Осень, еще похожая погодой на лето, словно бы украдкой чуть-чуть подкрасила кроны груш в степных перелесках, листву кленов, обрызгала легкой желтизной зелень берез. Немного пожухли заросли рогоза у речных и озерных берегов. А ярко-зеленое поле сахарной свеклы, словно огромный ковер, лежит в квадратной золоченой раме из четырех ясеневых лесополос. До предела налились сладким соком белые корни — вот-вот начнется уборка, а чтобы ничего не пропало из урожая, уже скосили и свезли к фермам сочную ботву. А на следующий день остановилась на том поле последняя стая перелетных чибисов. И даже когда пошли по рядкам комбайны, когда засновали от дороги и обратно десятки автомобилей, птицы никак не хотели покидать кормное место. Вспугнутая на одном краю поля стая дружно перелетала в дальний угол или ненадолго улетала к прудам на водопой...
• Птицам полезно давать настои из ягод. Полстакана ягод нужно обварить стаканом кипятка, дать настояться в течение суток и понемногу добавлять в воду для питья.
Настой из ягод черники и черемухи следует давать слабый, так как концентрированный может вызвать у птиц запор.
• Всем домашним животным (рептилиям, птицам, млекопитающим) полезно добавлять в питьевую воду настой из листьев крапивы. 7—10 граммов измельченных сухих листьев заливают стаканом кипятка, настаивают до охлаждения.
• Канареек лучше всего приобретать осенью, начиная с сентября. К этому времени у них заканчивается линька и самцы поют во весь голос...
Миновала осень, и лес стал прозрачным, и слышно в нем далеко. Скрипят на разные лады под ветром деревья, стучат друг о друга оголенными ветками, ночами еще похохатывают черноглазые неясыти, днем сойки покрикивают, синицы и поползни посвистывают, да с раннего утра стучат-колотят лесные мастера — дятлы. По их стуку не всегда угадаешь, который из пяти видов дятла, что водятся в лесостепных борах и дубравах, добывает себе корм или строит зимнее жилье, но чаще всего это бывает самый обычный и самый известный большой пестрый дятел.
В лесу, где нет. больных деревьев, этот дятел жить не станет. Не потому, что голодно, а потому, что построиться негде. Негде птенцов выводить, негде ночевать, негде в непогоду отсидеться. И даже самый упорный и усердный не возьмется выдолбить дупло в здоровом дереве самой мягкослойной породы...
В восьмидесятых годах прошлого столетия в Кабилии (горная область в Алжире) был обнаружен неизвестный ранее вид птиц из семейства поползней. Sitta ledanti — такое название получил кабилийский поползень — имеет серо-голубую спинку, розовато-бежевое брюшко, черное пятнышко на голове. Обитает он на одной-единст-венной возвышенности и насчитывает немногим более десятка пар.
Находка в наши дни нового вида птиц — событие само по себе чрезвычайное, в данном же случае оно представляет особый интерес: проливается свет на некоторые явления, остававшиеся до сих пор для орнитологов загадкой.
Поползни — особое семейство, близкое к синицам, включающее 31 вид и широко распространенное в лесах и горных районах главным образом северного полушария. Это маленькие птички, скромно окрашенные, обладающие способностью великолепно бегать вверх и вниз по стволам деревьев и отвесным скалам. Гнезда строят в дуплах и углублениях скал...
В конце зимы старый лес почти так же молчалив, как и в пору глухого предзимья. Правда, нет-нет да и разнесется вдоль просеки барабанная дробь какого-нибудь дятла, удивленно или встревоженно засвистит поползень, спроваживая этого барабанщика со своего участка. На солнечных опушках в хорошую погоду начинают пересмешничать сойки. Но в сердце леса, в еще непроходимых овражистых урочищах бесптичье и безмолвие. Но именно в такой глуши задолго до прихода весны, когда еще держатся крепкие морозы, можно услышать как обещание грядущей смены сезонов первую настоящую птичью песенку, не очень громкую, но чистую, бодрую, хотя и коротенькую. Это законченная, звенящая трелька, которая то звучит на пределе возможности невидимого певца, чисто и звонко, то, наоборот, приглушенно и неясно, словно в четверть голоса...
