К началу 19-го века чай стал в Европе напитком привычным, повсеместно распространенным и везде востребованным. Оставалось решить чисто техническую проблему: обеспечить быструю доставку продукта из Китая и Индии в чайную столицу Европы, Лондон. Старые медлительные парусные корабли преодолевали расстояние в 16 тысяч миль до Шанхая и обратно в течение года, иной раз дольше. Товар в трюмах отсыревал и плесневел. От изначального волшебного аромата молодых листочков чайного куста и следа не оставалось. Нужны были быстрые парусники.
Быстрые парусники строились в США в городе Балтиморе, что на Атлантическом побережье. Они назывались клиперами. Название происходило от английского глагола «to clip» («стричь»). Корабли эти, узкие и длинные, небольшие по размеру, имели такую могучую парусную оснастку, что буквально летели по волнам, разрезая воду. «Подстригаемые» волны то и дело прокатывались по палуб
... Читать дальше »
Известным английским полярным исследователем Бенджамином Ли Смитом* (1828—1913) в одно из его путешествий произошел драматический случай. В 1880 г. Смит построил парусное судно «Эйра» на 360 т с паровой машиной мощностью 50 л. с. На этом судне, имевшем ледовые подкрепления, он дважды добирался до Земли Франца-Иосифа, открытой в 1872 г.
Во время второго похода «Эйра» дошла до одного из островов архипелага, где ее задержали льды. На время проведения исследовательских работ экипаж построил ледовую базу на острове Белл. Дело было в конце июля и ничто не предвещало катастрофы. Но неожиданно судно сдавили льды и оно затонуло на глубине 20 м; из воды торчали только кончики мачт. . .
В начале июля 1963 г. двухмачтовая яхта (иол) «Дина» вышла в трансатлантическое плавание. Первая неделя похода прошла без происшествий. 13 июля яхта находилась в 980 милях от места назначения — английского порта Плимут. Свежий юго-западный ветер силой до 9 баллов ровно надувал паруса. Судно шло со скоростью около 14 узлов.
Неожиданно яхта сделала резкий поворот и, накренившись, легла парусами на воду. С трудом передвигаясь по ставшей чуть ли не вертикально палубе, яхтсмены быстро отдали гика-шкоты и брасы спинакера, и яхта выпрямилась, но все попытки вывести ее на курс оказались безуспешными. Судно не слушалось руля. Проверили штур-тросовую проводку, румпель — все было в порядке. Произошло самое неприятное— было потеряно перо руля...
На яхте оставили штормовой стаксель и зарифленную бизань. Капитан Эвинг разделил команду
... Читать дальше »
Неповторима (и до сих пор не закончена) история судна «Байхимо». Этот отлично построенный пароход водоизмещением 1300 т плавал в канадских водах далекого севера.
В июне 1931 г. судно вышло из Ванкувера в очередной рейс на север. Команда из 36 человек на всех стоянках работала не покладая рук, выгружая запасы для местного населения и постепенно заполняя трюмы мехами. На обратном пути судно застигла неожиданно ранняя арктическая зима. Льды преградили ему дорогу и сжали корпус. Сигнал «SОS» был принят. Прилетели самолеты и сняли 22 человека команды. Капитан и остальные матросы решили зимовать на ближайшем берегу и «караулить» оставленное судно с дорогим грузом.
Темной ноябрьской ночью разгулялась арктическая буря, после которой «Байхимо»... исчез из видимости, сжатый высокими торосами. Поиски не дали результа
... Читать дальше »
Эти небольшие корабли появились в первую мировую войну в английском и итальянском флотах и были предназначены для несения патрульной службы вблизи баз и борьбы с торпедными катерами противника. Во второй мировой войне они содействовали десантам и прикрывали прибрежные коммуникации, обеспечивали действия торпедных катеров против вражеских конвоев.
Развитие этого класса военных кораблей шло по двум путям. Быстроходные малотоннажные корабли, вооруженные скорострельными автоматами (калибр 20-40 мм) и пулеметами, в большинстве случаев строились на базе торпедных и отличались от них тем, что вместо торпедных аппаратов имели дополнительное стрелковое вооружение. «Маленькие линкоры», то есть небольшие бронированные корабли с довольно крупнокалиберной (76-100 мм) артиллерией в башнях, успешно действовали в составе Краснознаменного Балтийского флота
... Читать дальше »
Авианосец — самый крупный военный корабль, являющийся плавучей авиабазой соединения колесных самолетов или вертолетов (в этом случае корабль называется вертолетоносец).
