Если над вами реют белые крылья парусов или с моделью парусника вы направляетесь к водоему, вам необходимо знать некоторые термины, употребляемые моряками, яхтсменами и моделистами! Итак, прежде всего о самом главном — о ветре. Ветер — это перемещение воздуха, или воздушное течение, проходящее параллельно земной поверхности. Непосредственной причиной ветра является неравномерное распределение атмосферного давления, что, в свою очередь, обусловливается неравномерностью температуры земной поверхности. Часто говорят: «Переменчив, как ветер». Но если разобраться, то уж не так ветер непостоянен, как кажется. Существуют местные, постоянно дуюшие ветры (новороссийская бора, бакинский норд и т. д.). На побережьях часто днем с моря на сушу, а ночью — с берега на море дует так называемый бриз. В умеренных широтах в зимний период с берега на море дует зимний муссон. Летний муссон имеет обратное направление. Районы экватора в полосе 20-30° являются областью постоянных пассатов, вследствие вращения Земли отклоняющихся в северном полушарии вправо, а в южном — влево. В северной части Тихого океана, в Китайском и Японском морях, а также у нас на Дальнем Востоке проносятся иногда разрушительные тайфуны и ураганы. Чтобы дать характеристику ветру, нужно знать его направление и скорость. Направление определяется по компасу. И если говорят, что «ветер дует в компас», значит северный ветер дует не на север, а с севера, что, кстати, противоположно морским течениям — они идут «из компаса». Скорость ветра измеряется прибором анемометром.
В 1837 году английский адмирал и гидрограф Фрэнсис Бофорт предложил шкалу для определения силы ветра. В 1913 году эта несколько видоизмененная шкала была рекомендована метеорологической международной конференцией к общему употреблению.
Работая с парусами, нужно твердо помнить, что такое центр парусности (ЦП) и центр бокового сопротивления (ЦБС). ЦП — это центр площади боковой проекции всех парусов, а ЦБС — центр плошади подводной части корпуса яхты (рис. 1).
Между ЦП и ЦБС существует зависимость: если ЦП впереди ЦБС, то судно носом отклоняется от линии ветра, или уваливается. Если ЦП сзади ЦБС, то судно приближает носовую часть к липни ветра. При этом говорят, что оно приводится. Для моделей чаще всего выбирают положение, когда ЦП расположен на 5—10% (длины яхты) впереди ЦБС (рис. 2).
Выражения увалиться и привестись употребляются и тогда, когда сам рулевой уводит или приближает нос яхты к линии ветра.
Надо иметь представление и о галсах. Если ветер дует в левый борт яхты, она идет левым галсом, а если в правый — то правым галсом. При этом различают пять направлений ветра (рис. 3).
Ветер, дующий прямо в форштевень, называют противным, а положение судна — ливентик. При ветре в скулу его называют бейдевиндом, а о яхте, идушей этим ветром, говорят, что она идет в бейдевинд, и добавляют галс — в бейдевинд левого (правого) галса.
Если направление ветра перпендикулярно борту, то это галфвинд; о судне, идущем этим ветром, скажут — идет вполветра левого (правого) галса.
Бакштаг — так называют ветер, дующий под 45° с кормы. И наконец, ветер точно в корму называют фордевиндом, а о яхте, идущей этим ветром, говорят: она идет полным ветром. Каждому направлению ветра соответствует и свое положение парусов.
Следует также различать и повороты парусника. Дело в том, что поворотом парусного судна называется смена галса. Если судно шло правым галсом, я потом перешло на левый, то оно совершило поворот, при этом даже не обязательно ему менять курс.
Поворотов в парусном флоте всего два (рис. 4).
Это поворот оверштаг — когда яхта пересекает линию ветра носом и поворот через фордевинд — когда линия ветра пересекается кормой. Применение того или иного поворота зависит от ветра, каким идет судно, и от конкретных условий.
Надо помнить также о некоторых командах, подаваемых при хождении под парусами.
Команда шкоты травить означает медленно отпускать их, давать слабину. Шкоты выбирать — вытягивать втутую. Раздернуть шкоты —значит отпустить их совсем, чтобы паруса заполоскали свободно.
Иногда, особенно при сильном ветре, нужно уменьшить площадь парусов. Тогда подают команду взять рифы. При этом паруса приспускают, снизу собирают гармошкой и прихватывают рифами к гику или шкаторине.
Если необходимо остановить судно, не убирая парусов, то ложатся в дрейф, т. е. приводят к ветру и парусами удерживают в этом положении.
Запуски моделей парусников, участие в соревнованиях будут первым шагом к тому, чтобы взять в руки шкоты и румпель настоящей яхты.
Автор: Е. Леонтьев |