Зимой день большого города начинается затемно. К утру мороз выжимает из стылого воздуха густую, игольчатую изморозь, которая отбеливает черное переплетение липовых и кленовых ветвей, искрится в голубоватом и желтом свете фонарей, поскрипывает под ногами. Словно бы выспавшись, резвее, чем вечером, катят по улицам троллейбусы и автобусы. Торопятся к остановке пешеходы, и никто не обращает внимания на тихий звук, который раздается из непроглядного кружева над головами и которого не было тут вечером: тихий-тихий, словно бы робкий синичий колокольчик. «Ци-фи, ци-фи, ци-фи» — как бы спросонок свистит на дереве невидимка-синица, и еще тише попискивает неподалеку другая. На полтора часа раньше лесных синиц, раньше самых ранних воробьев, ворон и галок проснулись и появились возле еще пустой кормушки синицы-горожанки...
В конце июля — в августе гнезда, покинутые птицами и незаметные среди буйной летней зелени, можно получше рассмотреть. Конечно, не все птичьи дома сохранились до конца лета и осени. Многие обветшали не только от изменчивой погоды — росли в них беспокойные, крикливые птенцы. А чье гнездо? Кто в нем жил?
Легко узнать гнездо сороки. Массивный шар в густом колючем кустарнике, на небольших елочках, соснах, в зарослях ивняка. Стали жить эти длиннохвостые красавицы и в центральных городских парках. Высота расположения гнезд чаще всего 1,5—7 метров над землею. Глубокая чаша обмазывается глиной, ветви переплетаются стеблями травы. Над ней — крыша из более тонких березовых, ивовых прутиков, вход — сбоку. Выстилается гнездо корешками, тонкими веточками. Старые гнезда сорок и ворон заселяют ушастые совы, мелкие соколы, утки-кряквы, воробьиные птицы...
Какой бы ни была весна на Русской равнине — затяжной или дружной, ранней или поздней,— птичий пролет на ее просторах по-настоящему начинается с разливами рек. Будто ломает стремительное половодье запоры на сотнях широких воздушных ворот, распахивая их для разной сухопутной и водоплавающей птицы. Шумит река, и днем и ночью шумят над ней крылья и голоса перелета: стаями и в одиночку, в чистом небе и под низкими тучами спешат на родину пернатые переселенцы. Чуть пританцовывая в воздухе, вольным строем летят чибисы; едва не касаясь кончиками крыльев собственного отражения в текучем зеркале, слетаются к месту бывшей колонии светлоперые чайки; на спокойном мелководье табунятся лысухи и речные утки; мельтешат на берегах дрозды, скворцы, трясогузки...
И мимо всех, сторонкой, над прошлогодними тростниками, над залитыми ивняками медленно-медленно, едва взмахивая широкими трехцветными крыльями, летит болотный (или камышовый) лунь. Будто и не летит, а плывет, чуть покачиваясь на воздушной волне...
Литье из олова известно человечеству с древнейших времен. Еще за 6 тысяч лет до нашей эры в Египте лили из олова украшения. Упоминания об этом металле встречаются в древнеиндийской, греческой, римской литературах. В античные времена в ходу были монеты и сосуды из олова.
Занимались литьем из олова и на Руси. До нас дошли утварь, украшения, предметы культа времен Киевской Руси. В XIII—XV веках ремесло это достигло большого развития на Украине, в городах Холм, Володимир, Перемышль, Луцк. В XV веке в Киеве был основан литейный цех, вырабатывавший оловянные изделия.
Оловянное литье широко распространилось при Петре I. В те времена в быту пользовались оловянными пуговицами, кубками, посудой, встречались и медали из олова. Тончайшим узором скрепляли слюдяные пластинки в фонарях-светильниках...
Искусство эмали, или, как ее называли прежде, финифти, уходит в далекое прошлое. Богатые художественные возможности, яркость красок, их вечная нетускнеющая свежесть, блеск, равный самоцветам, позволили ювелирам на протяжении веков постоянно находить новые формы применения эмали. Ею украшали предметы женского убора — ожерелья, подвески, диадемы, серьги, отделывали драгоценную посуду и церковную утварь, парадную конскую сбрую и оружие, предметы быта. Эмаль обычно сочетали с драгоценными камнями, сканью, чеканкой, гравировкой на золотой и серебряной основе.
И сегодня эмаль привлекает ювелиров, живописцев, графиков, скульпторов, монументалистов. На основе изучения старинной техники расширяется диапазон возможностей ее использования. Кроме традиционных изделий ювелирного и прикладного характера, эмаль проникает в архитектуру: ведь это самый подходящий и прочный материал, сохраняющий свой цвет невзирая на капризы погоды. Она находит применение в оформлении интерьеров, в декоративно-прикладном искусстве, дизайне и других областях...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи