Почти любое растение, засушенное с соблюдением некоторых правил, надолго сохраняет первоначальный цвет и не выгорает даже от долгого пребывания на солнце. Не страшна и хрупкость засушенных растений: художникам, работающим в этой технике, удается вырезать такие мелкие детали, которые можно удержать только пинцетом.
Кроме обилия цветовой гаммы, способной соперничать с современной палитрой химических красок, можно использовать и другие свойства материала: ворсистость, близкую по фактуре к меху или замше (частец, мать-и-мачеха, лопух); рубчатость, напоминающую ткань (листья кукурузных початков, орешника, ольхи); кожистость (кожура баклажана, яблок, банана); блеск серебра, золота (внутренние части отцветших терний, репья); переливы самоцветов (лепестки гладиолуса, пиона, кожура лука, чеснока) и т. д. Умело и со вкусом пользуясь всем этим богатством, можно создавать орнаменты, натюрморты, пейзажи.
Прежде всего нужно заготовить материал — собрать и засушить необходимое количество растений.
Собирать материал можно в любое время года, даже зимой — с комнатных растений. Но, конечно, самый обильный сбор даёт природа: сад, лес, парк, поле. Особенно богатую растительную палитру можно заготовить осенью, когда легко подобрать материал всевозможных красок, начиная от телесного оттенка листьев клена и кончая иссиня-черными, тронутыми первыми заморозками листьями мать-и-мачехи, подорожника, опавшими листьями груши.
Собрав побольше листьев, приступайте к засушиванию. Это надо делать немедленно, чтобы не дать им пожухнуть, свернуться, покрыться плесенью. Прежде чем класть лист на просушивание, осторожно протрите его сухой тряпочкой, снимая пыль, грязь и влагу. Затем расстелите на фанере газеты, уложите на них листья и сверху тоже прикройте газетами. Потом снова листья, снова газеты, пока не получится небольшая стопка. После этого сверху наложите доску или фанеру, свяжите туго веревками и положите под пресс, который можно устроить, например, из кирпичей. Не позже чем через сутки меняйте впитавшие влагу газеты сухими и в том же порядке снова укладывайте стопку. Обычно через пять-шесть дней растения полностью высыхают, не теряя своего первоначального цвета. Правда, при засушивании толстолиственных, особенно влажных растений этот процесс может значительно удлиниться.
Растения, имеющие крупные прожилки, например лопух, предварительно обработайте — удалите прожилки скальпелем.
Пока сохнет материал, подготовьте основу для будущей мозаики. Вырежьте два одинаковых стекла в размер задуманной картины. Одно оклейте с обеих сторон плотным картоном. У такой основы поверхность гладкая, не прогибается во время работы над мозаичным панно. Кроме того, стекло защитит картину от влаги.
Одну из сторон оклейте поверх картона рисовальной бумагой, на которую нанесите карандашом рисунок или только его контуры.
Разложив по тонам просушенный материал, приступайте к наклейке его на бумагу. Техника проста: там, где художник кистью кладет тот или иной мазок, вы кладете кусочек листа нужной конфигурации и тональности. Вырезается каждый из них так: через кальку прочерчивается контур детали сделанного рисунка, этот кусок кальки вырезается ножницами, прикладывается к листку растения и обводится скальпелем. Вырезанные кусочки растения смажьте с обратной стороны тонким слоем клея и плотно приклейте к основе — и так деталь за деталью, пока не будет набрано мозаичное изображение целиком.
Наклеивайте каждый элемент тщательно, чтобы край одной детали был плотно пригнан к другой. Каждый кусочек прижимайте к основе и растирайте через бумагу, пока он плотно и крепко не пристанет. Мелкие детали ставьте на место пинцетом.
Используйте быстросохнущий клей, лучший из них — латекс. Если не найдете его, воспользуйтесь казеиновым, но учтите, что он не так быстро сохнет.
Закончив картину и дав ей хорошенько высохнуть, наложите второе стекло и аккуратно окантуйте бумагой, намазанной казеиновым клеем.
Фото в заголовке pannodekor.ru |