Выделку керамической посуды мы привыкли связывать с гончарным кругом, а изготовление глиняных фигурок — с обычной лепкой. Но есть и другие способы, и среди них — шликерное литье. Оно дает возможность с большой точностью передавать тончайшие детали, особенно когда нужно изготовить несколько совершенно одинаковых тонкостенных сосудов или небольших скульптур.
Шликер — это глина, разведенная водой до состояния, напоминающего густые сливки. Гипсовая форма, в которую наливают шликер, вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы равномерно оседает на внутренних поверхностях формы, образуя стенки будущего изделия. Излишек шликера сливается из формы. После высыхания полое глиняное изделие извлекают из формы, досушивают, а потом обжигают. Такова в общих чертах схема шликерного литья...
Изучение микроструктуры рыбьей чешуи помогло ученым раскрыть один секрет. Речь идет о свойственной рыбам радужной раскраске. Своей опалесцирующей особенностью — тонким переливом красок — чешуя обязана... обычному мелу — углекислому кальцию. Входя в состав рыбьей чешуи в сочетании с органическими соединениями, он образует кристаллы, дающие двойное лучепреломление. Именно это и определяет характерный перламутровый оттенок чешуи. Рыбаки прошлого умели, еще не задумываясь о физико-химической сущности явления, извлечь из него практическую пользу. Трудно сказать, кто и когда впервые обратил внимание на то, что во время массового лова, когда на палубу из наполненных сетей высыпают серебристую копошащуюся массу, вода, стекающая за борт, опалесцирует, словно рыбья чешуя. В некоторых странах из чешуи рыб сотни лет назад стали получать жемчужную, или «восточную», эссенцию, применяемую для имитации жемчуга. Сегодня «жемчужный пат» (так называют это вещество) идет на окраску бумаги, кожи, стекла, пластмасс. Широко освоено производство перламутровых лаков для ногтей и губных помад...
Основная часть печи — рабочая камера, или муфель, выполненный из огнеупорной глины. Его внутренние размеры 210х105х75 мм, а толщина стенок — 10 мм. Вылепливают его по заранее изготовленной форме. Это может быть коробка из картона, пропитанного стеарином. Глина наносится на нее изнутри. Если лепить снаружи, может образоваться трещина: ведь глина при сушке дает довольно большую усадку. Из той же глины следует вылепить и керамический элемент дверцы. После сушки на воздухе обе глиняные детали помещают в обычную промышленную школьную муфельную печь и досушивают в течение двух часов при температуре около 100° С. Далее их обжигают, постепенно повышая температуру до 900° С. Затем печь выключают и дают ей медленно охладиться вместе с деталями...
Изделия из сырой глины станут долговечными, если их обжечь. Для этого нужна печь с температурой до 950° С. Сегодня мы расскажем, как из бытовой электрической плитки сделать муфельную печь. К слову сказать, ее можно применять не только для обжига керамики, а и для термической обработки стальных изделий, инструмента, плавки многих металлов и сплавов.
Посмотрите на рисунок. На плитке донышком кверху установлен цилиндрический колпак. Он-то и образует рабочую камеру. Колпак показан в сечении, поэтому хорошо видны слои, из которых он составляется. Внутренний слой образует глубокая чашка из огнеупорной глины (шамота). Глину вы можете достать в небольших котельных, где она используется для обмазки котлов. Чашка изготавливается в картонной форме, пропитанной изнутри парафином или стеарином, чтобы форма не прилипала. Толщина глиняного слоя до 10 мм...
Кожа — один из самых универсальных материалов, применяющихся человеком с глубокой древности. Мягкость и эластичность, прочность, способность легко окрашиваться — все это делает кожу ценным материалом, идущим на изготовление многих бытовых вещей. За многовековую историю мастера разработали множество оригинальных приемов декоративной обработки кожи. Сегодня мы расскажем о получении высокого рельефа на коже способом ручного тиснения.
Для работы потребуются копировальная игла, подрезные ножи, металлические и деревянные стеки, пуансоны.
