У велосипеда сотни миллионов поклонников. Правда, есть и такие, что никак не могут научиться уверенно держаться на столь неустойчивом аппарате. Что ж, есть простой выход. Давайте соединим между собой два велосипеда при помощи весьма несложного приспособления. Получим своеобразный «велокатамаран» — устойчивую четырехколесную машину для двух седоков и немалого груза (рис. 1).
Левый по ходу движения велосипед пусть занимает опытный велосипедист, а правый — начинающий, и оба дружно или по очереди крутят педали. Для семейных поездок такой экипаж просто незаменим. Еще одно достоинство — собрать и разобрать экипаж можно за пять минут. Так что проблема гаража пусть вас не волнует.
Какие же велосипеды годятся для велокатамарана? Удобнее всего, конечно, дорожные, имеющие высокий руль и мягкое седло. Для облегчения посадки раму лучше выбрать без верхней трубы, например, как у велосипеда «Кама». Но можно взять и самую обычную. Дополнительные детские сиденья и багажники лучше подвесить на распорные втулки, соединяющие велосипеды, чтобы не мешать управлению и работе педалями.
Подберите три или четыре распорные втулки, соединяющие велосипеды (рис. 2), в зависимости от конструкции рамы. Их можно изготовить из алюминиевых трубок длиной 700, диаметром 22 мм от старой раскладушки (1). По концам трубок запрессовываются заглушки из прочной породы дерева (3). А в них, правда засверлив, вставляются резьбовые шпильки М8 (2). Каждая шпилька крепится, в свою очередь, к трубкам стальными штифтами диаметром 3 мм (4), которые снаружи расклепываются.
Места расположения распорных втулок показаны на рисунке 3. Передние (2) две или одна, в зависимости от рамы, крепятся (рис. 4) болтами и гайками М8 через отверстия, просверленные в трубах рамы вблизи от рулевой колонки (1).
Задняя верхняя втулка (3) вставляется в отверстия (рис. 5) на месте винтов, крепящих седла (1) на рамах велосипедов (2), нижняя задняя (2) — в отверстие задней вилки (1) вблизи от оси колеса (рис. 6).
Затянув гайки, вы убедитесь, как на глазах велосипеды превратятся в единый агрегат, прочный и устойчивый.
Один из важных элементов нашей конструкции — устройство, синхронизирующее поворот передних колес (рис. 7). На руле (1) каждого велосипеда крепится стальная пластина (2). Для этого используются болты с гайками, служащими для затяжки руля. Крепление должно быть достаточно жестким и выдерживать усилия, прилагаемые к рулю. Пластины шарнирно соединяются между собой тягой (3). Таким образом при отклонении руля одного велосипеда руль второго автоматически поворачивается на тот же угол.
Если же на ваших велосипедах имеются передние багажники — проблема еще более упрощается. Соединив багажники шарнирно закрепленной тягой, получим отличный синхронизатор.
Для установки детских сидений к задним багажникам велосипедов нужно прикрепить дополнительные трубки. А багажная сумка расположится в средней части «велокатамарана», между велосипедами, закрепленная на двух верхних распорных втулках.
В соответствии с правилами движения экипаж необходимо оснастить еще велосипедной фарой, питающейся от батарейки.
Напомним, грузоподъемность одного велосипеда без учета седока при скорости передвижения 25—30 км/ч составляет 50—60 кг. А соединенные в блок, они позволят взять в дальнюю поездку одного-двух малышей и немалое количество багажа.
Особой подготовки спаренный велосипед не требует. Садитесь и крутите педали. Ведь наш велокатамаран избавил вас от усилий для поддержания равновесия. А управлять велосипедом можно поочередно, давая напарнику отдохнуть. А чтобы мышцы меньше уставали, отрегулируйте положение руля и седла. Установите их так, чтобы тело при езде не слишком сгибалось.
Для облегчения вращения педалей установите туплексы: специальные ремни, которые позволяют не только нажимать на педаль, но и подтягивать ее носком ноги, когда она идет вверх. Так меньше будет «холостых ходов». На столь устойчивой конструкции туплексы не принесут никаких неприятностей. Ведь падение практически исключено.
Наш экипаж обладает еще одним достоинством, особенно важным для начинающих. На нем легко регулировать нагрузку. Установив специальный спидометр — «велометр», отсчитывающий пройденные километры и показывающий скорость, можно составить для себя график зависимости частоты сердечных сокращений от скорости движения. Имея его, вы всегда сможете дозировать нагрузку на организм. Интенсивность нагрузки в зависимости от скорости приведена на рисунке 8.
Напомню, специалисты рекомендуют для поддержания здоровья ежедневно совершать часовые поездки со скоростью 18 км/ч.
Рисунки С. Завалова |