По пестрой опавшей листве идет-бредет маленький смешной человечек — осенний гномик. Как заботливый хозяин, проверяет он свои владения: все ли в порядке, все ли листья окрасились и легли на землю, как им положено? Все ли звери приготовились к длинной зиме? В руках у гномика суковатая палка, на голове темно-лиловый колпак...
Эта сказочная осенняя картинка не написана красками и не нарисована карандашами, а выложена из разноцветных осенних листьев.
На страницах сайта мы уже рассказывали о мозаике из разнообразных растительных материалов. Но сегодня речь пойдет только о листьях.
Осень — самая благодатная пора для заготовки листьев. Звонка и красочна палитра листопада. В лесах, садах, парках — повсюду видны красно-лиловые листья осины, охристо-желтые березы, сине-лиловые груши или красно-оранжевые вишни. И только, пожалуй, листья сирени остаются зелеными вплоть до первого снега.
Откуда такое разнообразие цветовых оттенков у осенних листьев? Ботаники давно ответили на этот вопрос. С похолоданием и уменьшением света в листьях происходит разрушение хлорофилла, которому они обязаны зеленой окраской, а другие красочные вещества продолжают сохраняться. С исчезновением хлорофилла эти краски как бы проявляются. А листья, сбрасывая с себя зеленый маскировочный цвет, предстают перед нами в ярком праздничном наряде.
Цвет — основное изобразительное средство при работе над мозаикой. Но худоиннки-флористы большое значение придают также фактуре листьев. Ворсистые снизу листья белокопытника, лопуха и мать-и-мачехи напоминают Бархат и замшу. Восковым блеском отдают кожистые листья сирени и вишни. А рубчатая фактура листьев ольхи, орешника и кукурузы напоминает ткань.
Собранные листья обрабатывают на мешкая. Иначе они могут пожухнуть и покоробиться. Сухой тряпкой удаляют влагу и грязь. Затем листья укладывают между газетами и высушивают под прессом или под грузом в течение недели, меняя каждый день газеты.
Известны три основные способа изготовления мозаики из листьев. При первом, наиболее простом, мозаика набирается из листьев. Листья приклеивают клеем на картон и прижимают сверху стеклом.
Второй способ напоминает работу живописца. Наклеенные кусочки листьев выполняют роль красочных мазков. Чтобы стыки между листьями были менее заметны, листья наклеивают сверху вниз, перекрывая нижним листом верхний. Причем при освещении, например, слева правый лист всегда должен перекрывать левый. Примерно так укладывается черепица или дранка на кровле дома. С той лишь разницей, что в кровле верхняя черепица перекрывает нижнюю.
При изготовлении мозаики третьим способом из листьев вырезаются кусочки различной конфигурации, которые плотно подгоняются друг к другу. Такую мозаику выполняют по заранее составленному эскизу. В качестве основы для наклейки листьев используют стекло, оклеенное с двух сторон бумагой. Такая основа не коробится и не пропускает влагу. На готовую мозаику накладывают второе стекло и оклеивают по краям полосками дерматина, плотной ткани или бумаги.
Стекло предохранит листья от проникновения пыли и влаги, и краски золотой осени долгое время будут сохранять свой первоначальный вид.
|