В Загорском музее-заповеднике хранится деревянный висячий рукомойник, выполненный в позапрошлом веке архангельским умельцем-древоделом. Многим посетителям невдомек, что рукомойник этот вместе с фигурной цепью, на которой его подвешивали, выполнен из единого куска дерева.
В различных областях России, на Кавказе, в Средней Азии подобным образом мастера вырезали оригинальные ковши с цепью на конце ручки, такие же ложки, черпаки. В этих изделиях они не только демонстрировали высокое мастерство и неисчерпаемые возможности пластической обработки древесины, но и преследовали сугубо практическую цель — ведь такие изделия всегда были намного прочнее клееных.
Замечательные образцы изделий, состоящих из неразъемных деталей, хранятся в Московском музее искусств народов Востока. Это так называемые «шары в шаре», вырезанные из целых кусков слоновой кости. Каждое из таких изделий состоит из 18—25 полых шаров, последовательно размещенных один в другом, причем самый маленький шар обычно бывает не более горошины. Искусство мастеров всегда вызывает восхищение. Но каким бы виртуозным ни казалось мастерство, в нем всегда есть хитринка, оригинальный технический прием, который объясняет возможность изготовления подобных изделий. А изготовляли «шары в шаре» в следующей последовательности. Вначале мастер вытачивал из целого куска слоновой кости монолитный шар. Затем просверливал в нем конические отверстия, вершины которых сходились в центре. Последовательно вставляя в эти отверстия специальный изогнутый резец, мастер постепенно отделял от костяного монолита вначале тонкую оболочку наружного шара, а затем все последующие. Отверстия сверлили на таком расстоянии друг от друга, чтобы резцу были доступны все участки шара. После отделения всех шаров их декорировали ажурной резьбой, причем отверстия вписывали в ажурный декор так, что они составляли с орнаментом единое целое. Этим приемом как бы маскировались следы технической обработки.
Народные изделия с неразъемными соединениями деталей:
1 — сосуд для напитков (Осетия); 2 — ложки (Осетия); 3 — ковш с декоративными цепочками (Карачаево-Черкесия); 4 — рукомойник (Архангельская область, XIX век). Надпись в виде орнамента, опоясывающего руномойник, гласит: «Люби мыться белей, воды не жалей, будешь бел как снег».
Конечно же, вырезать шары в шаре не так-то просто. Но если вы пожелаете освоить приемы изготовления изделий с неразъемными соединениями, то начинать следует с изготовления простой деревянной цепочки. Древесина для подобной работы должна быть вязкой, однородной, хорошо просушенной и выдержанной. На заготовках не допускаются даже самые незначительные сучки и трещины, а также поражения грибками. Не годится для работы древесина хвойных пород, потому что она легко раскалывается. Из твердой древесины груши, яблони, вяза, клена, ясеня и березы можно вырезать с одинаковым успехом как крупные, так и очень мелкие изделия, а из мягкой древесины липы и ольхи — только довольно крупные. Осваивать приемы выполнения неразъемных цепочек следует начинать на крупных заготовках из липы или ольхи. Можно также для тренировки использовать бруски из пенопласта.
1 — эскиз цепочки с круглыми звеньями; 2 — последовательность вырезания цепочки; 3 — образцы декоративных фигурных цепочек.
Для работы потребуются пила, топор, нож, полукруглые и плоские стамески. В некоторых случаях, чтобы ускорить работу, можно применять дрель, буравчики, сверлильный станок или бормашину. Нож и стамески тщательно заточите на оселке, а затем в процессе работы постоянно правьте на куске липы или кожи с пастой ГОИ. Инструменты должны резать, а не рвать древесину. Возникшие по этой причине случайные сколы могут свести на нет всю работу.
Последовательность изготовления замкнутой цепочки:
1 — разметка звеньев; 2 — вырезание звеньев; 3 — готовая цепочка.
У простейшей цепочки звенья овальной или круглой формы. На рисунке показана последовательность изготовления цепочки с круглыми звеньями. Из мягкой древесины нужно вытесать заготовку в виде бруска с квадратным сечением. Затем каждую сторону квадратного торца разделите на пять равных частей. Отступив по две клетки от углов квадрата, проведите, используя столярный рейсмус, по две параллельные линии на каждой из четырех боковых граней бруска. Затем в бруске-заготовке вдоль намеченных линий выберите фальцы. У коротного бруска фальцы можно выбрать ножовкой, а у более длинного — специальным рубанком-зензубелем. Фальцы можно выбрать также ножом, резаком или плоскими стамесками. Затем вдоль всей заготовки отложите последовательно отрезки, равные длине звеньев цепи (по пять клеток) с расстояниями между ними в одну клетку, но с таким расчетом, чтобы вертикальные и горизонтальные звенья были смещены относительно друг друга. По намеченным линиям сделайте прорези, равные по ширине одной клетке. Затем ножом закруглите каждое звено, придав им форму дисков. Отступив от краев дисков, проведите вдоль них окружности, соответствующие внутреннему диаметру каждого кольца.
Выбирать древесину внутри колец нужно полукруглыми стамесками. Но, чтобы ускорить работу, их заготовки можно предварительно просверлить на сверлильном станке, бормашиной или дрелью. Чтобы отделить друг от друга звенья цепи, нужно осторожно подрезать древесину в местах соприкосновения колец узкой плоской стамеской. В завершение каждое кольцо аккуратно обрежьте ножом, придав им как можно более правильную форму, а потом зачистите наждачной бумагой.
Последовательность изготовления ложек:
1 — заготовка; 2 — черновая обработка; 3 — разметка звеньев цепи и уточнение формы; 4 — законченная работа.
Освоив приемы выполнения простой цепочки, вы можете при желании вырезать более сложную замкнутую или фигурную цепочку. Какими бы сложными ни были их формы, они изготовляются в той же последовательности, в которой изготовляется самая простая цепочка. Правда, работа над ними более трудоемка и требует больше терпения и аккуратности. Но все ваши старания с лихвой окупятся: ведь декоративная деревянная посуда, украшенная неразъемными цепочками, будет хорошо выглядеть в любом современном интерьере. |