Москвич Семен Матвеевич Яновский всю жизнь работал авиационным конструктором, а вечерами, придя с работы, спускался, как говорится, с небес на землю, точнее на воду, изобретая водные игры и аттракционы. Ныне Семен Матвеевич на заслуженном отдыхе, однако увлечение молодости не угасло. Среди изобретений С. М. Яновского разнообразные конструкции водных качелей и буйков для ныряния, водные велосипеды, мотоциклы и даже водный «бум». Общее свойство всех этих приспособлений состоит в том, что они не только совершенно безопасны, но даже могут служить на воде спасательными средствами.
Сегодня познакомимся с одной идеей изобретателя — чудо-копесом для «хождения» по воде.
Каждый, наверное, видел, как ловко перебирает лапками белка, вращая колесо. Конечно, заголовок к нашей статье — шутка: морские или, скажем, речные белки науке неизвестны. Но когда-то Семену Матвеевичу пришла в голову такая идея: если беличье колесо поставить на воду и сделать его нетонущим — белка, пожалуй, побежит по воде!..
Так родилось изобретение, удостоенное авторского свидетельства за номером 350489.
После публикации изобретения Яновского у него появилось немало последователей как в нашей стране, так и за рубежом, пытавшихся, и не без успеха, модернизировать этот необычный спортивный снаряд, который, по аналогии с его сухопутным собратом, можно назвать водным интрациклом.
Взгляните на рисунок. 1. Вот вариант исходной идеи Яновского. Два наполненных воздухом тороидальных баллона 1 соединены между собой деревянными или пластмассовыми ободами. С наружной стороны обод 3 снабжен гребными лопастями 2, с внутренней — ступеньками, переступая по которым спортсмен приводит снаряд в движение. Скрепляют конструкцию поручни, составляющие одно целое с лопастями. А чтобы обода не «ходили» в пазах, они привязаны к баллонам.
Габариты готовых баллонов регламентируют рост, а следовательно, и возраст «пассажира» водяного колеса. Так что конструкция, изображенная на рисунке 1, скорее всего подойдет для младших ребят.
Несколько слов об устойчивости чудо-колеса. Ясно, что чем больше расстояние между баллонами, тем труднее его «завалить». Но вряд ли имеет смысл уж очень широко разносить баллоны: ведь тогда колесо неминуемо окажется тяжелым и громоздким. А если даже колесо и перевернется, ничего не стоит вновь поставить его на «ровный киль».
Согласитесь, готовые баллоны больших размеров найдутся не везде, а самому склеить идеальный тор нелегко. Куда легче изготовить секционный баллон из отдельных цилиндрических элементов. Эта идея была высказана специалистами Уфимского завода резиновых технических изделий Ю. А. Алашевским, Г. П. Сергеевым и Б. В. Ергиным.
Взгляните на рисунок 2. Такой снаряд, несомненно, легче и мобильнее. Каркас, по сути дела, исчез. От него остались только трубчатые ступеньки 3 (они же поручни), входящие в специально предусмотренные карманы 2. А чтобы снаряд не перекосился и не развалился, баллоны 1 стянуты синтетическим шнуром 7. Брезентовые лопасти 4 с треугольными прорезями для рук растянуты с внешней стороны снаряда тросиками 6, застегнутыми на прикрепленные к баллонам петельки 5.
Иначе спроектировал свое водное колесо изобретатель И. Е. Пехотин (рис. 3). В этом варианте оно напоминает колесо старинного парохода. Поручень в этой конструкции — ось сращения колеса и главный элемент, скрепляющий воедино все устройство. Автор не настаивает, чтобы колеса-поплавки 1 были надувными, как в предыдущих случаях. Они могут быть выполнены из любого легкого материала — например, пенопласта.
А специалисты американской фирмы «Тритон корпорейшн» объединили в своей конструкции достоинства всех предыдущих. Кроме того, здесь надувными стали практически все элементы — даже ступеньки (рис. 4).
Другое решение предлагает одна иэ фирм Германии: их колесо из пластмассы (рис. 5). Снаряд спаренный, в нем умещаются сразу два человека. Конечно, эта пара должна быть очень «сыгранной»: ведь тот, кто будет вращать свое колесо медленнее, неизбежно развернет весь снаряд в свою сторону.
Не станем же ждать сложа руки и попробуем сделать такое чудо-колесо сами.
Рисунки Н. Кирсанова |