Любой велосипед можно оснастить несложной электронной автоматикой.
Принципиальная схема такой автоматики приведена на рисунке 1. В нее входят пять приборов: спидометр (блок 1), указатель поворотов (блок 2), звуковой сигнал (блок 3), стабилизатор напряжения, питающий блоки 1—3 (блок 4), и стабилизатор напряжения генератора, питающий лампы велофары и заднего красного габаритного огня (блок 5). В первых трех блоках используются интегральные микросхемы серии К155ЛА3 (МС1—МС3). Источником питания этих блоков служат две батареи 3336Л (Б1), соединенные последовательно. Включение общего питания осуществляется выключателем В4, звукового сигнала — кнопкой Кн1, поворотных сигналов — выключателем В2 и переключателем В3, спидометра — выключателем В1.
Блок 1 — это простейший частотомер. Он преобразует сигналы датчика спидометра (периодические замыкания контактов В5) в показания скорости движения велосипеда, которая фиксируется стрелочным измерительным прибором ИП1. Чем больше скорость движения, тем больше частота замыкания контакта датчика, скользящего по спицам переднего колеса велосипеда, тем больше ток, текущий через измерительный прибор, а значит, больше отклоняется стрелка прибора.
Чувствительность блока определяется сопротивлением резистора R1. Подстроенным резистором R5 стрелку прибора устанавливают на последнее деление шкалы при настройке.
Блок 2 — генератор прямоугольных импульсов с частотой следования 1—3 Гц. Он собран на микросхеме МС2, которая управляет транзистором Т1, работающим в ключевом режиме. Периодически открываясь импульсами генератора, транзистор Т1 заставляет мигать лампу Л1 и Л2 в зависимости от положения контактов переключателя В3, указателя поворотов. Частота мигания сигнальных ламп определяется сопротивлением резистора R6 и емкостью конденсатора С3. С увеличением их параметров она уменьшается.
Блок 3 генерирует переменное напряжение частотой около 500 Гц, при подаче которого на капсюль ДЭМ-4М (Тф1) при нажатой кнопке Кн1 раздается звуковой сигнал. Принципиально работает так же, как блок 2, но с другой частотой генерации.
Блок 4 — простейший стабилизатор напряжения, собранный на транзисторе Т3 и стабилитроне Д1. Его входное напряжение соответствует напряжению батареи Б1 (около 9 В), а выходное постоянно и равно 5,5 В (этого напряжения вполне достаточно для питания микросхем МС1—МС3).
Блок 5 — двухполупериодный выпрямитель, собранный на диодах Д3— Д6, с конденсатором С5, сглаживающим пульсации выпрямленного тока, и простейшим стабилизатором напряжения на транзисторе Т4 и стабилитроне Д2. Проволочный резистор R12 служит для установки на лампах Л3 и Л4 велофары и заднего габаритного огня постоянного напряжения, равного 2,5 В. Включение и выключение производят фиксацией велогенератора Г1 в одном из двух положений.
Детали. Транзисторы КТ801Б (Т1, Т3, Т4) можно заменить транзисторами П701, П702, транзистор КТ315А (Т2) — любым другим аналогичным структуры n-p-n, например, МП37, диоды Д226Б (Д3—Д6) — диодами серии Д7 или КД105.
Все постоянные резисторы, кроме R12, типа МЛТ-0,25, МЛТ-0,5 или УЛМ. Резистор R12 — проволочный. Это отрезок спирали от электроплитки длиной около 3—4 см. Подстроенный резистор R5 — любой малогабаритный, например, СПО-0,5. Электролитические конденсаторы — типа К50—6 или К50—3. Все лампы накаливания (Л1—Л4) типа МН2,5—0,15 или в крайнем случае МН2.5—0,29. В качестве выключателей В1, В2, В4 и переключателя В3 можно использовать любые подходящие тумблеры или микротумблеры. Кнопка Кн1 — любая двухконтактная с нормально разомкнутыми контактами.
О контактах В5 будет сказано ниже.
Измерительный прибор ИП1 — малогабаритный микроамперметр, подобный индикатору уровня записи портативного магнитофона, приемника, или миллиамперметр на ток не более 1—1,5 мА, например, типа М5—2.