Копировальную иглу, применяемую для перевода рисунков, можно сделать из толстой швейной иглы. Забейте иглу в деревянную рукоятку, а затем закруглите и отполируйте кончик, который должен плавно скользить по поверхности кожи, не царапая ее...
В Третьяковской галерее или на репродукциях вам, вероятно, приходилось видеть картину Василия Верещагина «У дверей Тамерлана». Художник до мельчайших деталей изобразил поразивший его своей красотой резной орнамент, относящийся к одному из лучших образцов восточного искусства. Это ислими — так узбекские мастера называют вид резьбы, широко развитый в Средней Азии. В Самарканде, Бухаре, Коканде, Ташкенте и других городах Узбекистана искусной орнаментальной резьбой украшали двери, колонны, карнизы, шестигранные и восьмигранные столики и табуреты, шкатулки, рамки, портсигары и другие изделия из дерева. Искусством архитектурной резьбы славились мастера Хивы. Старинная резьба и сейчас придает неповторимый облик этому древнему городу...
В Загорском музее-заповеднике хранится деревянный висячий рукомойник, выполненный в позапрошлом веке архангельским умельцем-древоделом. Многим посетителям невдомек, что рукомойник этот вместе с фигурной цепью, на которой его подвешивали, выполнен из единого куска дерева.
В различных областях России, на Кавказе, в Средней Азии подобным образом мастера вырезали оригинальные ковши с цепью на конце ручки, такие же ложки, черпаки. В этих изделиях они не только демонстрировали высокое мастерство и неисчерпаемые возможности пластической обработки древесины, но и преследовали сугубо практическую цель — ведь такие изделия всегда были намного прочнее клееных...
Олово теперь стало привычным металлом, но в XVI—XVII веках оно вывозилось в Россию из других стран и ценилось довольно высоко. Тонким слоем олова покрывали железные изделия, чтобы предохранить их от ржавчины. Из легкоплавкого серебристого металла отливали русские мастера посуду с рельефными украшениями. Поверхность изделий из мягкого, податливого олова легко обрабатывалась резцом. Поэтому отлитые изделия часто украшались гравированными орнаментамии надписями затейливой старославянской вязью. Много образцов оловянной посуды хранится в Историческом музее в Москве.
Из-за хрупкости олова ажурное литье из него применялось чаще всего в тех случаях, когда отливки крепились на основании из более прочного материала, например на дереве. Отлитые в мастерских ажурные полоски и бляшки с низким узорным рельефом набивали мелкими гвоздями на стенки деревянных ларцов и рам для зеркал...
Чеканка — искусство кропотливое. Медь или латунь, смотря с чем чеканщик работает, сначала отжигают, потом на листе размечают рисунок и кладут заготовку на эластичную подложку из смолы или вара. Специальным молоточком нужно так ударить по чекану — прочному металлическому стержню, чтобы он выдавил на листе линию нужной глубины. Удар должен быть точным, чтобы не нарушить рисунка, и несильным, чтобы не пробить пластину. Трудная работа. Вот я и подумал, как ее облегчить, механизировать по мере сил. Конечно, искусство потому и искусство, что идет от неповторимой индивидуальности художника. Руки мастера никаким автоматическим станком не заменишь. А усовершенствовать орудия труда можно. Например, с помощью станка, который я сделал, легко нанести контур по индивидуальному рисунку. Завершить его потом значительно быстрее и легче, чем чеканить вручную с самого начала.
Бывает, вам жалко выбрасывать старый журнал только потому, что в нем есть понравившаяся картинка. Иногда вы ее вырезаете и храните где-нибудь в папке, в стопке каких-нибудь бумаг и в конце концов при очередной уборке все равно выбрасываете. А между тем есть способ не только сохранить такие картинки надолго, но и украсить ими свой уголок. Способ этот довольно прост. Причем он позволит продлить век и домашних фотографий.
Начнем с самого простого. Возьмите небольшую дощечку и лобзиком выпилите из нее прямоугольник, соответствующий размерам картинки. Напильником обработайте лицевую поверхность, придав ей едва заметную выпуклость. Потом обработайте поверхность грубой, а затем мелкой шкуркой...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи