Первобытный человек выцарапал осколком камня на стене пещеры примитивный рисунок. Это не что иное, как один из самых древних видов сграффито. Известны рисунки, выполненные просто пальцем по влажному слою глины, нанесенному на стену пещеры. Этот способ стенописи тоже сграффито.
«Сграффито» — итальянское слово. В переводе оно означает «выцарапывание».
Этрусские и греческие мастера использовали сграффито для декорирования глиняной посуды. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки — инков и майя.
В- XV—XVII веках способ сграффито широко применяли в Италии для украшения наружных стен архитектурных сооружений. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы. Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито находит широкое применение в монументально-декоративном искусстве.
Шло время, изменялись приемы сграффито, вводились новые материалы, совершенствовались инструменты. Мы расскажем вам об одном, из видов сграффито — так называемом мокром способе, который иногда называют резьбой по штукатурке.
Рисунок на стене пещеры (Палеолит)
Штукатурка должна состоять из нескольких цветных слоев. Резцами и скоблилками мастер обнажает низлежащие слои, получая многоцветный рельефный рисунок. Чем больше нанесено слоев цветной штукатурки, тем многоцветнее и красочнее сграффито.
Вы можете с успехом использовать сграффито при оформлении интерьера комнаты, фойе, актового зала, столовой. Не обязательно покрывать рисунком большие плоскости, вполне достаточно сделать на стенах небольшие декоративные вставки в виде окружностей и прямоугольников. Если штукатурку сграффито нанести на древесно-стружечные плиты, такие работы можно будет переносить и монтировать в любом месте.
Для сграффито заранее разработайте эскиз на небольшом листе бумаги. Рисунок на эскизе должен быть цветным, с четкими границами для каждого цвета. Для начала достаточно использовать три-четыре цвета. Составляя эскиз, сразу же решите, в какой последовательности будете наносить слои цветной штукатурки.
Терка и мастерок
Раствор для цветных штукатурок состоит из трех основных частей: связующего, наполнителя и пигментов. В качестве связующего чаще всего употребляют гашеную известь. Наполнителями могут служить речной или кварцевый песок, мраморная пыль, молотый шлак и древесный уголь. Лучшим наполнителем считается белый кварцевый песок. Если использовать речной песок, то его надо предварительно обработать, чтобы он был однородным и чистым. Песок просеивают через сито, удалив из него камешки и мусор. Затем песок пересыпают в более частое сито и промывают под проточной водой. Пигменты — это красители, придающие штукатурке различные цвета. Обычно употребляются сухие красители, но можно брать и другие, например гуашь и темперу. Надо помнить только, что они должны быть щелочеустойчивыми. Раствор для цветных штукатурок замешивайте в деревянных ящиках. Их -потребуется столько, сколько задумано цветных растворов. Вместо ящиков можно использовать тазы или ведра. Но не забывайте, что в глубокой посуде трудно размешать раствор так, чтобы получить однородную массу с равномерной окраской.
Резец и скоблилки
Раствор для штукатурки белого цвета приготавливают из одной части гашеной извести и трех частей белого песка или мраморной пыли. Для розового раствора нужно взять одну часть гашеной извести, две с половиной части белого песка и половину части молотого красного кирпича. Красный раствор получают из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части красного пигмента. Для раствора синего цвета возьмите одну часть гашеной извести, три части белого песка и половину части ультрамарина. Если уменьшить количество ультрамарина, раствор станет голубым. Добавляя в одну часть гашеной извести три с половиной части песка и две десятых части охры, получите раствор желтого цвета. Если в желтый раствор добавите окись хрома, он станет зеленым.
Гашеную известь, песок и краситель загрузите в ящик и тщательно перемешивайте штукатурной лопаткой — мастерком. Одновременно небольшими порциями подливайте чистую воду. Раствор считается готовым, когда он напоминает густое тесто.
Если сграффито будет выполняться на каменной или кирпичной стене, предварительно сделайте на ее поверхности зубилом или топором насечку глубиной 3—4 мм. Насечки наносите в виде пересекающихся линий.
