Ни один природный материал не ускользал от внимательного глаза человека, его неистощимой фантазии, мастеровитых рук. Даже, казалось бы, ничем не примечательные болотные травы и камыш нашли в руках человека свою вторую жизнь в художественных изделиях — узорных циновках. Их делали одноцветными и многоцветными.
Искусство создания декоративных циновок сохранилось и в наши дни. Некоторые виды циновок вы можете сделать сами.
Циновку с крупным геометрическим орнаментом можно выполнить из болотной травы чакан, похожей на осоку. Такие циновки называются «чаканки», искусством их изготовления особенно славились адыгейцы, коренные жители Прикубанья.
Подготовка травы требует некоторого времени. Чакан собирают в конце лета, когда он еще сохраняет зеленый цвет. Если разделить охапку чакана на три части и по-разному обработать каждую из них, то можно получить три цвета травы.
Одну часть просушите на солнце — она приобретет красивый золотистый оттенок. Другую сушите в тени — она останется зеленого цвета, но менее яркого, чем только что срезанная. Третью часть опустите связкой в стоячую воду — на дно реки, пруда, в крайнем случае в большую кадку с водой — и вымачивайте в течение 20—30 дней, потом промойте в проточной воде и просушите. Гладкая поверхность ствола чакана станет коричневой и приобретет мягкий шелковистый блеск.
Чакан
Сбейте раму из деревянных планок (рис. 1). Размер ее зависит от величины будущей циновки. К раме сделайте бердо — тоже из деревянной, но менее массивной планки. Длина его должна соответствовать ширине циновки. На одинаковом расстоянии друг от друга просверлите в нем отверстия диаметром 7—8 мм. Расстояние между отверстиями — не менее 3 см. К верхней планке рамы привяжите отрезки крепкого шпагата — хлопчатобумажного или, что лучше, конопляного, джутового. Толщина шпагата — не менее 2 мм. Шпагаты привязывайте на таком же расстоянии друг от друга, как и отверстия берда. Свободный конец каждого отрезка введите в отверстия берда и привяжите к нижней планке рамы. Следите, чтобы шпагат был натянут равномерно.
Сбейте из деревянных планок раму размером по величине будущей циновки
Прислонив раму верхней частью к стене, проверьте вертикальность всех натянутых шпагатов. Теперь можно приступать к изготовлению циновки.
Узор образуется переплетением шпагатов с прокладываемыми между ними стеблями чакана. Чакан перекрывает отсчитываемые по рисунку группы шпагатов, что создает впечатление узорных настилов, похожих на ремизное ткачество.
Поскольку чакан не обладает такой мягкостью и эластичностью, как пряжа, рисунок циновки приобретает строго очерченные геометрические формы в виде ромбов, зигзагов и т. п.
Чтобы быстрее освоить технику плетения циновки, нанесите на шпагаты рисунок гуашью или тушью.
Если, к примеру, нужно изготовить циновку с зигзагом, продумайте, какой ширины будет шаг данного, рисунка, то есть какое количество шпагатов будет перекрыто стеблем чакана и сколько раз этот шаг повторится по всей ширине циновки.
Расщепите стебли на две половины и еще раз смочите их, чтобы сделать более эластичными.
Поднимите бердо к верхней планке рамы. У нижней планки по определенному вами расчету продерните справа налево между шпагатами стебель чакана (рис. 2) по всей ширине будущей циновки и прижмите его к нижней планке бердом. Если стебель короток, край его выведите наизнанку и загните, закрепив за ближайший, перекрытый этим же стеблем шпагат. Так же поступайте при стыковке стеблей разных цветов, если ваша циновка многоцветная. Проследите, чтобы стебель принял строго горизонтальное положение относительно вертикально натянутых шпагатов. Затем продергивайте следующий стебель. Чтобы получить наклонную линию рисунка в циновке, шаг следует сдвинуть вправо или влево на один или несколько шпагатов, оставив расчет переплетения их со стеблем прежним. При продергивании третьего стебля сохраните принцип сдвига шага, как и при прокладке второго. Закончив каждую прокладку, не забывайте прижимать стебель бердом к предыдущим. Для получения зигзага продергивайте стебли чакана в обратном порядке. Узор приобретет уступчатый характер и благодаря ширине стебля, достигающей полутора сантиметров.
На этих рисунках вы видите последовательность операций при создании циновки из чия и непряденой овечьей шерсти
Если применить чакан одного цвета, допустим золотистого, можно получить строгий графический рисунок. При этом узор выделяется небольшим рельефом, что особенно эффектно при боковом освещении. Использование чакана трех цветов в разумных пропорциональных соотношениях повысит декоративные качества рисунка и самого изделия. В старину, да и теперь, для создания богатой игры фактуры и цвета нередко между стеблями чакана прокладывают соломку злаковых культур, имеющую более интенсивный золотой оттенок.
Когда переплетение будет закончено, положите раму на пол и поочередно отвязывайте от нижней планки по два шпагата, крепко связывая их между собой. Следите за тем, чтобы стебли оставались плотно прижатыми друг к другу. Снимая циновку с верхней планки рамы, осторожно отвяжите все шпагаты, затем снимите бердо и только после этого связывайте шпагаты — тоже попарно. Поскольку стебли чакана на краях циновки остаются свободными, ровно подрежьте их ножницами или острым ножом по линейке. Циновка готова.
Более многоцветную и изящную по художественному оформлению циновку можно выполнить из двух материалов — стеблей степного растения чий и непряденой, окрашенной в разные цвета шерсти. Искусством изготовления таких циновок известны мастерицы Киргизии.
Чий
Стебли чия довольно тонкие, прочные и ровные по всей длине. Чий можно заменить стеблями камыша.
Циновка из чия
Начните освоение такой циновки с небольшого по размеру изделия. Собрав вязку чия или камыша, подберите стебли по длине и толщине. Затем разложите на полу, плотно прикладывав по одному друг к другу. Выровняв концы с одной стороны, с другой острым ножом по линейке срежьте лишнюю длину стеблей (рис. 3).
Упругой кистью с гуашью неяркого цвета пометьте контуром рисунок на разложенных стеблях. Правда, гуашь легко стирается, поэтому народные мастерицы предпочитают наносить рисунок выжиганием раскаленным железным стержнем, слегка касаясь им стеблей растения. Можно наносить контуры и цветными фламастерами.
Непряденую овечью шерсть очистите от сорных примесей, промойте, окрасьте, просушите и расчешите каждую цветную группу шерстяных волокон на чесальном гребне. (Подробно обработка шерсти описана в статье «Войлочные ковры».)
Каждый стебель растения обмотайте шерстью в соответствии со сделанными на нем контурными отметками рисунка. В правую руку возьмите стебель, в левую — немного цветного шерстяного волокна. Прижав волокно к началу отметки на стебле пальцами левой руки, обматывайте шерстью стебель, слегка вращая его по оси (рис. 4). Как только шерсть закрепится на стебле, отнимите руку с волокном на некоторое ресстояние от стебля, продолжая его вращать. Стебель равномерно обмотается шерстью (рис. 5). Закончив намотку одного цветного участка стебля, пальцами левой руки прижмите волокна к стеблю и еще немного повращайте его, чтобы шерстинки плотно сцепились между собой. Затем начинайте обматываиие следующего цветного участка таким же способом.
Закончив намотку шерсти на один стебель, отложите его в сторону и принимайтесь за следующий. Каждый обмотанный стебель кладите рядом с предыдущим в определенной рисунком последовательности. По мере подготовки каждого стебля и присоединения их друг к другу будет выступать красочный узор циновки.
Когда намотаете шерсть на все заготовленные стебли, возьмите прочную деревянную или металлическую планку, длина которой должна быть чуть больше длины стеблей. Сделайте на планке отметки карандашом через каждые 10—15 см в зависимости от размеров циновки. Привяжите к планке по отметкам крепкие нитки (тонкие капроновые, суровые, леску) так, чтобы от каждой опускалось два конца больше длины циновки. Закрепите планку горизонтально.
Теперь поочередно связывайте стебли. Первый стебель подвяжите к планке каждыми парными концами нитей. Подвязав первый стебель, возьмите следующий по порядку, привяжите к первому и т. д. Когда все стебли будут связаны, срежьте нити с планки и подровняйте их концы. Циновка готова.
Рисунки автора |