На протяжении всей истории развития мотоцикла, несмотря на быстрый технический прогресс и постепенное усложнение его конструкции, всегда создавались простейшие, наиболее дешевые модели, которые имели устойчивый спрос. Периодически конструкторы убеждались, что производственная программа заводов должна предусматривать выпуск очень легкой и простой машины, которая бы представляла собой видоизмененный велосипед с мотором мощностью 1—1,5 л. с. При массе около 40—50 кг она может развивать скорость около 40 км/ч и служить универсальным транспортным средством для поездок на короткие расстояния в городе и на селе.
Такую машину с двигателем рабочим объемом не более 50 см3 и вспомогательным педальным приводом стали называть «мотовелосипед»,— «чикломотор», «мопед»; последнее получило наибольшее распространение.
Пятидесятые и шестидесятые годы прошедшего столетия отмечены резким ростом популярности мопедов. Во многих странах они вытесняли мотоциклы. Достаточно сказать, что в 1967 году во Франции они составляли свыше 90% парка двухколесных моторных транспортных средств (мотоциклы, мопеды, мотороллеры), а в Италии сегодня их доля — 77%.
Немаловажное обстоятельство, которое способствовало широкому распространению мопедов,— их дешевизна и общедоступность. Управлять новейшими моделями настолько просто, что практически каждый умеющий ездить на велосипеде за полчаса овладеет мопедом. Неудивительно, что молодежь, пожилые люди, женщины отдали предпочтение мопедам.
В крупных городах, где улицы переполнены автомобилями, на мопеде очень легко маневрировать между медленно ползущими машинами. При необходимости его можно провести «пешком» или даже перенести на тротуар для стоянки: масса мопеда в снаряженном состоянии 46—60 кг.
Несомненное достоинство мопеда — педальный привод, который обеспечивает не только простой способ запуска и торможения, но и позволяет продолжать движение, если отказал мотор или кончился бензин. Простой по конструкции, он невзыскателен к обслуживанию и ремонту.
Благодаря всему этому мопед сегодня стал универсальным средством индивидуального транспорта.
Мопеды выпускаются с двигателями рабочим объемом 45—50 см3, а следовательно, мощностью от 1,5 до 3,0 л. с. и с максимальной скоростью 40—50 км/ч.
Мопеды ранних конструкций имели двух-или трехступенчатую трансмиссию. Поскольку ноги водителя постоянно находятся на педалях велосипедного типа, чтобы при необходимости затормозить машину втулочным тормозом, то переключение передач производится не ногой, а рукой.
Чаще всего для этого служит вращающаяся рукоятка на руле.
За последнее десятилетие появилась тенденция к отказу от переключаемых вручную коробок передач. Их вытесняют клино-ременные вариаторы («Пежо-105В», «Пьяджо-Си»). В них центробежный регулятор автоматически подбирает нужное передаточное число в зависимости от условий движения. Он изменяет рабочие диаметры шкивов, по которым работает клиновой ремень, сближая или раздвигая половинки шкивов. На некоторых моделях конструкторы в интересах упрощения и удешевления вообще отказались от коробки передач, ограничившись автоматическим центробежным сцеплением («Цюндапп-2А40»).
Год от года мопеды получали дополнительное оборудование: указатели поворотов, более прочные подставки, развитые щитки колес и декоративные панели, кожухи цепей. Более мощными становились тормоза, заднее колесо оснащалось пружинной подвеской с амортизаторами. Соответственно росла масса машин, они делались сложнее и дороже. И тогда появились две категории: мофа и мокик.
Первая олицетворяла возврат к простоте, к изначальному мотовелосипеду. Кстати, из немецких слов «Моторен фаррад» — моторный велосипед — и образован термин «мофа».
Без подвески заднего колеса, без коробки передач и облицовочных панелей мофа, как правило, на 10—12 кг легче мопедов. Ограниченные мощность двигателя (0,8—1,5 л. с.) и скорость (25 км/ч) сделали возможным разрешить управлять этими машинами подросткам в возрасте 14 лет. Так мофа — облегченный и упрощенный мопед —получил еще более широкий, чем сам мопед, круг приверженцев.
Невысокая разрешенная скорость заставила конструкторов применять на мофах трансмиссии с относительно большими передаточными числами. Ценой вынужденной потери в скорости был получен выигрыш в тяговом усилии. А это означает, что можно отказаться от коробки передач и в случае необходимости (преодоление крутых подъемов) рассчитывать на помощь педального привода и мускулов ног. Правда, на мофах в последнее время нередко устанавливают ременные вариаторы («Хонда-Янг-Камино»).
