Долгое время не существовало материала, из которого можно было бы лепить, как из пластилина, но который в законченном изделии приобретал бы твердость обожженной глины. Не так давно этот материал появился.
Своим опытом работы с этим материалом делится преподаватель Пензенского политехнического института В. Шпаковский.
Копируя в миниатюрных игрушках мир взрослых, ребенок познает его. На протяжении веков игрушками служили уменьшенные копии реальных предметов: дома, корабли, фигурки человека и животных.
В начале прошлого века фигурки нередко отливали из олова и раскрашивали. Их делали из глины, дерева и даже из слоновой кости. Ныне дети сами могут делать игрушки, чаще всего из пластилина, папье-маше или обычной бумаги. Этим материалам, однако, не хватает прочности...
С глубокой древности известны на Руси глиняные игрушки, и делают их в разных краях нашей страны. Древний город Каргополь — один из центров русской глиняной игрушки. Промысел этот зародился здесь не случайно: почва на севере скудная, каменистая, глинистая — не прокармливает, а потому приходилось крестьянам искать подспорье, и занимались они разными ремеслами. Освоили и гончарные премудрости, передавая их по наследству. Так появились в северном крас целые деревни, где почти в каждом доме жил гончар.
Изготовляли всякую посуду: горшки, кринки, а из остатков темной глиняной массы лепили простенькие игрушки — лошадок, кур, утиц, коров, кукол. Были они поначалу блеклыми, однотонными — красок у мастеров тогда не было. Правда, некоторые гончары приспособились раскрашивать свои изделия печной сажей, мелом и цветной глиной...
Лучистый известковый шпат, египетский алебастр, алабастрит, гибралтарский камень, каппадокийский камень, мрамор тавризский, оникс пещерный, или, как мы его сейчас называем, мраморный оникс, на протяжении вот уже нескольких тысячелетий высоко ценится как поделочный и облицовочный камень.
Мраморный оникс красив, хорошо поддается обработке и довольно широко распространен в природе. Слоистое или радиально-лучистое строение камня образует замечательный тонкий рисунок. Белые, желтовато-сливочные, розовые, золотисто-коричневые полосы, чередуясь, переходят одна в другую. К тому же камень просвечивает на глубину 3—4 сантиметра.
У древних египтян оникс (подразумеваем мраморный оникс) был одним из любимых камней. Они добывали его в различных местах Аравийской пустыни, преимущественно неподалеку от восточного берега Нила. Самые крупные каменоломни (их называли аренариями) находились вблизи Хатнуба; они многократно упоминаются в письменных источниках в период с III по XX династии. Так, например, одна из наскальных надписей говорит о том, что в ониксовые копи отправлено 1600 человек...
В романе Александра Дюма «Двадцать лет спустя» есть такой эпизод: д'Артаньян и Портос, расставаясь с Атосом и Арамисом после неудачной экспедиции в Англию, договариваются между собой о том, как они будут сообщать друг другу о своих дальнейших передвижениях. «В каждой гостинице, в каждом доме, где мы будем останавливаться,— говорит д'Артаньян,— мы будем писать ножом на стене или алмазом на стекле какие-нибудь знаки, которыми смогут руководиться в своих поисках те, кто останется на свободе». Эта фраза свидетельствует: д'Артаньян, как и многие люди до него, знал, что алмаз — самое твердое вещество на земле, и им можно «писать» на любом другом материале.
Твердость — это степень сопротивления вещества какому-либо механическому воздействию на него, обычно царапанию или вдавливанию. Первую шкалу для определения относительной твердости минералов предложил немецкий ученый Ф. Моос в 1811 г...
Если бы мы окинули беглым взглядом историю зодчества, то сразу же убедились бы, что камень, бесспорно, — любимый отделочный материал архитекторов. Это естественно: он прочен, долговечен, а главное — красив. Самые смелые замыслы художников воплощаются в камне и живут века. Нет необходимости приводить примеры — каждому, где бы он ни жил, вспомнятся прекрасные образцы каменной вязи.
Взгляните на фотографию в начале статьи. Это уже не древность, а современность. Грузинские архитекторы, проектируя здание Публичной библиотеки в Тбилиси, обратились к камню.
А если от этого здания подняться к подножию горы Мтацминда, мы выйдем к художественному училищу имени М. Тоидзе. Из его стен выходят чеканщики, живописцы-альфрейщики, художники по ткани, мастера керамики, реставраторы исторических памятников и другие специалисты. Среди них — резчики по камню...
