Парусник можно сделать из самой обыкновенной байдарки. Для паруса вовсе не обязательна специальная ткань. Сойдет даже прочный хлопчатобумажный материал.
Выкройку паруса можно сделать из нескольких газет. Газеты склейте и разложите на полу, если комната большая, или во дворе на ровной площадке. Возьмите линейку, транспортир и карандаш. По краю бумаги проведите, прямую линию длиной 3 м. Транспортиром отложите на одном ее конце угол в 75°, как на рисунке 1, и проведите из вершины угла еще одну линию длиной 1,7 м. Противоположные концы соедините третьей прямой. Этот треугольник и есть выкройка паруса. Вырежьте ее.
По выкройке можно определить необходимое количество ткани. Если вы собираетесь покупать ткань в магазине, сначала спросите, какой она ширины, и посчитайте, сколько нужно.
Итак, материал у вас есть. Расположите выкройку на отрезе так, чтобы его длина была перпендикулярна стороне треугольника, лежащей против угла в 75°. Скрепите материю с выкройкой в этом положении булавками. Еще раз проверьте, правильно ли вы расположили и накололи материю. Помните пословицы: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», и еще: «Поспешишь — людей насмешишь». Отрезая заготовку, оставьте по 20 мм со всех сторон на швы, кроме стороны основания, длина которой 1,7 м — там оставьте 100 мм. У вас получится неправильный четырехугольник. Оставьте его приколотым к выкройке и вырезайте следующий, меньший, кусок с запасом ткани по 20 мм — теперь уже со всех сторон прямоугольной трапеции. Все последующие заготовки будут трапецеидальной формы, кроме самой последней — она будет маленьким прямоугольным треугольником.
Теперь все заготовки нужно сшить между собой, как показано на рисунке 2. Вертикальные края паруса обшейте брючной тесьмой. Нижний край загните и пристрочите к полотнищу так, чтобы образовался чулок шириной 50 мм.
К одной из сторон паруса пришейте металлические кольца для крепления к мачте. На всех трех вершинах паруса пришейте по петле из брючной тесьмы. С помощью этих петель вы прикрепите парус к гику. К верхней из петель прикрепите капроновый шнурок толщиной 3—4 мм. Это — гротофал, служит он для подъема паруса.
Чтобы парус был жестким, нужно прикрепить к нему латы, не менее трех штук. Сделать их можно из деревянных пластинок шириной 2—3 см и толщиной 2—3 мм. У одного из концов пластинки просверлите небольшое отверстие. Самая длинная лата — 350 мм, самая короткая — 300 мм. Откладывать длину лат начинайте от отверстия. Ненужный кусок отрежьте, отверстие сохраните, оно пригодится. Латы обстругайте ножом, чтобы не было острых углов. Затем нарежьте три полоски ткани такой же длины и ширины, как латы, измеряя ткань тоже от отверстий лат и оставляя со всех сторон по 20 мм на швы. Из этих полосок вы сошьете латкарманы, в которые вставите латы. Пришивать их надо на той стороне паруса, которая расположена против угла в 75°, перпендикулярно этой стороне. Расположите полоски на равном расстоянии друг от друга и от сторон треугольника и пристрочите их к парусу двойным швом. Одну сторону (ту, которая на краю паруса), не застрачивайте.
У вас получились длинные карманы. К краям их пришейте короткие тесемки. Вставьте латы в карманы, проденьте тесемки в отверстия лат и завяжите на банты. Длинная лата должна оказаться на вершине паруса, средняя посередине, маленькая внизу.
На нижнем шве паруса пришейте несколько пар тесемок. Они пригодятся при сильном порыве ветра — тогда вы немного приспустите парус, обвяжете гик тесемками и завяжете их на банты. Уменьшив скорость лодки, вы уменьшите и риск утратить над ней контроль.
