Обрабатывать древесину человек научился за много веков до новой эры. В распоряжении древнего токаря был примитивный станок, на котором он мог работать только с подмастерьем, вращавшим с помощью ручного привода обтачиваемую деталь. Лишь гораздо позже появился более совершенный станок, приводимый в движение ногами.
Изделия из древесины не так уж часто встречаются при археологических раскопках. Но бывают и счастливые исключения. Благодаря повышенной влажности почва новгородской земли как бы законсервировала и донесла до нас множество различных деревянных вещей. В большинстве случаев это не целые изделия, а отдельные части. Но и эти небольшие фрагменты дали ученым возможность реконструировать, например, точеную деревянную посуду, всевозможные братины, чаши, кубки, миски, ставцы, блюда и солонки. В старину в братины наливались различные напитки, которые подавались на стол по особо торжественным случаям. Блюда предназначались для пирогов и сладостей, а чаши и миски — для иных угощений. В ставцах — сосудах с крышками — хранился хлеб, а для соли вытачивались устойчивые и вместительные солонки.
Древние токари, несмотря на то, что работали они на примитивных станках с лучковой передачей, применяли наиболее сложную и трудоемкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперек волокон. Этот способ точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины. Вначале мастер делал заготовку. Он раскалывал кряж, высота и толщина которого должны были быть одинаковыми. Топором обтесывал половинку кряжа, придавая ему приближенно форму усеченного конуса или полушара. Затем заготовка укреплялась на токарном станке и обрабатывалась. На готовом изделии древесные волокна создавали неповторимый, оригинальный рисунок. Даже древесина ольхи, маловыразительная при торцовом точении, обнаруживала интересный текстурный рисунок, а древесина ясеня и клена приобретала переливчатый шелковистый блеск.
Современные станки дают возможность точить любую породу древесины, выбор которой зависит от ее физических и механических свойств и назначения изделия. Физические свойства — это блеск, цвет, текстура и влажность, механические — прочность, упругость, пластичность. Из дуба, грецкого ореха, можжевельника, красного дерева, сосны и кедра, имеющих красивую текстуру, точат в основном декоративные изделия, которые не раскрашивают, а лишь покрывают слоем прозрачного лака. Природная красота такой древесины — лучшее украшение токарной работы. Из липы, осины, ольхи или березы вытачивают изделия, которые затем раскрашивают гуашью, акварелью, темперой, анилиновыми красителями, украшают выжиганием или резьбой. Обрабатывать можно как сухую, так и сырую древесину. Но все-таки для точения предпочтительнее применять хорошо высушенную древесину, которая при полировке не дает ворса. На современных деревообрабатывающих предприятиях для вытачивания большого количества одинаковых деталей применяются токарные автоматы и полуавтоматы. На них изготавливаются катушки, шары, кегли и рукоятки для различных инструментов. Но художественные декоративные изделия и посуду вытачивают только на ручных станках. Длинномерные детали точат на токарном станке с задней бабкой, а небольшие токарные изделия — на станке с трубчатым патроном, в котором деталь закрепляется только с одной стороны.
Это дает возможность со стороны свободного торца выбирать полые объемы. Тарелки или чаши с большим диаметром удобно точить на планшайбе — это металлический диск с отверстиями под винты, которыми деревянную заготовку плотно прикрепляют к диску. На стационарных станках применяется планшайба со специальными зажимами.
На всех ручных станках древесину обрабатывают несложными ручными резцами. Для грубой черновой обработки заготовки, для придания ей цилиндрической формы применяют полукруглые резцы. Плоские резцы, называемые косяками, применяются для чистового точения внешней поверхности изделия. Эти резцы нетрудно изготовить из обыкновенных стамесок или из плоских напильников, сточив с них насечку. Для обработки внутренних поверхностей издавна применяли резцы с крючковидными лезвиями. Токари их называют просто крючками.