Образец сграффито для начинающих и приемы его выполнения
Однако советуем начинать заниматься сграффито на кусках толстой фанеры или древесно-стружечной плиты и уже потом, когда вы приобретете опыт и будете уверены в успехе, можете делать рисунок прямо на стене. Плиту (или фанеру) тоже нужно подготовить: настрогайте тонкие реечки и набейте их на плиту в виде решетки.
Подготовленную поверхность стены или плиты смочите водой. Подождав, пока вода впитается, нанесите слой грунта из гашеной извести и песка. Иногда в качестве грунта применяют один из цветных растворов. Слой раствора наносят на поверхность мастерком, потом тщательно разравнивают, уплотняют и затирают деревянной теркой. Терку изготовьте из сосновой доски размером 120х180 мм. Чтобы ее было удобно держать в руке, сверху прикрепите ручку. Рабочую поверхность терки зачистите наждачной бумагой. Дайте грунту подсохнуть минут 20—25, затем нанесите первый слой цветного раствора. Его обычно делают толще, чем все последующие слои, толщина его может быть около 6—7 мм. После того как первый слой подсохнет, то есть минут через 15—20, нанесите второй толщиной 3—4 мм. Толщина третьего слоя не должна превышать 3 мм. Если вы решили увеличить число красочных слоев, толщину каждого последующего все время уменьшайте, доведя ее до 1—2 мм.
Для перенесения рисунка на поверхность штукатурки изготовьте трафарет — основой для него служит разработанный раньше эскиз. Переводить рисунок с трафарета на поверхность штукатурки удобнее всего способом припороха. Все линии на трафарете наколите булавкой на расстоянии 5—6 мм друг от друга. На крупных рисунках интервалы между наколами можно увеличить. Готовый трафарет наложите на штукатурку и похлопайте по нему марлевым тампоном с сухой краской. На штукатурке должен отчетливо проявиться пунктирный рисунок. По этому рисунку выполняется резьба.
Резать штукатурку можно лишь в течение пяти-шести часов после нанесения последнего, верхнего слоя, пока она еще влажная. Сперва раствор подрезают по контуру резцом — можно использовать для подрезки скальпели или перочинные ножи. Резец держите в руке примерно под углом 60° к поверхности штукатурки, прорезая по пунктирным линиям канавки на глубину, приблизительно равную толщине верхнего слоя цветной штукатурки. Постоянно следите за тем, чтобы резец резал, а не мял штукатурку. Чистые четкие линии делают сграффито наиболее выразительным.
Сграффито, выполненное автором статьи в одной из московских школ
Затем выбирают подрезанный раствор скоблилками, обнажая следующий слой. Скоблилки изготовьте из старых плоских напильников, обработав их на точиле. Можно сделать скоблилки и из стальной проволоки диаметром около 2 мм или из спиц от старого зонта.
Резьбу удобно выполнять в определенной последовательности, постепенно срезая намеченные участки цветного раствора, начиная с верхнего слоя и постепенно переходя к низлежащим.
На рисунке (рак на синем фоне) вы видите простую декоративную пластину, выполненную в технике сграффито. На основу было нанесено три слоя цветного раствора. Нижний слой красный, средний — голубой и верхний — желтый. При работе над этой пластиной с помошью резца и скоблилки была снята часть верхнего желтого слоя и выявлен в этих местах голубой цвет. Затем в пределах рисунка сняли голубую штукатурку и выявили красный нижний слой. Примерно той же последовательности придерживайтесь при работе над сграффито независимо от количества слоев цветной штукатурки.
Техника сграффито позволяет выполнять сложнейшие композиции. Но не беритесь сразу за сложный рисунок. Для начала попробуйте поработать над простейшим орнаментом, выполняя резьбу по штукатурке, состоящей из двух-трех цветных слоев. А с приобретением опыта можно перейти к работе над более сложными композициями.
Тоже сграффито, но немного другая техника исполнения
Рисунки автора |