Четверг, 20.01.2022, 04:50 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
Авиа и Космос [30]
Арт [123]
Архитектура [0]
Бизнес и е-Бизнес [8]
Вестник Гондураса [23]
Видео [12]
ВНИИСПК [0]
Военная техника [13]
Военные хитрости [17]
Ворчалки [6]
Вылазки [6]
Деньги [1]
Дневники пользователей [0]
Еда [7]
Ж/Д техника [1]
Из истории [2]
Интернет [12]
Казусы [8]
Лохотрон [3]
Мирная техника [0]
Новости [14]
Оружие [9]
Прикольное [15]
Разная писанина [26]
Разные интересности [34]
Религия [1]
Скрипты для сайтов [99]
События [9]
Страшные сны [4]
Техноген [3]
Флот [23]
Хорошие вещи [2]
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
GA





 Блог
Главная » 2012 » Январь » 13 » Как из скромного поручика стать известным художником? Судьба В.Л. Боровиковского
10:25
Как из скромного поручика стать известным художником? Судьба В.Л. Боровиковского
Владимир БоровиковскийКартины Владимира Лукича Боровиковского видели все, если не подлинники в музеях, то репродукции в школьных учебниках. Искусствоведы найдут и в них недостатки, но неискушенным зрителям они неизменно нравятся своей лиричностью и тщательной проработкой деталей, изящной манерой письма и особым колоритом.

Детство будущего живописца, родившегося в 1757 году, прошло в Миргороде, что привольно раскинулся на берегу Хорола. 
 
В Миргороде Боровиковский не только постигал основы иконописи, но и успел послужить в армии, выйдя в отставку поручиком. Наличие офицерского чина впоследствии заметно облегчало ему общение с чопорными петербуржцами.

В Петербурге Боровиковскому покровительствовал один из образованнейших людей того времени - архитектор, поэт и музыкант Николай Александрович Львов. Сам хороший рисовальщик и гравер, Львов оказал заметное влияние на становление молодого живописца, ввел его в круг петербургский деятелей искусства. Благодаря ему Владимир Лукич познакомился с Дмитрием Левицким, бывшим к тому времени признанным портретистом. Боровиковский несомненно пользовался советами Левицкого, а в своих ранних работах даже ему подражал. Но до начала 90-х годов основным направлением творчества Боровиковского была иконопись, благо Львов помогал ему получать выгодные заказы по участию в оформлении новых церквей, которых тогда строилось немало.

В начале девяностых годов Владимир Лукич написал тридцать семь икон для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке, к сожалению, их местонахождение неизвестно. По свидетельству современников, при их исполнении мастер отошел от традиционного иконописного стиля и писал образа в манере, близкой к светской живописи.

Судьба Боровиковского изменилась после знакомства с венским портретистом И.Б. Лампи, приехавшим в Петербург в 1792 году. Учеба у признанного мастера, копирование его работ, освоение технических приемов, характерных для европейской живописи, помогли Владимиру Лукичу быстро завоевать популярность у искушенной в портретной живописи петербургской публики. Стоит отметить, что это было не просто общение мастера и ученика, а искренняя дружба талантливых художников, которая творчески обогащала обоих.
 
Во многом благодаря протекции Лампи, бывшего почетным вольным общником Императорской Академии художеств, Боровиковский в 1794 году получил звание «назначенного» в академики (член-корреспондент по современному) за «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке». Портрет не традиционен и крайне любопытен. Похоже, что именно с этого портрета А.С. Пушкин писал образ «матушки Екатерины» в повести «Капитанская дочка».

А осенью 1795 года, опять же не без помощи Лампи, Владимиру Лукичу было присвоено звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. С этого времени портретная живопись окончательно заняла главное место в его творчестве.
 
Благодаря Боровиковскому мы можем любоваться не только портретами членов императорской фамилии и высших сановников России, но и увидеть многих представителей литературы и искусства. Им написаны прекрасные портреты В.В. Капниста, Н.А. Львова, Г.Р. Державина, с которыми он долгие годы находился в приятельских отношениях. Любопытен портрет Державина, выполненный в парадной манере. Перед нами и поэт, и крупный государственный чиновник. Портретируемый изображен при орденах, в мундире сенатора, но перед ним на столе рукописи стихов, в том числе знаменитой оды «Бог», переведенной на многие европейские языки.
 
Интересно, что Боровиковский одним из первых среди русских художников стал писать простых людей. Всмотритесь в портрет Христиньи, которую художник увидел в имении Львовых. Сколько в ней доброты и обаяния, как грациозно она носит праздничный крестьянский убор.

Но основной успех у публики снискали женские портреты Боровиковского. В 1797 им был написан «Портрет М.И. Лопухиной», ставший одним из известнейших женских образов русского искусства. Мария Ивановна Лопухина - представительница древнего рода Толстых, давшего России много государственных деятелей. Её братом был скандально известный дуэлянт Федор Толстой, прозванный Американцем. На портрете Марии 18 лет; природой ей было отпущено еще всего 6 лет жизни, но гениальная кисть художника сохранила её женственность и красоту, непосредственность и жизнерадостность на века.
 
Боровиковский любил писать молодых дворянок на фоне природы, которая становилась важнейшим элементом портретов, позволяя мастеру создавать неповторимые по обаянию образы.

Художник создавал портреты в период правления трех российских императоров: Екатерины II, Павла I и Александра I. У некоторых представленных на его полотнах сановников очень интересная судьба. В этом отношении любопытен «Портрет князя А.Б. Куракина», написанный в 1802 году. В детстве Александр Куракин воспитывался вместе с великим князем Павлом Петровичем, к которому сохранил на все жизнь теплые отношения. Он получил прекрасное образование в России и за границей, учился в Лейденском университете. Быстро выдвинулся на государственной службе, получив престижную должность обер-прокурора Сената. Но из-за дружеских отношений Куракина с наследником престола императрица относилась к нему предвзято и нашла повод отправить его в отставку.

Когда Павел стал императором, он вернул друга детства ко двору, назначив вице-канцлером и наградив высшими российскими орденами. Но у Павла I, как известно, от любви до негодования всегда был один шаг. И в 1798 году Куракин снова был отправлен в отставку. Затем опять вернулся в столицу и занял прежнюю должность. При Александре I он уже не имел такого веса при дворе, но император ему доверял и поручал выполнять отдельные дипломатические поручения. А вот вдовствующая императрица Мария Федоровна сохранила к Куракину теплые чувства и даже распорядилась установить после его смерти на могиле памятник с надписью: «Другу супруга моего».
 
К старости Боровиковский снова стал тяготеть к религиозной живописи. Им было написано несколько прекрасных портретов деятелей Русской православной церкви. Мастер много работал над оформлением интерьера Казанского собора в Петербурге, выполнив шесть образов для Царских врат и четыре образа для иконостасов. В 1819 году Владимир Лукич вступил в религиозный кружок «Союза братства», для которого написал ряд религиозных композиций и портретов членов кружка.
 
Жизнь прекрасного художника Владимира Лукича Боровиковского оборвалась 4 апреля 1825 года. Похоронили его на Смоленском кладбище. Но живут созданные им портреты, помогая лучше узнать и понять то великое и трагическое время, когда творил мастер.
 
---
 
Автор: Владимир Рогоза
Источник: ШколаЖизни.ру
Категория: Арт | Просмотров: 938 | Добавил: Mao | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0

Комментарии
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
GA





Enter
Логин:
Пароль:
География "Умехи"
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи


    12.060