Для выпуска и приема самолетов предназначена верхняя палуба авианосца, играющая роль взлетно-посадочной полосы. При взлете самолетов используются катапульты (как правило, паровые), а для облегчения посадки — натянутые поперек палубы, тугие, эластичные финишеры, за которые самолет цепляется тормозным крюком.
Посадочная палуба для экономии места расположена на большинстве авианосцев под углом 10—11° влево от диаметральной оси корабля. Надстройки, командирский мостик, дымовая труба, мачта объединены в небольшой «остров», сдвинутый на правый борт (чтобы не мешать взлетающим и садящимся самолетам). В носу и в корме на барбетах размещены орудия и установки для запуска зенитных ракет
... Читать дальше »
В словаре даны объяснения лишь немногих терминов. В основном это термины и понятия из области судостроения (в первую очередь — мелкого судостроения) и парусного вооружения, которые могут быть незнакомы читателям-неспециалистам. Такие термины, значение которых общеизвестно, в словарь не вошли (например: камбуз, трап, руль, иллюминатор). Если термин имеет несколько значений, отмечается лишь то, которое относится к мелкому судостроению.
Апсепь — косой парус между грот-и бизань-мачтами, поднимаемый по апсель-лееру.
Ахтерпик — крайний кормовой отсек.
Ахтерштаг — расположенная в ДП снасть стоячего такелажа (растяжка), поддерживающая топ мачты сзади.
Ахтерштевень — прочный брус, образующий кормо
... Читать дальше »
Если над вами реют белые крылья парусов или с моделью парусника вы направляетесь к водоему, вам необходимо знать некоторые термины, употребляемые моряками, яхтсменами и моделистами!
Итак, прежде всего о самом главном — о ветре.
Ветер — это перемещение воздуха, или воздушное течение, проходящее параллельно земной поверхности. Непосредственной причиной ветра является неравномерное распределение атмосферного давления, что, в свою очередь, обусловливается неравномерностью температуры земной поверхности. Часто говорят: «Переменчив, как ветер». Но если разобраться, то уж не так ветер непостоянен, как кажется. Существуют местные, постоянно дуюшие ветры (новороссийская бора, бакинский норд и т. д.). На побережьях часто днем с моря на сушу, а ночью — с берега на море дует так называемый
... Читать дальше »
Ветер, посвистывая в обледеневшиз ветвях тальника, гнал по сугробам колючую поземку. Зима подкралась неожиданно. До следующей весны стала река. Жди теперь, когда снова придут сюда по первой воде баржи с товаром! Лед словно отрезал людей от всего мира...
Борьба с ледяными оковами началась еше в глубокой древности. Около тысячи лет назад отважные викинги на своих небольших судах доходили почти до кромки тяжелых северных льдов. В XI веке поморы, уходя промышлять морского зверя, стали приспосабливать свои «весповальпые карбасы» для плавания в северных широтах. Разум людей, пытлив, наблюдательность подсказала им первое верное решение: карбасы стали делать с отлогими, поднятыми вверх носом и кормой. Такая конструкция позволяла судну раздвигать крупные и притапливать мелкие льдины. Кроме того, в случае необходимости можно было вытащить карбас на ледя
... Читать дальше »
Шел 1667 год. В селе Дединове спускали на воду первый русский военный корабль «Орел». Это событие и послужило появлению на Руси военно-морского флага (1). Три цвета: белый, синий и красный, с давних пор входившие в московский герб, легли в основу расцветки нового знака доблести. Вертикальный крест перешел на полотнище с сотенных стрелецких знамен.
Во время военной реформы Петр I отказался от прежнего рисунка, воплощавшего враждебную всему новому стрелецкую старину, и ввел в 1697 году новый флаг для военных кораблей (2). Выбирая для него рисунок, Петр поступил просто: разрезал старый флаг по вертикали и расширил среднюю (синюю) полосу.
Через год флаг опять изменился: на него нанесли посередине косой синий крест (3). В 1699 году был учрежден орден Андрея Первозванного, которым награждались царские военачальники и сановники за особые заслуги п
... Читать дальше »
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи