Четверг, 25.04.2024, 15:10 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
Авиа и Космос [30]
Арт [123]
Архитектура [0]
Бизнес и е-Бизнес [8]
Вестник Гондураса [23]
Видео [12]
ВНИИСПК [0]
Военная техника [13]
Военные хитрости [17]
Ворчалки [6]
Вылазки [6]
Деньги [2]
Дневники пользователей [0]
Еда [7]
Ж/Д техника [1]
Из истории [2]
Интернет [12]
Казусы [8]
Лохотрон [3]
Мирная техника [0]
Новости [14]
Оружие [9]
Прикольное [15]
Разная писанина [26]
Разные интересности [34]
Религия [1]
Скрипты для сайтов [99]
События [9]
Страшные сны [4]
Техноген [3]
Флот [23]
Хорошие вещи [2]
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
 Блог
Главная » 2013 » Сентябрь » 9 » Сердце корабля
15:34
Сердце корабля
Сердце корабляВозможно, первый судовой двигатель появился так. Наш да­лекий предок, усевшись на упав­шее в поток бревно, решил пере­правиться на другой берег реки. Загребая воду ладонями, как ве­слами, он сочетал в себе и пер­вый двигатель — в одну «челове­ческую» силу — и первый движи­тель, которым являлись его руки. Но постепенно люди, изучив за­коны природы, поставили их се­бе на службу. Ветер, вода и, на­конец, пар отчасти заменили силу мышц. На смену веслам пришел парус, а парус начала вытеснять машина...
 
Идея создания парового двига­теля возникла более двух тысяч лет назад. Греческий ученый Герон, живший в Александрии, сконструировал оригинальную паровую машину.
 
В XV веке ге­ниальный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Вин­чи описал первую паровую пуш­ку. В двадцатых годах XVII сто­летия соотечественник Леонардо да Винчи — Джиованни Бронка создал родоначальницу паровой турбины.
 
 
В 1763 году Иван Пол­зунов разработал проект паровой машины, которую можно было применить в хозяйстве. Шестью годами позже английский механик Джемс Уатт взял патент на паровую машину, ко­торой суждено было стать пер­вой судовой паросиловой уста­новкой.

Пароходы

11 августа 1807 года принято считать днем рождения парового судна. В этот день состоялось испытание парохода, построен­ного талантливым американским инженером Робертом Фултоном. Пароход, открывший регулярное движение по реке Гуд­зон от Нью-Йорка до Олбени, назывался «Клермонт».
 
Клермонт
 
В России 3 ноября 1815 года рейс между Петербургом и Кронштадтом совершил первенец русского парового флота паро­ход «Елизавета».
 
Паро­ход «Елизавета»
 
В 1838 году пароходы «Сири­ус» и «Грейт Вестерн» пересек­ли Атлантический океан, не под­нимая парусов, хотя и имели па­русное вооружение. (Кстати, оно просуществовало на парохо­дах до конца XIX столетия.)
 
Пароход «Сири­ус»
 
Пароход «Грейт Вестерн»
 
Рост промышленности, коло­низация Америки и Австралии требовали судов, которые могли бы независимо от воли стихии совершать регулярные рейсы в океане. В XIX веке резко возрос­ли размеры паровых судов, а вместе с ними и мощности паро­вых машин. К 90-м годам мощ­ность их была доведена до 8000-9000 л. с.

На грани двух веков паровыми машинами оборудовались в ос­новном пассажирские и грузо­пассажирские суда, чисто грузо­выми судами были только парус­ники. Это объяснялось несовер­шенством и малой эффективно­стью паросиловых установок то­го времени.

Из-за низкого коэффициента полезного действия машины бы­ли очень громоздки. Малая про­изводительность паровых котлов требовала увеличения их коли­чества, что, в свою очередь, зна­чительно увеличивало потреб­ность в запасах топлива.

Применение появившихся в 80-х годах прошлого века водо­трубных котлов, которые сейчас работают на жидком топливе, улучшило эффективность паро­силовых установок. Но экономи­ческий кпд их достиг всего лишь 10-15%, чем и объясняет­ся прекращение постройки паро­ходов.

Электроходы

В 1838 году жители Петербур­га могли наблюдать, как по Не­ве двигалась небольшая лодка без парусов, весел и трубы. Это и был первый в мире элек­троход, построенный академиком Б. С. Якоби. Моторы лодки пи­тались от гальванических эле­ментов. Изобретение русского ученого почти на целый век опередило мировую судострои­тельную науку. Но практическое применение на судах этот двига­тель получил только на подвод­ных лодках для плавания в по­груженном положении.

Турбоходы

Идея применения турбины в качестве главного двигателя принадлежит инженеру-механи­ку русского флота А. Д. Кузь­минскому. Однако начатая им в 1892 году работа по созданию турбохода не была завершена.

Первый турбоход, носивший название «Турбиния», был по­строен в Англии Чарльзом Парсонсом, создателем многоступен­чатой реактивной турбины. Это была яхта водоизмещением 44,5 т; паротурбинная установка на ней состояла из паровых кот­лов и трех турбин, напрямую соединенных с гребными валами. На каждом из гребных валов (находилось по три гребных (винта (система тандем). Общая мощность турбин составляла 2000 л. с. при 200 об/мин. В 1896 году во время испытаний «Турбиния» развила скорость 34,5 узла.
 
Турбоход «Турбиния»
 
Военные моряки по достоинст­ву оценили появление нового двигателя. Турбина вводится на миноносцы, броненосцы и затем становится главным двигателем почти на всех надводных кораб­лях флотов мира.

В русском флоте первым тур­бинным кораблем был миноно­сец «Ласточка», спущенный на воду в 1904 году. Его силовая установка состояла из двух па­ровых турбин мощностью по 1000 л. с. при 1300 об/мин. Для малого, переднего и заднего ходов служила небольшая паро­вая машина мощностью 250 л. с.
 
Миноно­сец «Ласточка»
 
В торговом флоте паровая тур­бина получила признание толь­ко после ее применения на лай­нерах «Лузитания» и «Маврита­ния». Построенные в 1907 году, эти лайнеры легко развивали скорость в 26 узлов. «Голубую ленту» — приз за скорость — «Мавритания» сохраняла за со­бой на протяжении двадцати двух лет.
 
Лай­нер «Лузитания»
 
Лай­нер «Маврита­ния»
 
Благодаря паровым турбинам были созданы суда с мощностью силовых установок до 200 000 л. с. Так, лайнер «Юнайтед Стейтс», построенный в Америке в 1952 го­ду, легко развивал скорость хода 35,6 узла. Его владельцам навеч­но вручили символический приз — «Голубая лента Атлан­тики».
 
Лайнер «Юнайтед Стейтс»
 
Лайнер «Юнайтед Стейтс»
 
Турбоэлектроходы

Силовой установкой, состоя­щей из парового котла, турбины, генератора и электромотора, бы­ли оснащены турбоэлектроходы. Широкое применение они на­шли в США. Правда, тяжелые алектрогенераторы и электродви­гатели постепенно были вытесне­ны редукторами.

Значительный интерес вызва­ла постройка турбоэлектрохода «Канберра». Худшие весовые по­казатели не смутили конструкто­ров. Было подсчитано, что при мощностях в 75000-100000 л. с. потери энергии при применении переменного тока соизмеримы с потерями в редукторе и гидрав­лической передаче, а отказ от ступеней заднего хода даже уве­личил экономические показатели силовой установки. Как правило, турбоэлектроходами являются только крупные суда, чаще — пассажирские.
 
Турбоэлектроход «Канберра»
 
При меньших же мощностях более целесообразно применять редукторные передачи, потери в которых составляют лишь 1,5-4% .

Теплоходы

История теплохода насчитыва­ет всего несколько десятилетий, но суда с двигателями внутреннего сгорания уже прочно занимают ведущее место в мировом судо­строении как по общему тонна­жу, так и по количеству. Это объясняется прежде всего высо­кой экономичностью и возможностью постройки двигателей различных мощностей — от 0,5 до 30000 л. с.

Родиной теплохода является наша страна. Первый теплоход «Вандал», построенный в 1903 го­ду, был одновременно и дизель-электроходом. Электрическую передачу через динамо-машину применили для устранения труд­ностей реверсирования, так как первые судовые дизели имели вращение в одну сторону и их нельзя было переключить с пе­реднего хода на задний. В 1907 го­ду русский инженер Р. А. Корейво сконструировал пневмати­ческую муфту, которая облегчи­ла реверсирование двигателя. Муфта получила распростране­ние во всем мире.
 
Теплоход «Вандал»
 
В 1908 году на заводе Нобеля в Петербурге (ныне завод «Рус­ский дизель») для подводной лодки «Минога» были построены по проекту русского инженера К. В. Хагелина два первых в ми­ре судовых четырехтактных ре­версивных двигателя по 120 л. с. каждый.
 
Подводная лодка «Минога»
 
Дизели сразу заняли ведущее место в судостроении. Уже в 1914 году их мощности дости­гают 2000-2500 л. с.

В настоящее время на заводах изготовляются судовые дизели различных мощностей — от 0,5 до 25000 л. с. Мощность двига­телей, изготовляемых для супер­танкеров, достигает 30000 л. с. Вес таких дизелей составляет почти 1000 т.

Двигателями управляют ди­станционно из машинного от­деления.

Дизель-электроходы

Первым дизель-электроходом был, как уже упоминалось выше, наш русский теплоход «Вандал».

Дизель-электроходы не полу­чили большого распространения. Потери при двойном превраще­нии энергии (механической в электрическую, а затем электри­ческой вновь в механическую) довольно велики, до 15%. Но вместе с тем для некоторых ти­пов судов электродвигатель является единственно приемлемым. Это суда с частой сменой режи­мов нагрузки гребной установки, суда, требующие повышенных маневровых качеств, длительное время работающие с понижен­ной мощностью. Такими судами являются ледоколы, суда ледово­го плавания, буксиры, паромы, китобойные суда, земснаряды и некоторые другие.

Газотурбоходы

Характерные черты газотур­бинной установки — небольшой вес и малые габариты, простота обслуживаниия и безотказность в работе. Газотурбинные уста­новки состоят из генератора газа и турбины.

Применить газовые турбины на судах впервые предложил русский офицер Назаров. В 1892 году Кузьминский со­здал газотурбинную установку. Смерть оборвала труд ученого, и работы по использованию га­зовой турбины были продолжены после второй мировой войны.

В СССР в 1961 году построен газотурбоход «Павлин Виногра­дов». Его судовая силовая уста­новка состоит из четырех сво­бодно-поршневых генераторов газа, вырабатывающих рабочий газ для турбины мощностью 3800 л. с. Водоизмещение турбо­хода — 9080 т, скорость хода — 15,6 узла.
 
Газотурбоход «Павлин Виногра­дов»
 
В современных газовых турби­нах максимальный кпд соста­вляет около 29%.

Атомоходы

Успехи современной науки в использовании атомной энергии позволили применить на флоте новый вид топлива — ядерное. В 1956 году в Советском Союзе спущен на воду атомоход «Ленин». Выбор ледокола для установки на нем атомного ре­актора не случаен. Лучшие суда этого типа могут брать топлива не более чем на 40 суток плава­ния, ядерное горючее позволяет нашему атомоходу трудиться во льдах Арктики без пополнения запасов топлива более года.
 
Атомоход «Ленин»
 
Для превращения тепла, выде­ляющегося при освобождении энергии атома, в механическую работу проще всего использо­вать паровую турбину. Тепло для нее вырабатывают атомные реакторы. При делении ядер ура­на возникают мощный поток нейтронов и интенсивное излу­чение. Для замедления потока нейтронов применяют замедлите­ли — графит или тяжелую воду, а против излучения — мощную защиту, вес которой составляет 50% веса реактора. Сейчас по­строено лишь два «мирных» ато­мохода: ледокол «Ленин» и грузо-пассажирское судно «Саван­на» (США).

Мощность первого — 44 000 л. с. ( второго — 22 000 л. с.
 
Грузо-пассажирское судно «Саван­на»
 
Трудно сказать, какими путя­ми пойдет дальнейшее развитие судовых силовых установок — могучего корабельного сердца; ясно одно: более совершенные технические решения, основан­ные на достижениях передовой науки, постепенно вытеснят прежние.

Автор: А. Тюков
Категория: Флот | Просмотров: 2441 | Добавил: Mao | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Логин:
Пароль:
Люди:
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700