Что это за машина, лучше всего расскажет руководитель кружка малогабаритной транспортной техники Алтайской краевой СЮТ, где она была построена, Борис Дмитриевич Николенко.
...Свой карт мы используем и как спортивную машину, и как тренажер для обучения вождению, и как вездеход для поездок на природу — в любую погоду и время года. Он легко управляем, неприхотлив в эксплуатации. На таком микровездеходе мы участвовали в 500-километровом автопробеге по Алтайскому краю, посвященному юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Весь маршрут наш автомобиль прошел без поломок. И мы на практике убедились в его надежности...
А теперь о том, как он устроен.
Сначала о силовой (несущей) части конструкции. Рама карта сварена из стальных труб диаметром 20х1,5 мм. В передней, слегка загнутой его части расположены педали: слева по ходу движения — педаль переключения передач, справа — газа. Рычаг сцепления находится на лонжероне рамы справа от водителя. И педали и рычаг связаны с двигателем тросиками в боуденовской оболочке.
Рядом с педелями установлен руль. Нижним концом рулевой вал (он из дюралюминиевой лыжной палки) упирается в переднюю поперечину рамы; верхний опирается на стойку, укрепленную на дюралюминиевом днище, оно закрывает часть рамы — от переднего отбойника до спинки сиденья (рис. 1, внизу).
На рисунке: 1 — рама (внизу — днище), 2, 3 — педали, 4 — переднее колесо, 5 — рулевое управление, 6 — сиденье, 7 — бензобак, 8 — двигатель и его крепление, 9 — заднее колесо, 10 — вал заднего моста, 11 — трансмиссия.
Приспособление для выкатывания дисков: 1 — оправка, 2 — ушки (бонки), 3 — болт М8, 4 — заготовка для обода, 5 — ролик (подшипник № 207), 6 — торсион, 7 — резцедержатель, 8 — патрон токарного станка.
Рулевой вал, как и полагается в автомобиле, оснащен вверху «баранкой», а внизу рычагом, соединенным рулевыми тягами (трубками диаметром 12х0,5 мм со сферическими подшипниками на концах) с рычагами поворотных кулаков передних колес.
Для водителя карта предусмотрено сиденье, к спинке которого прикреплены двигатель (передним узлом), топливный бак и другие вспомогательные агрегаты двигателя. Каркас спинки выгнут из стальной трубы диаметром 20х1,5 мм и приварен к лонжеронам под углом, обеспечивающим удобную посадку водителя. Жесткость ему придают подкосы-подлокотники (они из трубы диаметром 16х1,5 мм), приваренные справа и слева.
Само сиденье выполнено из брезента, натянутого между трубами и оклеенного поролоном и прочной тканью.
Топливный бак емкостью около двух литров изготовлен из тонкостенной стальной трубы с заваренными торцами. Топливо из бака самотеком поступает к карбюратору.
Двигатель с рабочим объемом 50 см3 установлен на раме. Крепится он в трех местах на болтах. К задней поперечине рамы для этих целей приварен Г-образный кронштейн с подкосом. Глушитель двигателя выведен под левый лонжерон и прикреплен к нему у задней поперечины.
Кроме узлов крепления, Г-образный кронштейн с подкосом имеет еще две полки, на которых установлен промежуточный вал трансмиссии. В этом заключается существенное отличие карта-вездехода от обычного карта. Дело в том, что большим колесам в отличие от маленьких не требуется большая частота вращения. Для снижения оборотов и введен в трансмиссию дополнительный узел — промежуточный вал. Он собран из двух разных по размеру велосипедных звездочек с числом зубьев 48 и 18, соединенных велосипедными цепями: большая с двигателем, маленькая — с задним мостом (рис. 11). Такая конструкция трансмиссии обеспечивает скорость 20—25 км/ч при движении на второй передаче, что вполне достаточно для детского вездехода. Почему в трансмиссии использованы звездочки и цепи? В основном чтобы снизить вес машины. По этой же причине применены не подшипники качения, требующие тяжелых корпусов, кронштейнов и крепежа, а компактные втулки с тонкими фторопластовыми вкладышами. Все это позволило снизить вес нашего вездехода до 45 килограммов, что на 10 килограммов меньше, чем у мопедов «Карпаты» или «Рига-22» с таким же двигателем.
Теперь о ходовой части нашего автомобиля. Конструктивно передние и задние колеса карта-вездехода выполнены традиционно: пневматики (камеры от легкового автомобиля), ободы, диски, ступицы. Но если на каждом переднем колесе в качестве пневматика используется по одной камере, то на заднем — две, объединенные общей оболочкой. Это объясняется тем, что нагрузка от веса двигателя и водителя здесь больше.
Может быть, кому-то будет непонятно, почему мы используем камеру без шины. Объясню. Литая шина утяжеляет колесо, это во-первых. А во-вторых, мягкая, не накачанная «до упора» камера имеет низкое удельное давление на грунт, что существенно повышает проходимость вездехода.
Главный узел колеса — обод. Для изготовления его пришлось сделать особое приспособление — форму для выкатывания. Она представляет собой освобожденный от диска и разрезанный пополам обод колеса от «Москвича». Половинки его соединены четырьмя болтами М8 и ушками, приваренными в местах разреза.
Обод для колеса вездехода изготавливают так. Соединяют половинки формы, вкладывают заготовку — согнутую в кольцо алюминиевую ленту толщиной 1—1,2 мм и через прокладку (стальное разрезное кольцо) собранный узел зажимают в патроне токарного станка. Еще берут половину торсиона от автомобиля «Запорожец», крепят на конце его обкаточный ролик и зажимают в резцедержателе. Затем включают станок, подводят ролик к заготовке и на скорости 100—150 об/мин обкатывают заготовку по форме, как по копиру. Неизбежное при этом радиальное биение от неточной центровки компенсируется упругим изгибом торсиона.
Прокатав заготовку с обеих сторон, форму со станка снимают и разъединяют — обод готов. Остается только склепать внахлест его концы да просверлить отверстие под сосок надувного вентиля. Для переднего колеса используется один такой обод, для заднего — два спаренных.
Диски на колесах карта-вездехода необычные — со спицами. (Это тоже сделано для снижения веса.) Вырезаны они из листа дюралюминия Д16Т. Ступица (без тормозного барабана) взята от отслужившего свой век колеса мопеда. Диски прикреплены к ней через пенопластовую проставку болтами и эпоксидным клеем. Передние колеса — рулевые. Крепление их показано на рисунке 5.
Задние колеса болтами прикреплены непосредственно к фланцам вала заднего моста. Вал представляет собой толстостенную стальную трубу диаметром 50х44 мм, к которой приварены треугольные фланцы крепления колес и велосипедная звездочка с 48 зубьями.
Пневматики надеты прямо на ободы и притянуты к ним, чтобы не проворачивались, брезентовыми ремнями, которые одновременно служат и грунтозацепами. Кроме того, пневматики задних колес покрыты еще в один слой разрезанной по кругу резиновой камерой — для надежности и для лучшего контакта с опорной поверхностью дороги.
Записал А. Васин
Рисунки М. Симакова |