Суббота, 27.04.2024, 03:49 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Домашнему мастеру

Карт-вездеход

Карт-вездеходЧто это за машина, лучше всего расскажет руководитель кружка малогабаритной транспортной техники Алтайской краевой СЮТ, где она была построена, Борис Дмитриевич Николенко.

...Свой карт мы используем и как спортивную машину, и как тренажер для обучения вождению, и как вездеход для поездок на природу — в любую погоду и время года. Он легко управляем, неприхотлив в эксплуатации. На таком микровездеходе мы участвовали в 500-километровом автопробеге по Алтайскому краю, посвященному юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Весь маршрут наш автомобиль прошел без поломок. И мы на практике убедились в его надежности...

А теперь о том, как он устроен.

Сначала о силовой (несущей) части конструкции. Рама карта сварена из стальных труб диаметром 20х1,5 мм. В передней, слегка загнутой его части расположены педали: слева по ходу движения — педаль переключения передач, справа — газа. Рычаг сцепления находится на лонжероне рамы справа от водителя. И педали и рычаг связаны с двигателем тросиками в боуденовской оболочке.

Рядом с педелями установлен руль. Нижним концом рулевой вал (он из дюралюминиевой лыжной палки) упирается в переднюю поперечину рамы; верхний опирается на стойку, укрепленную на дюралюминиевом днище, оно закрывает часть рамы — от переднего отбойника до спинки сиденья (рис. 1, внизу).

На рисунке: 1 — рама (внизу — днище), 2, 3 — педали, 4 — переднее колесо, 5 — рулевое управление, 6 — сиденье, 7 — бензобак, 8 — двигатель и его крепление, 9 — заднее колесо, 10 — вал заднего моста, 11 — трансмиссия.

Приспособление для выкатывания дисков: 1 — оправка, 2 — ушки (бонки), 3 — болт М8, 4 — заготовка для обода, 5 — ролик (подшипник № 207), 6 — торсион, 7 — резцедержатель, 8 — патрон токарного станка.

Рулевой вал, как и полагается в автомобиле, оснащен вверху «баранкой», а внизу рычагом, соединенным рулевыми тягами (трубками диаметром 12х0,5 мм со сферическими подшипниками на концах) с рычагами поворотных кулаков передних колес.

Для водителя карта предусмотрено сиденье, к спинке которого прикреплены двигатель (передним узлом), топливный бак и другие вспомогательные агрегаты двигателя. Каркас спинки выгнут из стальной трубы диаметром 20х1,5 мм и приварен к лонжеронам под углом, обеспечивающим удобную посадку водителя. Жесткость ему придают подкосы-подлокотники (они из трубы диаметром 16х1,5 мм), приваренные справа и слева.

Само сиденье выполнено из брезента, натянутого между трубами и оклеенного поролоном и прочной тканью.

Топливный бак емкостью около двух литров изготовлен из тонкостенной стальной трубы с заваренными торцами. Топливо из бака самотеком поступает к карбюратору.

Двигатель с рабочим объемом 50 см3 установлен на раме. Крепится он в трех местах на болтах. К задней поперечине рамы для этих целей приварен Г-образный кронштейн с подкосом. Глушитель двигателя выведен под левый лонжерон и прикреплен к нему у задней поперечины.

Кроме узлов крепления, Г-образный кронштейн с подкосом имеет еще две полки, на которых установлен промежуточный вал трансмиссии. В этом заключается существенное отличие карта-вездехода от обычного карта. Дело в том, что большим колесам в отличие от маленьких не требуется большая частота вращения. Для снижения оборотов и введен в трансмиссию дополнительный узел — промежуточный вал. Он собран из двух разных по размеру велосипедных звездочек с числом зубьев 48 и 18, соединенных велосипедными цепями: большая с двигателем, маленькая — с задним мостом (рис. 11). Такая конструкция трансмиссии обеспечивает скорость 20—25 км/ч при движении на второй передаче, что вполне достаточно для детского вездехода. Почему в трансмиссии использованы звездочки и цепи? В основном чтобы снизить вес машины. По этой же причине применены не подшипники качения, требующие тяжелых корпусов, кронштейнов и крепежа, а компактные втулки с тонкими фторопластовыми вкладышами. Все это позволило снизить вес нашего вездехода до 45 килограммов, что на 10 килограммов меньше, чем у мопедов «Карпаты» или «Рига-22» с таким же двигателем.

Теперь о ходовой части нашего автомобиля. Конструктивно передние и задние колеса карта-вездехода выполнены традиционно: пневматики (камеры от легкового автомобиля), ободы, диски, ступицы. Но если на каждом переднем колесе в качестве пневматика используется по одной камере, то на заднем — две, объединенные общей оболочкой. Это объясняется тем, что нагрузка от веса двигателя и водителя здесь больше.

Может быть, кому-то будет непонятно, почему мы используем камеру без шины. Объясню. Литая шина утяжеляет колесо, это во-первых. А во-вторых, мягкая, не накачанная «до упора» камера имеет низкое удельное давление на грунт, что существенно повышает проходимость вездехода.

Главный узел колеса — обод. Для изготовления его пришлось сделать особое приспособление — форму для выкатывания. Она представляет собой освобожденный от диска и разрезанный пополам обод колеса от «Москвича». Половинки его соединены четырьмя болтами М8 и ушками, приваренными в местах разреза.

Обод для колеса вездехода изготавливают так. Соединяют половинки формы, вкладывают заготовку — согнутую в кольцо алюминиевую ленту толщиной 1—1,2 мм и через прокладку (стальное разрезное кольцо) собранный узел зажимают в патроне токарного станка. Еще берут половину торсиона от автомобиля «Запорожец», крепят на конце его обкаточный ролик и зажимают в резцедержателе. Затем включают станок, подводят ролик к заготовке и на скорости 100—150 об/мин обкатывают заготовку по форме, как по копиру. Неизбежное при этом радиальное биение от неточной центровки компенсируется упругим изгибом торсиона.

Прокатав заготовку с обеих сторон, форму со станка снимают и разъединяют — обод готов. Остается только склепать внахлест его концы да просверлить отверстие под сосок надувного вентиля. Для переднего колеса используется один такой обод, для заднего — два спаренных.

Диски на колесах карта-вездехода необычные — со спицами. (Это тоже сделано для снижения веса.) Вырезаны они из листа дюралюминия Д16Т. Ступица (без тормозного барабана) взята от отслужившего свой век колеса мопеда. Диски прикреплены к ней через пенопластовую проставку болтами и эпоксидным клеем. Передние колеса — рулевые. Крепление их показано на рисунке 5.

Задние колеса болтами прикреплены непосредственно к фланцам вала заднего моста. Вал представляет собой толстостенную стальную трубу диаметром 50х44 мм, к которой приварены треугольные фланцы крепления колес и велосипедная звездочка с 48 зубьями.

Пневматики надеты прямо на ободы и притянуты к ним, чтобы не проворачивались, брезентовыми ремнями, которые одновременно служат и грунтозацепами. Кроме того, пневматики задних колес покрыты еще в один слой разрезанной по кругу резиновой камерой — для надежности и для лучшего контакта с опорной поверхностью дороги.

Записал А. Васин
Рисунки М. Симакова

Категория: Домашнему мастеру | Добавил: Mao (18.06.2015) | Автор: Б. Д. Николенко W
Просмотров: 1328 | Теги: карт, вездеход | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Логин:
Пароль:
Люди:
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700