Последовательность вытачивания карандашницы:
1. Черновая обработка заготовки полукруглым резцом. 2. Вытачивание
полости карандашницы крючком или кольцом. 3. Чистовая
обработка внешних поверхностей косяком и подрезка.
Новгородский способ изготовления посуды.
Клеееые блоки и изделия, выточенные из них.
Полукруглые и крючковидные резцы можно выковать из углеродистой ствли. Если изготовить такие резцы разных размеров, ими можно будет обрабатывать внутреннюю поверхность различной величины и конфигурации. Многие токари работают резцами, которые представляют собой металлическое кольцо, приваренное к прутку.
Точение древесины с торца более распространено, чем поперек волокон. Для такого точения применяют заготовки в виде брусков с квадратным сечением. Топором обтесывают брусок, стараясь придать ему как можно более правильную цилиндрическую форму. Обтесанную заготовку забивают в трубчатый патрон, установив ее строго горизонтально. Включив станок, берут широкий полукруглый резец. Рукоятку резца держат в правой руке, а левой рукой прижимают металлическую часть резца к подручнику. Резец держат примерно под углом 15—30° к оси вращения заготовки. Осторожным касанием лезвия снимают стружку. Резец проводят несколько раз вдоль всей длины заготовки, до тех пор, пока она не приобретет строго цилиндрическую форму. При изготовлении полого изделия, например карандашницы, в первую очередь вытачивают полость крючковидными резцами или кольцами. При этом подручник разворачивают в сторону торцовой поверхности цилиндра. Выбрав полость, приступают к проработке внешних форм. Но предварительно плоским резцом делают разметку, нанося на поверхность цилиндра кончиком резца неглубокие, но отчетливо видимые риски. Если работают по эскизу, то разметку делают штангенциркулем, им же во время точения контролируют толщину изделия. Ориентируясь на риски, плоским резцом снимают стружку серединой лезвия или же его нижней частью (пяткой). Вначале вытачивают обобщенную форму изделия, а затем прорабатывают отдельные детали.
Не выключая станка, токарное изделие шлифуют и полируют. Сперва шлифуют наждачной бумагой с крупным абразивным покрытием, затем с мелким. Полировать или лощить древесину можно древесной стружкой или сухим хвощом. Хвощ можно купить в аптеке. Хорошо полируется древесина конским волосом. Исстари древесину лощили также мочалом или лубом, оттого и саму операцию лощения старые мастера называли лублением.
Здесь же, на станке, изделие можно покрыть лаком или восковой мастикой, которые наносят на поверхность тампоном и располировывают.
Закончив отделку, изделие торцуют и подрезают.
Освоив технику точения с торца, можно попробовать свои силы в более сложной технике точения поперек волокон. Современные мастера и сейчас нередко применяют эту технику, так широко распространенную в древности. Как правило, они ставят перед собой в основном чисто декоративные задачи, изготовляя, например, настенные тарелки из древесины хвойных деревьев. Лучшим материалом считаются доски-половицы, которые всегда можно достать, так как сейчас сносится много старых ветхих домов, особенно в районах массовой застройки больших городов. Сосновые половицы от времени приобретают насыщенный золотисто-коричневый цвет, делающий излишними травление и тонирование древесины. К тому же можно быть уверенным, что декоративная тарелка, изготовленная из такого материала, не треснет и не покоробится. Вместо половиц можно использовать любую другую сосновую доску, подходящую по размерам и хорошо высушенную.
Токари. Рисунок с древнеегипетского рельефа.
Интересный декоративный эффект можно получить, если применить для точения клееные блоки. Несколько дощечек склеивают так, чтобы каждый слой последующей дощечки шел поперек слоев предыдущей, так же, как склеивают листы шпона при изготовлении фанеры. Если склеить несколько трехгранных призм, как это показано на рисунке, то из такой заготовки можно выточить сосуд, имитирующий бондарное изделие. Для изготовления клееных блоков нужно подбирать древесину с ярко выраженной текстурой и цветом.
Точеные чаши с резьбой (грецкий орех). Осетия.
Рисунки автора |