Нагрузки от дорожных толчков на колеса, вилку, раму, пропорциональные скорости, у мофы меньше, чем у мопеда. Следовательно, эти детали могут быть облегчены.
Очень часто в оборудование мофы входит багажная корзинка, размещенная над передним колесом, развитые боковые ручки для переноски машины, откидные подставки для стоянки.
Рама на мофе, как и на мопеде, в большинстве случаев не имеет высоко расположенной горизонтальной трубы. Благодаря этой особенности машиной удобно пользоваться и женщинам.
Лишенный педального привода мопед, двигатель которого запускался не вращением педалей, а нажатием на ножной рычаг (кикстартер), получил название «мокик» (мопед с кикстартером). Одновременно с педалями ушли и ограничения мощности и скорости, хотя лимит рабочего объема (50 см3) сохранился. Двигатели мокиков развивают мощность 2,5—3,5 л. с., а масса в снаряженном состоянии равна 60—90 кг.
Современные мокики «Малагути-фифти», «Симсон-551-В1-4» приближаются к легким мотоциклам. У них мощные, быстроходные (иногда до 9000 об/мин) двигатели пяти- и шестиступенчатые коробки передач, дисковые тормоза, отлитые из алюминиевого сплава колеса.
Наконец, за последние годы из мокиков вырос самостоятельный класс универсальных легких мотоциклов достаточно сложной конструкции. Их рабочий объем не превышает 80 см3 («Кавасаки-АК80», «КТМ-Бора-80»). Мощность двигателей достигает 6—8 л. с., масса машины в снаряженном состоянии — 85—95 кг, а максимальная скорость — 75—85 км/ч.
Все мофы, мопеды, мокики и мотоциклы класса 80 см3 оснащаются одноцилиндровым двухтактным двигателем. В подавляющем большинстве он охлаждается встречным потоком воздуха, хотя известны модели с вентиляторным охлаждением («Пух-М525», «Мобра») и даже с водяным охлаждением («Цюндапп-К550ТТ»). Мофы и мопеды часто имеют колеса сравнительно большого размера — с ободьями диаметром 18—23 дюйма. На мокиках и мотоциклах класса 80 см3 чаще можно встретить 16—18-дюймовые колеса.
Поскольку наибольшие трудности малоквалифицированный владелец машины испытывает при регулировке зажигания в двигателях такого типа, многие мофы, мопеды и мокики оборудованы электронными бесконтактными системами зажигания. Они за все время эксплуатации практически не требуют регулировки и ухода.
Мофы, мопеды и мокики имеют одно назначение — быть массовым, дешевым индивидуальным средством транспорта для ежедневных поездок на короткие расстояния. Эти машины выпускаются в больших масштабах мотоциклетной промышленностью Австрии (КТМ, «Пух»), Италии («Априлиа», «Анкилотти», «Жилера», «Малагути», «Пьяджо», СВМ, «Титан», «Чиматти», «Фантик»), Румынии («Мобра»), СССР («Верховина», «Рига»), Франции («Велосолекс», «Мобилетт», «Мотобекан», «Пежо»), ФРГ («Геркулес», «Крайдлер», «Золо», «Риксе», «Цюндапп»), Чехословакии («ЯВА-Бабетта»), Югославии («Томос»), Японии («Кавасаки», «Сузуки», «Хонда»).
«ПУХ-МS25» (Австрия). Модель мофы, выпускаемая более 50 лет. У машины 23-дюймовые колеса, охлаждение двигателя с помощью вентилятора, переключение передач вращающейся рукояткой на руле. Рабочий объем двигателя — 48,8 см3. Мощность — 0,84 л. с. (0,6 кВт) при 3500 об/мин. Число передач — 2. Длина машины — 1,85 м. Масса в снаряженном состоянии — 54 кг. Скорость — 25 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — 2,5 л на 100 км.
«ЯМАХА-КАРРОТ» (Япония). Необычная конструкция мофы: передача вращения на заднее колесо не цепью или ремнем, а валом, коробка передач отсутствует, над передним колесом установлена багажная корзинка. Рабочий объем двигателя — 49,5 см3. Мощность — 2,3 л. с. (1,7 кВт) при 5500 об/мин. Масса машины в снаряженном состоянии — 42 кг. Скорость — 25 км/ч.
«МОБИЛЕТТ-КАДИ» (Франция). Эта мофа не имеет подвески колес, переднего тормоза и снабжена вспомогательным педальным приводом. Рабочий объем двигателя — 49 см3. Мощность — 1 л. с. (0,7 кВт). Длина машины — 2 м. Масса в снаряженном состоянии — 33 кг. Скорость — 25 км/ч.
«КАВАСАКИ-АR-80» (Япония). Пример машины класса 80 см3, получившего популярность в свое время. Особенности конструкции: мембранный впускной клапан в цилиндре, автономная система смазки, дисковый тормоз переднего колеса, задняя подвеска с прогрессивной характеристикой. Рабочий объем двигателя — 77 см3. Мощность — 6,2 л. с. (4,6 кВт) при 6000 об/мин. Число передач — 6. Длина машины — 1,85 м. Масса в снаряженном состоянии — 87 кг. Скорость 80 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — 3,8—4,0 л на 100 км.
«ВЕРХОВИНА-6» (СССР). Первый отечественный мокик. У него хребтовая рама, переключение передач вращающейся рукояткой на руле и педаль (кикстартер) для запуска двигателя. Рабочий объем двигателя — 49,8 см3. Мощность — 2,2 л. с. (1,5 кВт) при 5500 об/мин. Число передач — 2. Длина машины — 1,77 м. Масса в снаряженном состоянии — 55 кг. Скорость — 50 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — 2,5 л на 100 км.
«РИГА-11» (СССР). Легкий мопед простейшей конструкции: без коробки передач и подвески заднего колеса. «Рига-11» — первая отечественная модель с хребтовой рамой и топливным баком над задним колесом. Тормоз заднего колеса — во втулке, действует от велосипедных педалей. Рабочий объем двигателя — 45 см3. Мощность — 1,2 л. с. (0,9 кВт) при 4500 об/мин. Длина машины — 1,97 м. Масса в снаряженном состоянии — 47 кг. Скорость — 40 км/ч.
«ЯВА-БАБЕТТА-207» (ЧССР). Легкий мопед без коробки передач, с автоматическим сцеплением, бесконтактной электронной системой зажигания, 16-дюймовыми колесами. Рабочий объем двигателя — 49 см3. Мощность — 1,5 л. с. (1,1 кВт) при 4500 об/мин. Масса машины в снаряженном состоянии — 42 кг. Скорость — 40 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — 1,6 л на 100 км.
«ПЬЯДЖО-СИ» (Италия). Мопед с автоматической клиноременной трансмиссией, отлитыми из алюминиевого сплава колесами и горизонтальным цилиндром двигателя. Рабочий объем двигателя — 49,8 см3. Мощность — 1,5 л. с. (1,1 кВт) при 4500 об/мин. Длина машины — 1,69 м. Масса в снаряженном состоянии — 52 кг. Скорость — 40 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — 3 л на 100 км.
«МАЛАГУТИ-ФИФТИ» (Италия). Мокик с хребтовой рамой в виде трубы большого диаметра, служащей одновременно топливным баком. Конструкция отличается дисковым тормозом переднего колеса, отлитыми из алюминиевого сплава колесами, гидравлическими амортизаторами в подвеске передних и задних колес. Рабочий объем двигателя — 49,8 см3. Мощность — 2,7 л. с. (2 кВт) при 4300 об/мин. Число передач — 4. Длина машины — 1,6 м. Масса в снаряженном состоянии — 68 кг. Скорость — 60 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — 1,9 л на 100 км.
«СИМСОН-551-В1-4» (ГДР). Моник с хребтовой рамой, бесконтактной электронной системой зажигания, герметичным кожухом цепной передачи на заднее колесо, указателями поворотов. В отличие от большинства других моделей у машины двухместное седло. Рабочий объем двигателя — 49,8см3. Мощность — 3,7 л. с. (2,7 кВт) при 5500 об/мин. Число передач — 4. Длина машины — 1,89 м. Масса в снаряженном состоянии — 80 кг. Скорость — 60 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — 2,5 л на 100 км.
«ПЕЖО-105D» (Франция). Эта модель 1982 года выделяется среди мопедов наличием электрического стартера. Двигатель, автоматический ременный вариатор и кожух задней передачи образуют блок, который качается относительно рамы вместе с задним ведущим колесом. Рабочий объем двигателя — 49,6 см3. Мощность — 2,9 л. с. (2,1 кВт) при 5500 об/мин. Масса машины в снаряженном состоянии — 53 кг. Скорость — 55 км/ч.
«ЦЮНДАПП-КS50ТТ» (ФРГ). Мокик с водяным охлаждением двигателя, отлитыми из алюминиевого сплава колесами, указателями поворотов. Рабочий объем двигателя — 49,8 см3. Мощность — 6,8 л. с. (5 кВт) при 8800 об/мин. Число передач — 5. Длина машины — 1,9 м. Масса в снаряженном состоянии — 102 кг. Скорость — 85 км/ч. |