Сделать своими руками украшения из древесных спилов не очень сложно и при определённых навыках под силу почти каждому.
Выбор древесины
Для изготовления поделок подходит древесина плотная, тонкослоистая и совсем не годится рыхлая или пористая. Обычно заготовками служат срезы стволов, веток, наростов засохших деревьев или срезы с вывороченных пней, долго пролежавших на поверхности земли.
Из древесных пород прекрасным материалом для украшений считается можжевельник. Растёт он и на юге — в Крыму и на Кавказе, и далеко на севере — на Кольском полуострове. Хороша для этих целей старая сирень, древесина у неё со временем приобретает тёмно-сиреневую окраску. Подходит для работы древесина плодовых деревьев, обычно это повреждённые ветки. Красивые пластинки можно получить из высохших пней сосен, правда, обрабатывать их иногда нелегко — мешает смолистость дерева. Нарядная, с прожилками древесина у наростов осины, но она неоднородна, в ней может быть много внутренних изъянов и даже выгнивших участков, затрудняющих изготовление. Рыжеватая, переливающаяся как перламутр древесина у наростов ольхи. Подходят для создания украшений и наросты на берёзе, особенно капы. Рисунок волокон капа очень красив, его часто сравнивают с мрамором.
Из южных пород можно обратить внимание на скумпию, пробковый дуб, миндаль, виноград. Особым свечением отличается древесина белой акации. В целом древесина южных пород деревьев из-за более сухого климата бывает плотнее, с тонкими годовыми кольцами, да и окрашена она богаче, чем древесина пород, растущих в средней полосе.
Снаружи заготовка может быть невзрачна и покрыта корой. Придётся не раз пилить, чтобы найти красивый внутренний рисунок, который образуется, как правило, благодаря годовым кольцам, лучам, различной окраске ранней и поздней древесины. Более нарядная расцветка обнаруживается обычно во внешне корявом, а может, даже частично повреждённом участке ветки или ствола. Определённую окраску с оригинальными отверстиями в древесине придаёт грибок.
Изготовление украшений
Для работы потребуются мелкозубая пила или ножовка по металлу. Срезы ножовкой более ровные, без глубоких царапин. Интереснее смотрятся косые срезы: в них сильнее отражается направленный световой поток. Торцевые срезы, наоборот, рассеивают свет.
Вначале заготовку нарезают на пластины и выдерживают в полиэтиленовом пакете, не давая быстро сохнуть поверхностям, чтобы их не разорвали трещины. Напильником придают срезу требуемую форму, поверхность тщательно обрабатывают шкурками с различной зернистостью абразива. Отделка завершается многократным покрытием бесцветным мебельным лаком и полировкой. При первом покрытии лаком пропитывается верхний слой древесины, она набухает, и поверхность становится неровной, выявляются до этого незаметные мелкие царапины и вмятины. Приходится снова обрабатывать мелкой шкуркой, возможно даже не один раз, и покрывать тонкими слоями лака, растирая каждый слой тампоном. А можно поступить и по-другому: после первоначального покрытия лаком и устранения дефектов погрузить изделие в густой лак. Впитываясь в древесину, лак проявляет рисунок дерева и меняет его окраску.
Для лучшего проявления внутреннего рисунка древесины иногда используют тонирование — подкрашивание естественными красителями, например отваром луковой шелухи.
Не забудьте, что у готового изделия гладкой и отлакированной должна быть не только лицевая, но и обратная сторона.
Подвешивают кулон на шнурок или цепочку, которые продевают во вклеенное металлическое колечко либо в просверлённое в изделии отверстие. Брошку крепят к одежде с помощью вклеенной в прорезь английской булавки.
Украшения из различных пород дерева. У всех украшений сохраняется естественная окраска жёлто-оранжево-коричневой гаммы оттенков: 1, 4 — кулоны из нароста ольхи; 2 — «рыбка» из корня сосны; 3 — кулон из жёлтой акации; край — коричневая кора, следующий за ней светлый слой — живая древесина; совсем тёмное пятно вверху — давно отмерший сучок; на срезе хорошо видны годовые кольца; 5 — брошка из разветвления двух веток пробкового дуба; видны не годовые кольца, а лучи и разная степень поражения древесины грибком; 6 — кулон из нароста осины, чёрные места — начало разрушения древесины, что затрудняет обработку; 7 — кулон из южной белой акации; светлая полоска — не изменение окраски, а место более интенсивного отражения; 8 — серьги и кулон из небольшого нароста ольхи; 9 — кулон из сливы; тёмные овалы — возможно, ожоги в суровые морозные зимы; 10 — кулон из двух пород дерева; по краю — срез сирени, внутри — срез осины; 11, 15 — кулоны из южных пород деревьев; 12, 16, 18, 21 — кулоны из можжевельника; на срезе горного крымского можжевельника (21) можно насчитать 90 годовых колец; на срезе можжевельника (12) — более 110; 13 — подвеска-колечко из сливы; 14, 19, 20 — кулоны из жёлтой подмосковной акации; 17 — кулон из пробкового дуба с характерными для этой древесины лучами.
Автор: Кандидат технических наук Андрей Осадчий, Фото автора |