входить в другую так, чтобы между стенками было расстояние не менее трех сантиметров. Донышки кастрюль тоже не должны соприкасаться. Для этого малую кастрюлю поставьте на жесть, согнутую гармошкой. Положите клей в малую кастрюлю, а в большую налейте воду. Варить нужно около полутора часов. Пока клей будет вариться, подготовьте к формовке рабочее место и модель.
Модель обязательно должна быть из твердого материала: дерева, гипса, металла, камня, керамики, пластмассы. Поэтому, если вы хотите отлить несколько копий скульптур, которые выполнены из мягких материалов — глины или пластилина, вам нужно прежде всего перевести их в гипс с помощью черновой формы.
Модель из гипса или дерева (см. рис. 1) предварительно обработайте. Слегка нагрев ее в духовке или сушильном шкафу, пропитайте несколько раз горячей олифой, а через пять-шесть часов покройте тонким слоем лака. Для моделей из других твердых материалов такая обработка не нужна. Подготовленную модель прикрепите к верстаку и густо смажьте парафиновой смазкой (100 г парафина, 70 г керосина и 70 г гарного или льняного масла). Плоскость верстака вокруг модели также покройте смазкой, чтобы и туда клей не налипал.
Чтобы получить точную клеевую форму для отливки, нужно сначала сделать временную — из глнны. Потом эта глиняная форма убирается, а ее место занимает клей. Но об этом позже. Итак, все по порядку.
На модель наложите слой из кусочков влажной, но не мокрой, мягкой бумаги (рис. 2). Поверх бумаги нанесите глину, она должна напоминать замазку (рис. 3). Толщина глиняного слоя зависит от величины модели. Например, для бюста в натуральную величину слой глины делают толщиной 2—3 см. Чтобы глиняный слой на всех участках был равномерным, разрежьте глиняную заготовку-брусок на тониие пластинки и обложите ими модель (рис. За). В самой высокой точке модели прикрепите небольшой глиняный конус — это будет литник, а несколько в стороне — конус поменьше — отдушину (рис. 3б). Высота их примерно в три раза должна превышать толщину глиняного слоя и зависит от толщины гипсового слоя. Гипсовый кожух должен состоять из двух разъемных частей. Разделите стекой глиняную форму на две половины. Затем вдоль намеченной линии воткните тонкие металлические пластинки в глину (рис. Зв). Приготовьте густой гипсовый раствор и равномерно нанесите его на одну из половин (рис. 4). Когда гипс слегка застынет, осторожно удалите пластинки, а на кромке получившегося гипсового кожуха вырежьте ножом конические углубления, так называемые замки (рис. 4а). Замки и кромку обильно смажьте смазкой и нанесите гипсовый слой на вторую половину (рис. 5). Следите, чтобы гипс вошел во все углубления — на другой половине кожуха образуются выступы, точно соответствующие этим углублениям. Благодаря замкам половины кожуха соединяются с большой точностью. После полного затвердевания гипса аккуратно разъедините ножом половинки кожуха. Очистите от глины модель и кожух, промойте водой и дайте просохнуть в течение двух-трех суток. Затем прогрейте кожух в духовке и пропитайте несколько раз горячей олифой. На внутреннюю поверхность кожуха наклейте казеиновым клеем тонкий слой фольги. Очень удобна для этих целей фольга от чайных оберток (рис. 6).
Подготовленные таким образом половины кожуха соедините и установите на модель, укрепленную на верстаке, так, чтобы она оказалась точно в середине формы. Свяжите кожух веревками и замажьте глиной или гипсом щели (рис. 7).
Подготовьте клей и приступайте к отливке клеевой формы. Горячий клей прямо из клееварки через воронку лейте в литник непрерывной струей. От скорости заливки зависит качество клеевой формы. Если заливать слишком быстро, то в клеевой массе могут образовываться пузыри, а если слишком медленно, клей будет быстро остывать и углубления формы будут плохо заполняться. Только на практике можно определить оптимальный режим заливки. Когда почувствуете, что заливка близится и концу, перенесите все свое внимание на отдушину. Как только в ней появится клей, прекратите заливку и заделайте отдушину кусочком глины. И снова продолжайте заливку — и так до тех пор, пока клей не заполнит доверху литник. Примерно через полчаса клей осядет, и форму нужно будет снова долить. Потом уберите воронку и дайте клеевой массе высохнуть. Сохнет она пятнадцать-двадцать часов.
Как только клей высохнет, развяжите веревки, стягивающие кожух, и разъедините гипсовые половины: острым ножом разрежьте клеевую форму по шву — он довольно четко обозначился в местах, где были стыки кожуха. Снимите с модели половины клеевой формы и вложите их в соответствующие половины гипсового кожуха (рис. 8).
Чтобы клеевая форма была более прочной и стала влагонепроницаемой, продубите ее формалином, квасцами или танином. На один литр воды нужно 120 г алюмокалиевых или хромовых квасцов. Хромовые квасцы (калий-хром сернокислый) продаются в магазинах фототоваров. Дубить форму можно 10—20-процентным раствором формалина и танина (эти химикаты продаются в аптеке). Разводите дубители в чистой воде комнатной температуры.
ДУБИТЕЛИ ОБЫЧНО ЯДОВИТЫ. ПОЭТОМУ ПРИ РАБОТЕ С НИМИ СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
Перед началом дубления поверхность клеевой формы присыпьте тальком и промойте в приготовленном дубящем растворе. Высушите в течение часа и снова окуните в дубитель. После второй промывки форму нужно сушить примерно пять часов.
Приступая к отливке гипсовых фигур, поверхности клеевых форм обильно смажьте парафиновой смазкой. Через пятнадцать минут щетинкой кистью снимите лишнюю смазку. Крепко свяжите половины гипсового кожуха веревками. Форма готова для отливки (рис. 9).
Когда залитый в клеевую форму гипс затвердеет, развяжите веревки и разъедините ножом половины кожуха. Снимите с гипсовой отливки клеевую форму — первая копия выполнена. В клеевой форме можно сделать около пятидесяти отливок хорошего качества.
Рисунки автора |