Суббота, 28.05.2022, 05:04 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [503]
Дела строительные [458]
Дизайн, интерьер [728]
Домашнему мастеру [2109]
Женсовет: рукоделие+ [992]
Здоровье, Красота [607]
Игры, игрушки [334]
Мебель [274]
Моделирование [272]
На кухне + Рецепты [926]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [142]
Оптика [73]
Работы с деревом [455]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [235]
Свое хозяйство * [2013]
** Обустройство [443]
** Парники, Теплицы [52]
** Приспособления [242]
** Цветы, Флористика [260]
** Деревья, Кустарники [234]
** Овощи [161]
** Бахчевые [26]
** Бобовые [19]
** Зелень и Приправы [115]
** Грибы [24]
** Болезни и Вредители [132]
** Кладовая (Закрома) [233]
** Птицеводство [73]
** Животноводство [99]
** Пчеловодство [22]
** Водоём [24]
Сотовые телефоны [43]
Спорт, снаряды [279]
Статьи Владимира Мао [141]
Транспорт и около [406]
Туризм, рыбалка, охота [533]
Экономим [168]
Это интересно! [907]
Только кулинария [3755]
Утилизация в РФ [7]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [1]
GA





 Сборник
Главная » Статьи » Домашнему мастеру

Контурная резьба

Контурная резьбаХдожественная резьба по дереву — один из наиболее древних видов декоративного искусства. За долгую историю существования было создано немало разновидностей резьбы. Наибольшее разнообразие можно видеть в плоскорельефных резьбах. Среди них известны трехгранно-выемчатая (геометрическая), заоваленная с подушечным и подобранным фоном (например, кудринская), рельефная и контурная.

Контурная резьба встречается на деревянных изделиях многих народов нашей страны. Узор в ней передается углубленными линиями. Ширина и глубина прорези чаще сохраняется одинаковой на всем протяжении рисунка, но может быть и различной, в зависимости от художественного замысла. В первом случае резьба выглядит несколько суховато, во втором — различие ширины и глубины прорезных контуров создает определенную пластичность узора. На первый взгляд эта резьба кажется удивительно простой. Но выполнить ее качественно можно, лишь освоив целый ряд приемов геометрической и кудринской резьб.

Проследить самостоятельную историю развития контурной резьбы не представляется возможным, так как она главным образом входила составной частью в другие виды. Например, мастера кудринской резьбы для контраста с закругленными лепестками, листочками, завитками вводят углубленные контурные штрихи, параллельные или прочерченные крест-накрест прожилки на листьях, сердцевинки цветов, части плодов, отдельные детали в изображении птиц, рыб, животных. В таком соседстве контурная резьба встречается значительно чаще, чем в самостоятельном виде.

Однако известно немало произведений народного творчества, в которых контурной резьбой с большим искусством выполнены геометрические и растительные орнаменты, изображения зверей и птиц. А на ярославских прялках первой половины XIX века контурными в сочетании с ногтевидными порезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: чаепития, выезды, свидания, танцы. Чтобы повысить выразительность контурной резьбы, в последние годы изделия стали тонировать в темные, нередко черные тона, на которых контурные углубления смотрятся весьма звонко.

Редкая выставка самодеятельного художественного творчества обходится без резьбы по черному фону, или, как ее чаше называют, по черному лаку. Художника здесь привлекает то, что сразу виден результат работы. Была черная блестящая поверхность, и вдруг от легкого движения резцом засверкала чистая белая линия, за ней другая, и так шаг за шагом оживает вся композиция.


Резные композиции по черному лаку

Правда, в этом виде работ самодеятельные мастера нередко выбирают сюжеты, не соответствующие стилю контурных узоров. Встречаются, например, вырезанные на черных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого сходства отдельных приемов путают с линогравюрой.

На самом деле контурная резьба на черном или светлом фоне — это самостоятельный вид художественной обработки дерева, который имеет свои, присущие только ему, декоративные средства выражения. Чтобы предостеречь самодеятельных художников от подражания линогравюре, чтобы они могли почувствовать красоту этой резьбы, мы предлагаем искать сюжеты не в репродукциях с живописных полотен, гравюр и тем более не в фотографиях, а в специальных изданиях — иллюстрированных альбомах по народному декоративно-прикладному искусству, в книгах по искусству орнамента.

Порядок работы

Основой контурной резьбы служат углубленные линии. Их режут полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом. Наиболее проста в исполнении и в то же время выразительна резьба, выполненная косым ножом и полукруглыми стамесками. О приемах работы этими инструментами здесь и пойдет речь.

В контурной резьбе в отличие от геометрической или кудринской нет каких-то определенных декоративных фигур. Поэтому мы ограничимся рассказом о том, как выполнить основные штрихи-прорезы.

Работа разбивается на несколько этапов: подготовку основы, выбор композиции, перевод рисунка на заготовку, непосредственно резьбу, отделочные операции. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Подготовка основы. В качестве основы лучше всего подходят лиственные породы — липа, осина, береза, ольха. Хвойные практически не применяются из-за выраженной текстуры древесины и из-за различной твердости годичных слоев.

Однородную без пороков заготовку нужно чисто выстрогать и подготовить под резьбу. Если фоном будет служить светлое дерево, дощечку достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на темном фоне, заготовку нужно затонировать. Чтобы получить блестящую поверхность, древесину покрывают черным лаком, а когда он высохнет, полируют политурой. Когда используются простые, широко распространенные красители — тушь, гуашь, темпера, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцовокислый калий и прочее,— поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и тоже отполировать. Интересные цветовые решения изделий с резьбой можно встретить у мастеров Прикарпатья. Под свою национальную яворовскую резьбу они тонируют деревянную основу не только в черный, но и в красный, зеленый, синий или коричневый цвета. Такой прием можно рекомендовать и для контурной резьбы.

Для дальнейшей работы заготовку нужно прочно закрепить в зажимах верстака или с помощью державок. Державки — это строганые дощечки. Прибитые к верстаку, они охватывают и прочно удерживают заготовку.

Выбор композиции. Композиция произведения составляется с учетом декоративных особенностей резьбы и характера предмета, на который она будет нанесена. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными, четкими. Их можно выполнить, как обычно, одной линией. В этом случае, выбирая канавку, нож пойдет справа и слева от линии. Рисунок может быть сделан и двойной линией, намечающей след движения ножа.

Первые зарисовки лучше брать с образцов, приводимых в литературе по резьбе. В дальнейшем, по мере накопления опыта, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.


Узор геометрического характера с циркульными контурными деталями

Если резьба выполняется на светлом фоне, изображение прорисовывается на белой бумаге темными линиями. Если заготовка тонированная, рисунок выполняют на цветной бумаге гуашевыми белилами.

Перевод рисунка. Перенести изображение на заготовку можно двумя способами: с помощью копировальной бумаги черной или цветной в зависимости от фона и с помощью шариковой ручки без пасты, передавливая контуры изображения на деревянную поверхность.

Технология резания. Процесс резьбы разбивается на две стадии — надрезание и подрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание. Затем идет подрезание: положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делают подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная деревянная полоска — «соломка».

Нужно стремиться к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов и все повторяют сначала, глубже входя в дерево.

Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки в запасе иметь одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Если в орнаменте много завитков, деталей с небольшими окружностями, лучше их вырезать полукруглой стамеской. Стамеску зажимают в кулаке с небольшим наклоном к центру. Острая кромка ставится в 1—1,5 мм от внутренней линии круга. Лезвие с нажимом углубляется в дерево на 3—-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идет до тех пор, пока линия не замкнется. Так делается надрезание. Подрезание выполняется той же или несколько более отлогой стамеской: отступают на 1—1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в дерево немного отклоненную от центра стамеску и несколькими движениями срезают соломку. Если радиус скругления невелик, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным уголком, тогда как другой уголок должен выходить наружу. Это позволяет даже с небольшим набором стамесок вырезать закругления разных радиусов. (Этот прием применим не только в контурной, но и в более сложной — рельефной резьбе.) Если же полукруглых стамесок нет в распоряжении начинающего мастера, окружности вполне можно резать косым ножом. Только надо иметь в виду, что чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30°). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу.

Первое время мастеру нужно будет часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Для этого ее приходится вынимать, переставлять и вновь зажимать в державках. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку во время работы не трогать, чтобы резать в любом направлении без остановки. Вот, кстати, почему, выполняя контурную резьбу, резчик обычно стоит — в этом положении больше свободы движений. А в контурной резьбе плавность, непрерывность линий — одно из условий художественного исполнения узора.


Разновидности державок


Разновидности косого ножа


Наклон ножа при вырезании «соломки»


Варианты подготовительного рисунка:
а) контур одиночный, штриховыми линиями показаны следы движения ножа,
б) двойной контур, каждая линия — след движения ножа

Отделка произведения. Как уже говорилось, композиция может быть выполнена на заранее тонированной и полированной поверхности. В этом случае никакой дальнейшей обработки не требуется. Если же узор резали на светлой древесине, ее нужно защитить прозрачным лаковым покрытием. Для этого поверхность предварительно шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если изделие точеное, лучше его шлифовать (а затем и покрывать лаком) зажатым и вращающимся в станке. А это значит, что выточенное изделие не надо сразу срезать с заготовки, а сначала снять, нанести резьбу, вновь зажать в станке, отделать, высушить и лишь тогда окончательно срезать.

В зависимости от назначения предмета выбирают и вид отделки. Поверхность можно отлакировать до блеска. Можно, наоборот, сделать ее матовой, протирая резьбу жесткой кистью жидко разведенным лаком. Перед прозрачным покрытием шлифованную поверхность резьбы можно затонировать, подкрашивая только фон, или же и фон и углубленные линии. Лак наносят на хорошо просохшую поверхность.

Первые работы начинающие художники обычно делают на плоских дощечках. Но в дальнейшем можно декорировать точеные, долбленые и строганые изделия: кружки, блюда, конфетницы, шкатулки, аптечки, детскую мебель и многое другое. В этих работах контурная резьба может выступать самостоятельно и дополнять иные виды работ.

Литература:
Абросимова А. А.. Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., «Высшая школа». 1978.
Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., «Советский художник». 1968.
Левин Л. П. Резьба по дереву. М., 1957.
Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины. (Пер. с англ. В. И. Синюкова). М., «Просвещение», 1979.
Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа». 1978.
Основы художественного ремесла. Под ред. В. А. Барадулина. М., «Просвещение», 1979.
Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М., «Искусство», 1974.

Категория: Домашнему мастеру | Добавил: Mao (23.10.2015) | Автор: А. Хворостов
Просмотров: 2450 | Теги: резьба по дереву, Контурная резьба | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0

Комментарии
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
GA





Enter
Логин:
Пароль:
География "Умехи"
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи


    12.060