Парус готов. Теперь надо установить его на байдарке. Основа всего парусного вооружения — мачта. Сделать ее можно из бамбука (если он у вас есть), из прочного дерева или из дюралюминиевых труб. Внизу диаметр мачты должен быть не меньше 45 мм, вверху не меньше 30 мм. Длина ее для байдарки типа «Салют» — 3,5 м. Лучше сделать мачту составной, так ее легче транспортировать. Для соединения бамбуковых частей мачты концы их нужно обстругать ножом и обработать шкуркой на длине 100 мм с каждого конца. На гладкую поверхность насадите латунную втулку длиной 200 мм на половину ее длины, а внутрь с натягом вставьте металлический стержень длиной не менее 200 мм (рис. 3). Закрепите его заклепкой. В другую половину втулки вставляется следующий кусок бамбука и закрепляется винтом с гайкой. При таком устройстве мачты она будет достаточно прочна, в то же время ее легко разбирать и собирать. На верхнем конце мачты укрепите скобы с блоком диаметром 15—20 мм (рис. 4).
Гик можно сделать из бамбука или прочной палки диаметром не менее 20 мм. На концах гика установите крючки (рис. 5). К крайнему крючку, наиболее удаленному, от мачты, привяжите толстую бельевую веревку.
На высоте 50 см от основания мачты на ней крепится гик (рис. 5). Гик присоединяется к мачте с помощью шейки. Шейка изготавливается из нержавеющей стали и закрепляется на мачте так же, как в случае соединения секций мачты. На шейку надевается хомут, изготовленный из листовой нержавеющей стали толщиной 2 мм и диаметром на 1—1,5 мм больше диаметра шейки — для свободного вращения хомута на шейке. К щечкам хомута крепится гик при помощи винта М6 с гайкой (рис. 5 и 6). Такое крепление дает гику возможность отклоняться вверх и вниз, а также вращаться вокруг мачты на 360°.
Пора собираться в путь. В корму и нос байдарки положите по две накачанные резиновые камеры от футбольного мяча, привязав их к первому и последнему шпангоутам. Это на случай, если при сильном порыве ветра ваша байдарка зачерпнет бортом воду. Камеры не дадут ей утонуть. Разумеется, весь экипаж парусника должен уметь плавать, но все равно спасательные жилеты обязательны. Ведь лодка может перевернуться далеко от берега, и вам, возможно, придется долго плыть, толкая перед собой байдарку. Но этой неприятности вполне можно избежать, соблюдая некоторые меры предосторожности. Каковы они?
Во-первых, нагрузите байдарку не внавал, а по определенной системе. Сшейте из клеенки или толстого полиэтилена длинные узкие мешки, напоминающие по форме колбасу. Загрузите их всем необходимым для похода.
В нос байдарки и корму поместите одежду, рюкзаки, палатку, спальники и надувные матрацы. Вдоль бортов байдарки положите мешки с консервами и остальные тяжелые грузы. Таким образом, груженая байдарка будет сама по себе остойчивой.
Во-вторых, важно еще и правильно сидеть в байдарке. Даже если сиденье покажется вам жестким, ни в коем случае ничего под себя не подкладывайте. Нужно, чтобы экипаж располагался в лодке как можно ниже. Это тоже важно для остойчивости.
В-третьих, не наматывайте гикофал ни на руку, ни на что-либо другое. Его нужно просто держать в руке. Иначе при сильном порыве ветра будет большой крен и вы рискуете завалить лодку.
Теперь вы знаете, как бороться со стихией на случай непогоды. Давайте же соберем наш парусник, чтоб спустить его на воду. Закрепите парус на мачте и гике. Найдите на втором шпангоуте, в ногах у впереди сидящего матроса хомут. Под хомутом на дне байдарки расположен подпятник — плоская металлическая пластинка с отверстием. Измерьте диаметр отверстия. Если он окажется меньше диаметра мачты, то подберите металлический стержень подходящего диаметра, вставьте его в основание мачты и закрепите заклепкой. Установите мачту в хомут, вставив кончик металлического стержня в отверстие подпятника.
Натяните парус и намотайте гротофал на какую-нибудь деталь байдарки, чтоб не держать его все время в руке. Тем более что другая ваша рука и так будет постоянно занята гикофалом.
Счастливого пути вам и попутного ветра! |