Роль контакта датчика спидометра (В5) выполняет стальная пружина (рис. 4). Длина прямых концов ее должна быть не менее 30 мм. Одним концом пружину вставляют в отверстие кубика-изолятора и припаивают к нему провод, идущий к монтажной плате блока (к точке А). Другой конец после установки кубика-изолятора на передней вилке велосипеда должен касаться спиц переднего колеса возле обода.
Конструкция. Монтажную плату блоков 1, 2, 3 и 4 (рис. 2) выполняют из листового гетинакса или стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Транзисторы Т1 и Т3 монтируют на радиаторах: пластины из красной меди или латуни, изогнутые наподобие перевернутой буквы П (рис. 3). Все соединения делают однотипным проводом в изоляции, а в точках, обозначенных буквами А—0, запрессовывают штырьки из медной миллиметровой луженой проволоки для соединения проводов с внешними деталями блоков.
Точку Б (заземление) соединяют с рамой велосипеда.
Вместе с батареей питания (Б1) монтажную плату размещают в коробке размерами 130х78х50 мм, сделанной из листового металла, например, дюралюминия. Одна из ее боковых стенок должна быть съемной (для ремонта и замены батарей). Коробку, выкрашенную нитроэмалью, крепят к раме велосипеда тремя хомутами так же, как инструментальную сумку, только ближе к рулю.
Детали блока 5 монтируют на отдельной плате, которую размещают внутри велофары. Радиатор транзистора Т4 этого блока может быть любой формы, но площадью не менее 10 см2. Размеры платы зависят от конфигурации и габаритов фары. Корпус генератора обязательно должен быть изолирован от рамы велосипеда, например, изоляционной лентой.
Сигнальные лампы Л1 и Л2 поворота устанавливаются на багажнике велосипеда.
Телефонный капсюль ДЭМ-4М звукового сигнала можно поместить в небольшом полусферическом кожухе и укрепить его как фару на переднем крыле перед стойкой руля. Под кожух необходимо подложить круглую шайбу из пористой резины или твердого пенопласта. Такой кожух лучше всего спаять из жести или латуни толщиной около 1 мм и затем покрасить нитроэмалью. Крышку можно сделать из медной либо стальной сетки с окантовкой.
Тумблеры В2 и В3, смонтированные в одной коробке, лучше установить около левой ручки на руле велосипеда, а кнопку сигнала Кн1 и тумблеры В4 и В1, смонтированные в другой коробке, — возле правой ручки. Для хомутов можно использовать миллиметровую латунь или кровельное железо. Стрелочный прибор спидометра (ИП1) монтируют в металлической коробке подходящих размеров, которую с помощью хомута крепят на стойке руля (рис. 5).
Лампочку заднего красного габаритного огня устанавливают на крыле заднего колеса велосипеда в фонарике.
Настройка. Прежде всего рассмотрим настройку блока 1. При диаметре колеса взрослого велосипеда, равном 0,7 м, длина его окружности будет 2,2 м. Контактная пружина датчика спидометра касается спиц около обода, то есть по меньшему радиусу (около 0,3 м). Длина окружности в этом случае равна 2 м. Следовательно, если колесо совершает один оборот за секунду, то велосипед за это время пройдет путь в 2 м и контактная пружина датчика коснется спиц 32 раза (по числу спиц взрослого велосипеда). Частота импульсов, поступающих на вход блока 1, будет равна 32 Гц. Скорость же движения в талом случае будет равна 7,2 км/ч. Подавая на вход блока 1 сигнал такой частоты от звукового генератора (напряжением 1 В), надо подстроечным резистором R5 установить стрелку измерительного прибора на отметку, соответствующую 7,2 делению шкалы. При этом максимальное значение шкалы прибора будет соответствовать 60 км/ч.
Блоки 2, 3 и 4 при использовании заведомо исправных деталей настройки не требуют. Яркость мигания ламп поворота можно уменьшить или увеличить с помощью резистора R7, величина которого должна быть не менее 1,5 к.
Настройка блока 5 сводится к установке на лампах Л3 и Л4 напряжения, равного 2,5 В, путем подбора сопротивления проволочного резистора R12. Велосипед при этом поднимают за руль и вращают переднее колесо с включенным велогенератором.
Рисунки Ю. Чеснокова |