В свое время на одной из лекций в Московской школе грибоводства появился коренастый и крепкий, как белый гриб, человек лет тридцати. Общительный, он сразу нашел подход к уже сложившемуся коллективу. Так после первой встречи Николай Суслов из Самары стал полноправным членом грибоводческой семьи.
Летом того же года на совете Межрегиональной ассоциации грибоводов мы встретились с ним вновь. Николай хотя и изменился внешне — этакий респектабельный господин, но остался по-прежнему весельчаком и балагуром. В перерыве между заседаниями мы разговорились.
—Я слышала, будто кроме выращивания грибов вы решили выпускать полуфабрикаты — засеянные мицелием блоки?
— Да, хотим попробовать. На днях вот запускаем машину, которая будет производить до 100 кг засеянного субстрата в минуту.
— Это где же такую раздобыли? Поди, в Голландии?
— Нет, на иностранную технику не потянули — дороговато и много волокиты с доставкой в Россию. Сконструировали свою и собрали машину на заводе. Работает нормально, не хуже импортной. Ведь фирма у нас не чисто грибная, а многопрофильная — стройматериалы, металлоконструкции.
— Как-то одно с другим не вяжется, грибы и металлоконструкции.
— Так вот повернулось. Сначала-то были только металлоконструкции. Грибы потом появились. Мы арендовали помещение на одной из птицефабрик, а тамошний управляющий занимался выращиванием вешенки, ну и меня «заразил» этими грибами.
Начали с малого, а когда поняли, что грибоводство — дело выгодное, стали расширять производство. И теперь грибы фактически перепрофилировали фирму почти на 90 процентов, полторы — две тонны вешенки в месяц даем, а выращиваем ее круглый год.
— Значит, выращивать грибы выгоднее, чем делать стройматериалы и металлоконструкции?
— Скорее рентабельнее, а главное, интереснее. Я не перестаю удивляться: на совершенно бесполезных отходах вдруг вырастают вкусные, питательные и красивые грибы.
— А какие отходы вы используете?
— Солому плюс добавки.
— Какие же?
— А это уже секрет фирмы. Могу только сказать, что мы используем отходы местного кондитерского производства.
— Николай, я знаю, что один из больных вопросов в грибном бизнесе — сбыт продукции, особенно в нашей стране. Грибы настолько дороги, что не по карману покупателю даже среднего достатка. Тем более вешенка. У нас этот гриб практически не знают, да и внешне он на поганку смахивает. И вообще, в силу сложившихся традиций в России как-то не принято покупать грибы — в лес сходить, это да. Так как у вас со сбытом?
— Действительно, продать вешенку не легче, чем вырастить. Люди еще не привыкли и не знают, насколько гриб вкусен и полезен. Приходится рекламировать, разъяснять. А идут наши грибы как в магазины, так и на переработку на консервный завод, сейчас вот договариваемся с колбасным цехом. Колбаса с грибной добавкой — деликатес.
Конечно, белые грибы предпочтительнее вешенки. Только где их взять? В лес не всякий пойдет, да и грибов там с каждым годом все меньше и меньше, а на рынке грибы покупать опасно. Не известно, где их собирали и что они в себе содержат. С экологией у нас, все знают, как. Грибы же имеют свойство вбирать в себя всю «заразу» — что из земли, что из воздуха. Не случайно почти каждое лето случаются отравления.
А искусственно выращенные грибы экологически чистые. Растут они на стерильном субстрате в закрытых помещениях. Никакой химии по технологии не полагается. И санитарные врачи с нас глаз не спускают.
Так что будущее за культивируемыми грибами. На Западе они давно привычный продукт питания.
— Но вернемся к началу разговора о блоках. Зачем вам еще и этим заниматься?
— Как зачем? Во-первых, расширяем производство — это в бизнесе основа основ, а во-вторых, даем возможность другим выращивать грибы без особых хлопот.
Самое трудоемкое в грибоводстве — это приготовление субстрата, а самая ответственная операция — посев мицелия, который должен проводиться в стерильных условиях. Для многих грибоводов такие условия создать сложно, а любителям практически невозможно. Другое дело — готовый субстратный блок, уже с мицелием. Вы ставите его в помещение, где поначалу даже свет не нужен, в течение примерно двух недель поддерживаете определенную влажность и температуру — сначала 25—27°, затем 15—18°, а потом собираете грибы. Поскольку вешенка плодоносит «волнами», урожай собирают не один раз, а два и даже больше. Первые две «волны» — самые урожайные. И в промышленном грибоводстве вешенку собирают только дважды. А у любителей грибы могут плодоносить до 6 раз в зависимости от условий.
— Замечательно. Значит, покупателю выгодны такие блоки?
— Думаю, даже очень. Давайте посчитаем. Субстрат, засеянный мицелием, мы продаем по цене 1600 руб. за 1 кг. Блок (вес около 20 кг) упакован в перфорированный полиэтиленовый мешок (из отверстий потом и вылезают «сростки» грибов). Выход продукции обычно составляет 20% от массы субстрата — за 2 «волны» это будет 8 кг грибов. На рынке вешенка сейчас идет по цене в среднем 20000 руб. за 1 кг. Значит, вы экономите 20000х8-1600х20=128000 руб. Правда, из этой суммы надо еще вычесть транспортные расходы и затраты на содержание блоков в помещении. Кстати, если покупатель берет не один-два блока, а партию, не меньше 10 т, то фирма доставляет ее сама в радиусе до 1000 км. Нам, конечно, выгоднее иметь дело с оптовыми покупателями, но если приедет грибовод с ручной тележкой, то и ему отказа не будет.
— И качество фирма гарантирует?
— А как же! Все исходные сырьевые материалы проходят анализ на качество, и мицелий мы закупаем у известной французской фирмы.
— Ну, что же, надо полагать, дело у вас пойдет. А конкуренции не боитесь? Вдруг, да на ваших блоках начнут выращивать грибы еще сотня-другая предпринимателей?
— Конкуренция — вещь полезная, покупатель от этого только выиграет, да и государство тоже.
От себя могу добавить, что полностью согласна с Николаем. Будем ждать, когда он и другие грибоводы развернутся в полную силу и каждый житель нашей страны сможет выращивать или покупать вкусные грибы.
Далее >>>
Вся серия статей "Бизнес на грядке"
• Часть - 1. С чего начать? Выращиваем помидорную рассаду.
• Часть - 2. Летники на продажу.
• Часть - 3. Горек лук, да хороший друг.
• Часть - 4. Земляничный бизнес.
• Часть - 5. Летний букет.
• Часть - 6. Смородина без особых затрат.
• Часть - 7. Универсальный овощ.
• Часть - 8. Рассада капусты на продажу.
• Часть - 9. Ревень - из прошлого в настоящее.
• Часть - 10 (I). Две тонны вешенки в месяц.
• Часть - 10 (II). Выращивать грибы? А почему бы и нет.
• Часть - 11. Зимние букеты готовят с весны.
• Часть - 12. Пряные травы на продажу.
• Часть - 13. Конвейер зеленого лука из открытого грунта.
• Часть - 14. Конвейер зеленого лука в теплицах. |