В предыдущей статье мы рассказали о том, какие инструменты нужны для занятий художественной ковкой, и дали описание нескольких кузнечных операций. Сегодня мы заканчиваем разговор о художественной ковке.
Гибка
Заготовки изгибают на наковальне, в тисках или на специальной оправке. Чтобы согнуть заготовку под прямым углом, ее укладывают на наковальню, прижимают сверху кувалдой и загибают выступающий конец ударами подручника. Если нужно придать заготовке плавные изгибы, операцию выполняют на коническом роге наковальни. Например, на нем выгибают завитки и спирали. Очень удобно сгибать спирали на специальной оправке, которую вставляют в отверстие наковальни. Спирали из тонкого прутка или толстой проволоки сгибают в холодном состоянии в тисках, плотно укладывая виток к витку. Этот прием применяют при изготовлении декоративных деталей — так называемых шишек. Свернутые с двух сторон спирали выколачивают на конической оправке, а затем совмещают основания полученных спиральных конусов...
Кузнечное ремесло было известно на Руси уже в глубокой древности. Из-под молота кузнеца выходили самые разнообразные поковки — от небольшого рыболовного крючка до многопудового плуга. Без кузнечных поковок нельзя было обойтись ни плотнику, ни столяру, ни резчику по дереву или камню. Топор и тесло, стамески и долота, сверла и железки рубанков — все эти и многие другие необходимые инструменты изготовлялись в кузнице. Во времена лихолетья ковал кузнец рогатины и мечи, щиты и шлемы. Но все же постоянными заказчиками его были крестьяне. Кузнец изготовлял подковы и сам подковывал лошадей, ковал серпы и косы, мотыги, вилы, лемехи для плугов, всевозможную домашнюю утварь.
Если от лемеха и серпа требовались прежде всего прочность и удобная рациональная форма, то к изделиям для дома заказчики — и сельские и городские — предъявляли дополнительные требования: они хотели видеть заказанные предметы не только удобными, но и красивыми...
В давние времена, когда еще не знали, что такое клей, а гвозди не были изобретены, народные мастера пользовались надежным крепежом — так называемым соединением «в зажим». Без единого гвоздя ладили они различную домашнюю утварь, короба, игрушки для детей. К сожалению, до нас не дошли образцы самих изделий, но факт их изготовления подтвержден археологами: например, при раскопках древнего Новгорода были найдены гнутые части от табурета, относящиеся к XII—XIV векам. Выполнены они, как можно судить, именно таким способом.
Публикация о находке заинтересовала Геннадия Яковлевича Федотова. Трудно было по маленькой информации в академическом журнале разгадать секреты новгородских умельцев, пришлось заняться поиском новых сведений. Дело оказалось хлопотным — приемы работы новгородцев не сохранились. Что-то похожее делали в 30-е годы прошлого столетия горьковские умельцы...
Какое место среди всех несчастных случаев занимают отравления? Ответ на этот вопрос дает статистика. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 1970-х годах от ядов так или иначе пострадал каждый пятисотый житель Европы. Характерно, что число случаев отравления особенно увеличилось за последние три десятилетия. Видимо, это связано с интенсивной химизацией нашего быта, широким распространением синтетических лекарственных препаратов и т. д. В Великобритании, например, к 1980 году пострадавшие от ядов составили десятую часть от числа всех попавших в больницы. Не приходится удивляться, что некоторые врачи называют отравления «эпидемией второй половины XX века».
Зарегистрировано около 300 веществ, которые обычно становятся причиной несчастных случаев. В первую очередь это всякого рода прижигающие жидкости, в основном уксусная эссенция. Затем идут лекарства...
Ступи, мой товарищ, попробуй
И ты в холодок росы.
Сорви надоевшую обувь.
Пройдись по земле босым.
(Александр Яшин)
Физиология и методика использования таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, для укрепления здоровья изучены достаточно. Однако о пользе хождения босиком ни прочитать где-либо, ни узнать что-либо практически невозможно: ни в физическом воспитании, ни в домашнем быту оно почти не применяется.
Ходьба босиком, конечно, отнюдь не панацея. И даже не может претендовать на самостоятельность решения каких-либо задач физической культуры. Однако использование ее в общем комплексе гигиенического режима человека может оказать заметное влияние на его здоровье...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи