Не просто это — построить устройство для преобразования движения или для передачи его от двигателя к исполнительному механизму. Обычные фрикционные и зубчатые передачи сделать трудно. И моделисты, как правило, ищут готовые. Но все-таки можно сконструировать и самим достаточно надежные и простые передачи.
На рисунках вы видите шесть схем силовых передач с упруго-эластичной связью между элементами. Одно из фрикционных колес каждой передачи относительно жесткое, другое имеет упругую эластичную контактную поверхность.
На рисунке I показана схема «лобовой» передачи.. Относительно жесткое колесо состоит из фанерного диска 2 с деревянной ступицей и резинового кольца 1. Детали каркаса упруго-эластичного колеса состоят из двух фанерных колец 5, ступицы 6 из двух половинок 2 (см. рис. XI) и распорных деталей 4 (рис. I) и 3 (рис. XI). Деревянные и фанерные детали соединяются клеем «БФ-2» или столярным. Валами колес служат куски стальной проволоки. Для крепления валов в половинках ступиц делаются углубления.
Диаметры резиновых колец (рис. VI) меньше диаметров фанерных колец каркасов: они должны плотно обтягивать эти каркасы. По окружности упруго-эластичного колеса образуется несколько вогнутая (тороидальная) поверхность. Благодаря этому колеса при обкатывании будут стремиться занять строго определенное положение относительно друг друга. Не нужны станут для одного из колес и ограничители от бокового смещения; потери на трение в передаче будут меньше.
Меняя силу включения Р, можно добиться нужного сцепления между фрикционными колесами. Сила Р увеличивается при уменьшении межосевого расстояния. А его можно менять в довольно значительных пределах.
Резиновые кольца можно сделать, например, из велосипедной камеры или склеить из резиновой ленты. Шов склеенного кольца делается в стык с накладкой, которая при обтягивании ложится в пазы каркаса. В небольших фрикционных колесах с жестким цельным каркасом вместо резинового кольца можно наклеить или прибить маленькими гвоздями резиновую ленту.
На рисунке II и VII показана клиновидная передача. Она отличается от «лобовой» тем, что относительно жесткое колесо (1,2 на рис. VII) имеет клиновидный профиль, а другое — такую же канавку по окружности.
Фрикционное колесо с эластичной контактной поверхностью обвязывается по этой поверхности толстой ниткой. Для получения канавки нужного профиля нитка обертывается несколько раз и завязывается (4, рис. VII).
Клиновидная передача допускает передачу больших мощностей, чем «лобовая». В конструкциях, требующих передачи равных мощностей, она получается более компактной.
На рисунке III вы видите ременную передачу с применением двух упруго-эластичных колес (1 и 2). Фрикционные колеса имеют эластичные резиновые контактные поверхности. Ремень может быть резино-тканевым или просто тканевым. В качестве ремня можно также применить крепкую крученую нитку, или цепь, или ремень с металлическими шипами. Это позволит передавать большие крутящие моменты.
Рисунок IV показывает фрикционную передачу между пересекающимися осями. Фрикционные колеса здесь такие же, как и в передаче на рисунке I, но ширина контактной поверхности колеса больше, чем в рассмотренных выше схемах.
На рисунке V изображена другая разновидность передачи между пересекающимися осями. На схеме оси перпендикулярны. Малое относительно жесткое фрикционное колесо аналогично тому, что показано на рисунке I. Детали большего колеса: ступица 4 (рис. V), фанерный диск 2 (рис. XI), два фанерных кольца 1 и 3 (рис. XI) и плоское резиновое кольцо 5 (рис. V) из толстой резины. Чем толще кольцо, тем больше передаваемый момент, но больше и потери в передаче.
Деревянные и фанерные детали соединяются клеем и гвоздями. Плоское резиновое кольцо по наружной и внутренней кромкам прибивается маленькими гвоздями к каркасу колеса или же приклеивается клеем № 88. Контактная дорожка резинового кольца не должна опираться на каркас (рис. V).
Сила включения Р создается перемещением малого фрикционного колеса параллельно оси большого. Расстояние от оси малого колеса до каркаса большого можно менять в значительных пределах, добиваясь нужной силы включения Р, так как плоское резиновое кольцо допускает значительный прогиб.
И еще об одной передаче (рис. VIII). Ее нельзя назвать фрикционной, так как одно из колес — обычное каркасное, с упруго-эластичной контактной поверхностью, другое же — зубчатое. Его лучше вырезать из текстолита или дюралюминия, а можно и из толстой жести, алюминия или фанеры.
Зубья нужно обработать шкуркой и напильником для устранения зазубрин. Ступицу зубчатого колеса лучше всего сделать из фанеры, дерева или подобных материалов.
В месте соприкосновения колес создается зубчатое зацепление, оно сохраняется постоянно при вращении колес передачи. Участвовать в зацеплении одновременно должно не менее двух зубьев (рис. VIII), чтобы не было случайного проскальзывания. На одной ступице можно установить два зубчатых колеса для увеличения передаваемого крутящего момента. При этом колеса можно повернуть друг к другу на полшага зубьев. Это увеличит плавность передачи и уменьшит вероятность проскальзывания или заклинивания.
Зубья не должны повреждать резиновое кольцо. Они могут иметь скругленный профиль (например, профиль Новикова), тогда передача получится более плавной и передаст большие крутящие моменты.
Зубчатое колесо можно применять и в передачах с пересекающимися осями (рис. IV, V, VI).
Можно сочетать упруго-эластичное фрикционное колесо с зубчатой рейкой. Тогда получится передача для преобразования вращательного движения в прямолинейное или наоборот.
Любая из таких передач работает хорошо, даже если допустить неточность в изготовлении.
Фрикционно-зубчатые передачи (рис. VIII) в отличие от обычных фрикционных могут работать в жидкостной среде даже без защитных корпусов, а это имеет особое значение для моделей судов.
На рисунке XII дан общий вид главной передачи и дифференциала модели автомобиля. Применяя обычные передачи, изготовить такой механизм крайне трудно.
А вот накидная передача с применением упруго-эластичных фрикционных колес. Здесь можно комбинировать упруго-эластичные и зубчатые колеса. Накидное колесо может беспрепятственно отводиться и прижиматься к ведущему колесу без выключения двигателя. Не нужна и муфта сцепления. Применив несколько накидных передач, можно легко построить коробку передач.
|